Аннотация: Вечернее чувство
Роща К соседу Весна Соседка К моей хижине К В. Л. Пушкину Наши стихотворцы К Ивану Ивановичу Дмитриеву. На новоселье К Александру Сергеевичу Пушкину на его отречение петь женщине "Евгений Онегин". Глава вторая К И. И. Дмитриеву (по случаю стихов, напечатанных в 16-й книжке "Московского наблюдателя" 1837) На цепочку для часов Добро В моем наследии
П. И. Шаликов
Стихотворения
Библиотека поэта. Второе издание
Поэты 1790-1810-х годов
Вступительная статья и составление Ю. М. Лотмана
Подготовка текста М. Г. Альтшуллера.
Вступительные заметки, биографические справки и примечания М. Г. Альтшуллера и Ю. М. Лотмана
256. К Александру Сергеевичу Пушкину на его отречение петь женщине
257. "Евгений Онегин". Глава вторая
258. К И. И. Дмитриеву (по случаю стихов, напечатанных в 16-й книжке "Московского наблюдателя" 1837)
Биографическая справка
Петр Иванович Шаликов родился в 1768 году (по другим сведениям, в 1767-м), был сыном небогатого грузинского князя, получил домашнее воспитание, затем служил кавалерийским офицером, участвовал в турецкой и польской войне, в частности во взятии Очакова. Вышел в отставку премьер-майором гусарского полка в 1799 году я поселился в Москве. Первые стихотворения Шаликова появились в 1796 году в журнале "Приятное и полезное препровождение времени" и в "Аонидах". Тогда же, по-видимому, состоялось знакомство его с И. И. Дмитриевым и Н. М. Карамзиным, которых Шаликов почитал всю жизнь как своих учителей. Литературную известность принесли Шаликову два томика изящно изданных книжек "Плоды свободных чувствований" и продолжение их -- "Цветы граций", в которых сентиментальные прозаические миниатюры перемежались о чувствительными стихами, -- все это было вполне на уровне своего времени, хотя и не обнаруживало в авторе особенного таланта или оригинальности. Насмешки, которым стал подвергаться Шаликов с начала своего творчества и которые сопровождали его потом всю жизнь, только отчасти были связаны непосредственно с его литературными трудами, -- гораздо большую роль сыграли здесь личные качества Шаликова и принадлежность его к осмеиваемому направлению (сентиментализму), в котором он, как малоталантливый человек, представлял собой весьма удобную мишень для нападений противников.
Наделенный характерной внешностью (худощавый, с большим носом, черными бакенбардами, в зеленых очках), Шаликов подчеркивал свою оригинальность эксцентричностью одежды, витиеватой речью и неестественной манерой держаться -- он все время разыгрывал роль "вдохновенного поэта". Кроме того, он обладал самолюбивым, раздражительным и отнюдь не добрым характером, чем и наживал себе множество врагов, был, по свидетельству П. А. Вяземского, "вызываем на поединки" и навлекал на себя злые эпиграммы. 1
В творчестве своем -- и в прозе, и в стихах -- Шаликов старался подражать Карамзину. Карамзин, как известно, всю жизнь покровительствовал Шаликову, находил в нем "что-то тепленькое", называл "добрым" и защищал от насмешек И. И. Дмитриева.2 И. И. Дмитриев, хотя и написал известную пародию на Шаликова,3 поддержал в 1806 году его первый журнал "Московский зритель", который просуществовал всего год. В 1808 году Шаликов снова принялся за журнал, назвав его "Аглая" и подчеркнув тем самым преемственность от известного альманаха Карамзина. Кроме самого издателя в нем участвовали Ф. Глинка, А. А. Волков, M. H. Макаров, И. M. Долгоруков, А. Ф. Мерзляков, В. В. Измайлов, В. Л. Пушкин и др. Литературная позиция Шаликова в 1808--1812 годы была достаточно определенной он горячий защитник Карамзина и активный противник "старого слога". О его методах борьбы П. И. Голенищев-Кутузов писал графу А. К. Разумовскому 4 декабря 1811 года: "Некто князь Шаликов здесь на нашего Каченовского за критики на слезливцев письменно угрожает Каченовского прибить до полусмерти, почему бедный Каченовский принужден был просить защиты у полиции... Князь Шаликов, как всей публике здесь известно, есть человек буйный, необузданный, без правил и без нравственности". 4
Во время кампании 1812 года Шаликов, как свидетельствуют современники, по недостатку средств не смог выехать из Москвы. Будучи очевидцем событий, он написал и издал в 1813 году брошюру "Историческое известие о пребывании в Москве французов". После окончания войны, по протекции И. И. Дмитриева, он получил место редактора "Московских ведомостей", а в 1823 году начал издание двухнедельного "Дамского журнала". В годы "Дамского журнала" Шаликов сам писал немного. Он продолжал свои "Мысли, характеры и портреты" в прозе, начало которым было положено отдельным изданием еще в 1815 году, и сочинял стихи на разные случаи: от торжественных царских праздников до именин и крестин у своих приятелей. Действительное место Шаликова в истории русской словесности отнюдь не должно определяться лишь тем, что современники сделали его мишенью своих сатирических стрел. Князь П. И. Шаликов был профессиональным литератором и журналистом, и хотя он не обладал большим поэтическим дарованием (что отлично понимал и сам), написанное им читалось, обсуждалось, а в некоторых кругах, несомненно, пользовалось даже успехом. Характерно, что А. С. Пушкин, неоднократно смеявшийся над шаликовской чувствительностью в сатирических стихах и дружеской переписке, иногда отзывался о нем как о поэте совсем не враждебно. Так, в первом издании "Разговора книгопродавца с поэтом" (1825) поэт, отказываясь петь для "женских сердец", отвечает книгопродавцу:
Пускай их Шаликов поет,
Любезный баловень природы.
В письме к Вяземскому Пушкин сам комментировал этот стих как "мадригал кн. Шаликову" и прибавлял при этом: "Он милый поэт, человек достойный уважения... и надеюсь, что искренняя и полная похвала с моей стороны не будет ему неприятна". 5
Шаликов относился к Пушкину с неизменным благоговением. В "Дамском журнале" помещено немало стихотворений, обращенных к автору "Евгения Онегина" и "Полтавы". Личное знакомство Пушкина и Шаликова могло произойти в 1827 году в доме В. Л. Пушкина, где Шаликов бывал очень часто. Встречались они, очевидно, в 1829 году в доме Ушаковых. Сохранилось письмо Шаликова к Пушкину от мая 1836 года, где Шаликов благодарит Пушкина за визит6 и предлагает свои стихи о Карамзине для "Современника". Эти стихи напечатаны не были, но в шестом томе, вышедшем уже после смерти Пушкина (кн. 2 за 1837 год), появились стихи Шаликова "К И. И. Дмитриеву".
Умер Шаликов в 1852 году в своей маленькой деревеньке Серпуховского уезда, глубоким стариком, едва ли не последним из представителей русского сентиментализма.
1 П. А. Вяземский, Полн. собр. соч., СПб., 1878--1896, т. 7, с 172.
2 М. А. Дмитриев, Мелочи из запаса моей памяти, изд. 2, M., 1869, с. 96--99.
3 См.: И. И. Дмитриев, Полн. собр. стих., "Б-ка поэта" (Б. с.), 1967, с. 347.
4 А. А. Васильчиков, Семейство Разумовских, СПб., 1880--1894, т. 2, с. 369.
5 А. С. Пушкин, Полн. собр. соч., т. 10, 1958, с. 125.
6 См.: "Литературное наследство", кн. 16--18, М., 1934, с. 602.
Основные издания сочинений П. И. Шаликова:
Плод свободных чувствований, чч. 1--3, М., 1798--1799.