Шаликов Петр Иванович
Стихотворения

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Бумага и Перо
    Талант и Характер
    Глухой и часы
    Карета
    На М. Н. Загоскина
    Моралист
    Дилемма
    На А. А. Шаховского
    На В. И. Туманского
    Русский классик русскому романтику


   
   Библиотека поэта<. Большая серия<. Второе издание
   Л., "Советский< <писатель", 1977
   Русская басня<. XVIII--XIX <веков
   

П. И. Шаликов

   348. Бумага и Перо
   349. Талант и Характер
   351. Глухой и часы
   354. Карета
   
   

348. БУМАГА И ПЕРО

             "Скажи мне искренно, всегда ли ум иль чувство
             Меня, безмолвную, пестрить тебе велят?
                       Всегда ли знанье, вкус, искусство
                       Людей на счет мой веселят?" --
             Спросила некогда страдалица Бумага
             У легкого Пера, которое в ответ
             Сказало тотчас ей: "Мой властелин -- отвага,
                                 С ней покоряют свет!"
   
             <1808>
   

349. ТАЛАНТ И ХАРАКТЕР

             "Признаться ли, -- сказал Таланту Характер,--
                                 Что мне подчас завидно,
                                           Подчас обидно,
             Когда любуются -- нередко выше мер --
             Тобой одним, когда тебя лишь превозносят,
                                 А обо мне вовек не спросят,
                                 Каков и существую ль я!..
                                 Вот участь при тебе моя!"
             -- "Будь справедливее, -- соперник отвечает. --
             Тебя, так кажется, никто не замечает,
             Когда соединить угодно нас судьбе.
             Но, смело говорю, последнюю тебе
             Приносит всякий дань любви и уваженья
                                           Или... презренья".
   
             <1808>
   

351. ГЛУХОЙ И ЧАСЫ

             Глухой купил часы с курантами стенные,
                       Прекрасные и дорогие;
                       Постановивши к месту их
                       И устремив свой взор на них,
                                 Стал любоваться ими.
             Глядит на стрелку: час проходит, и другой,
             Но бою нет. "Итак, -- вскричал сердясь глухой, --
             Ты обманул меня хвалеными своими
             Часами, скверными, как сам купчишка -- плут!
                                 Ну, где ж куранты тут?
                                 Да и часов не бьют!
             За наглый столь обман тюрьмы, конечно, мало!"
                       А между тем куранты, бой --
             Всё было; ничего лишь не слыхал глухой!..
             А что он глух, на мысль совсем ему не вспало.
   
                                 Какое множество таких
                                 Во всяком роде есть глухих!
   
             <1815>
   

354. КАРЕТА

             По грязной улице, в суровую погоду,
                                 Согнувшись, некто шел пешком
                                           И, может быть, тишком
                                 Роптал, сердился на природу,
                                 Как вдруг лихая четверня
                                           Кареты самой модной
             Так хлынула в него густою грязью черной,
                                           Что он невзвидел дня.
                                 "О своенравная, слепая,
             Фортуна дерзкая! -- воскликнул пешеход, --
             Он, видно, был не то, что мы зовем народ, --
             Дарами щедрыми любимца осыпая,
             На счет других всегда лелеешь ты его!
             Он -- едет, я -- иду: подчас и это больно, --
             Но этого еще, к несчастью, недовольно:
             Я должен сюртука лишиться моего!"
                                           Любимец счастья мнимый,
             Услышавши упрек бедняжки справедливый,
             К отраде истину сказал ему в ответ:
                                 "Я еду не в своей карете,
             И вовсе у меня, мой друг, кареты нет".
   
             Наружный блеск -- ничто. Итак, напрасно пени
             За скудный свой удел возносим к небесам;
             Блаженство часто мы предполагаем там,
                                           Где нет его и тени.
   
             <1822>
   

ПРИМЕЧАНИЯ

   Петр Иванович Шаликов (1767--1852) принадлежал к числу первых русских писателей-профессионалов. В наследство от родителей он получил только грузинский княжеский титул и по выходе в отставку из военной службы в 1799 г. должен был изыскивать средства к существованию. С 1813 г. он занимал место редактора "Московских ведомостей", но продолжал издавать "Дамский журнал" (1823-- 1833) и выпускать отдельными сборниками свои сочинения и переводы. Шаликов начал печататься в 1790-е годы, находясь под сильным влиянием начинавшегося сентиментального движения, и до 1830-х годов, почти не меняясь, оставался последовательным защитником эстетики сентиментализма. Первые сборники "Плод свободных чувствований" (чч. 1--3, М., 1798--1801) и "Цветы граций" (М., 1802) выдвинули его в число наиболее модных московских писателей. Именно к первым годам XIX в. относится наибольший литературный успех Шаликова. Он становится центром, вокруг которого группируются начинающие авторы, возглавляет в Москве борьбу с литературными староверами. В 1806 г. он организует журнал "Московский зритель"; в 1808--1812 гг. издает "Аглаю", самым названием подчеркивая преемственность по отношению к альманаху H. M. Карамзина. Однако по мере эволюции сентиментализма он постепенно оказывается на периферии литературного движения, тяжело переживая утрату популярности. Литературная традиция фиксирует репутацию Шаликова как писателя слащаво-чувствительного и пустого. В 1819 г. Шаликов выпускает две части своих "Сочинений" (М., 1819) в прозе и стихах, а через три года последний сборник -- "Последняя жертва музам" (М., 1822). Шаликов был типичным представителем кружковой, притом специфически московской, поэзии "сердечных излияний". Послания к друзьям и женщинам, любовные стихи, альбомные мелочи "на случай" -- таковы его излюбленные, весьма расплывчатые в жанровом отношении стихотворения. Басни занимают среди них подчиненное положение. Шаликов обратился к баснописанию под несомненным влиянием И. И. Дмитриева, с которым его связывало долголетнее знакомство и которого он рассматривал как главу и законодателя русских сентименталистов в поэзии. Басни Шаликова представляют любопытный пример приспособления дидактического жанра к сентиментальной тематике: стилистически гладкая, изящная по сюжету, мягкая моральная сентенция, противопоставленная традиционно "низкому" жанру. О Шаликове см. также в кн.: "Поэты 1790--1810-х годов", "Б-ка поэта" (Б. с), 1971.
   348. "Аглая", 1808. ч. 4, кн. 2, с. 34: ТОЛРС, 1819, ч. 13, кн. 20, с. 73. Печ. по Соч., т. 2, с. 238. Басня читалась в заседании О Л PC 25 января 1819 г.
   349. "Аглая", 1808, ч. 4, кн. 2, с. 34; ТОЛРС, 1819, ч. 13, кн. 20, с. 73. Печ. по Соч., ч. 2, с. 239. Под "характером" в басне понимается совокупность душевных, моральных качеств человека в противоположность дарованию, уму.
   351. ВЕ, 1815, ч. 81, с. 161.
   354. "Последняя жертва музам", с. 25.
   

Русская эпиграмма второй половины XVII -- начала XX в.

П. И. Шаликов

   

590. <НА М. Н. ЗАГОСКИНА>

                          Прими мой искренний совет:
             Когда желаешь быть соперником Мольера,
                         Спиши свой собственный портрет,
             И ты напишешь нам другого "Лицемера".
   
             Между 1815 и 1822
   

591. МОРАЛИСТ

                           Наш строгий моралист Бифрон
             Такими сильными, прекрасными словами
             Нам хвалит честности и правоты закон,
                          Что всю имел бы власть над нами,
             Когда бы сам ее... не разрушал делами.
   
             <1820>
   

592. ДИЛЕММА

                           В твореньи видим мы творца:
             Закон, открытый нам природы властелином;
             И "Сын отечества" у нового отца
                                 Стал чисто блудным сыном.
   
             1825
   

593. <НА А. А. ШАХОВСКОГО>

             Так! "Новый Стерн" смешон -- не Новым Стерном, нет,
             А сам собой -- то есть смешон как сочиненье,
             В котором все места и лица -- сущий бред,
             Рассудку здравому на стыд и оскорбленье.
   
             <1829>
   

Приписываемое

594. <НА В. И. ТУМАНСКОГО>

                            Дитя мечтательной натуры,
             Поэт-романтик Мглин так слог туманит свой,
                       Что уж давно пора назвать его мечтой
                 Иль призраком литературы.
   
             1823 Москва
   

595. РУССКИЙ КЛАССИК РУССКОМУ РОМАНТИКУ1

                     Преступный, но слепой раскольник!
             Ни я, ни ты друг другу не пример:
                     В нелепицах -- ты жалкий школьник:
             В изящном я -- упрямый старовер.
   
             1828 Село Ягренево
   
   1 Взаимный дар за приветствие русского романтика русскому классику, помещенное в альманахе "Северные цветы на 1828 год". -- Соч.
   

ПРИМЕЧАНИЯ

   Петр Иванович Шаликов -- писатель, эпигон сентиментального направления, журналист, издатель "Московского зрителя" (1806), "Аглаи" (1808--1810, 1812) и ДЖ (1823--1833). Анонимные эп-мы в этих журналах в большинстве случаев принадлежат, по всей вероятности, самому издателю. Подписи Шаликова: К.Ш-в и, возможно: N.N., Z.
   590. Печ. впервые по автографу ПД. Загоскин Михаил Николаевич (1789--1852) -- писатель-романист и драматург. Датируется предположительно периодом наиболее интенсивной деятельности Загоскина как драматурга. Ср. с эп-мой А. И. Писарева (No 1178). И ты напишешь нам другого "Лицемера". Намек на комедию Мольера "Тартюф".
   591. BE, 1820, No 2, с. 48, подпись: К. Ш-в.
   592. Печ. впервые по автографу ПД. Направлена против Ф. В. Булгарина (см. примеч. 905), ставшего с 1825 г. соиздателем Н. И. Греча по СО, чем и определяется датировка.
   593. ДЖ, 1829, No 8, с. 119. Задетый комедией А. А. Шаховского (см. спр. п. примеч. 1320) "Новый Стерн" (1805), в которой -- осмеивались русские сентименталисты, Шаликов был выведен из себя успехом этой пьесы, переизданной в 1822 г. и стяжавшей себе похвалу даже во французской печати в 1826 г. Эп-ма включена в статью, в которой Шаликов писал: ""Новый Стерн" мог нанести удар (хотя и не последний) драматическому искусству, но ни под каким видом не мог даже и оцарапнуть писателей, на которых метил: промахнувшись страшным образом, он перекувырнулся так смешно, что все смешное, весь ridicule оставил за собою" (там же). Ср. с анонимной эп-мой в журнале "Московский зритель" (1806, No 9, с. 39), которая, вероятно, также была написана Шаликовым, издателем этого журнала:
   
             Вчера во храме Муз я был на погребеньи;
             До тысячи туда стеклося человек.
             Судите о моем, об общем сожаленьи,
             Узнав, что "Новый Стерн" скончал свой краткий век!
   
   594. Б. 1823, No 15, с. 209, подпись: N. N. Туманский В. И . -- см. спр. и. примеч. 1138.
   595. ДЖ, 1828, No 2, с. 85, подпись: Z. Приветствие русского романтика -- см. эп-му No 1104 и примеч. к ней.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru