|
Скачать FB2 |
| |
А. А. Шаховской.
Смоляне в 1611 году.
Татары бросаются на Шеина.
Татары бросаются.
Удары колокола, храм взрывается.
Киселёва Л. Н.
Шаврыгин С. М.
Гозенпуд А. А.
Драматическая хроника в 4-рёх действиях в стихах.
Действующие лица:
Действие I.
Увертюра играет сражение, за сценой слышны сперва пушечные и ружейные выстрелы, потом взрыв; пальба пушечная затихает, ружейная ещё продолжается, удаляясь; во второй половине увертюры занавес поднимается.
Театр представляет внутренность смоленского Кремля, стена с левой стороны идёт от 1-ой до 4-ой кулисы, где оканчивается башней, в ней во 2-ой кулисе городские ворота, от башни театр перегораживается наискось к 8-ой кулисе так же стеною, с левой стороны начинается подножие горы, идущей косвенно в правую сторону, на нём в 8-ой кулисе с правой стороны разбитая сверху башня, сделанная, как колокольня, с открытыми вверху арками, в них утверждена железная полоса с большим колоколом: сквозь арки видно продолжение горы с оградою, на стенах зубцы и амбразуры с пушками, на правой стороне в 1-ой кулисе наподобие погреба начало подземного хода, заваленного каменьями, у пригорка - колодец.
Явление 1.
Алексеев стоит на поперечной стене и глядит вниз, Полтев, как начальник крепости, обходит стены, говорит с пушкарями, смотрит вниз на сражение. Пушкари стоят с зажжёнными фитилями подле пушек, стрельцы с ружьями стоят между зубцов, и по открытии занавеса, до конца увертюры, занимающие поперечную стену ещё стреляют вниз. Старосты городские с тростями в руках занимаются распорядком работ и приготовлением к обороне. Женщины и отроки иные кипятят в котлах на огне, разведённом подле стены, воду и смолу, другие делают картузы и патроны, некоторые, постарей, приготавливают перевязки для раненных. При поднятии занавеса - восход Солнца, свет в кулисах открывается постепенно, спереди уже поднят. Сцена вообще представляет деятельную картину осаждённого Кремля.
Многие взбегают на стену.
Все повторяют последнюю строку. В колокола звонят, ворота отворяются. Воеводы и ратные люди входят во всём вооружении.
Явление 2.
Те же, Шеин, князь Горчаков, Алексеев, Левин, Татищев, Багреев, Полтев и прочие дворяне, старосты, стрельцы, жильцы и женщины.
Явление 3.
Те же, Мария, Елена, Иван и несколько боярынь и служительниц сходят с горы.
Явление 4.
Те же, Горчаков, князь Андрей, Мамонов, Панютин, Дмитриев, Панин, Потёмкин и князь Друцкий.
Явление 5.
Андрей, Мария, Елена и прислужницы.
Прислужницы кладут Елену на камни.
Явление 6.
Андрей, потом Потёмкин.
На этом в первоначальной редакции, в которой хроника была в 5 д., был конец первого действия.
Явление 7.
Потёмкин, Горчаков, Шеин, Иван, Алексеев, старосты и прочие.
Все уходят.
Конец 1-ого действия.
Из ранней редакции.
Действие 2.
(После явления 7-ого первого в окончательном варианте).
Театр представляет собой то же, что и в первом действии.
Явление 1.
Старосты, жильцы, пушкари, стрельцы, женщины и народ.
Некоторые стрельцы и пушкари становятся на стене в своих местах.
Явление 2.
Те же, Шеин, Горчаков, Алексеев, дворяне и воины, шедшие в храм, кроме Друцкого и Ивана.
Явление 3.
Те же, Марк Угрин и князь Друцкий.
Друцкий, отведя Марка, скоро возвращается.
Явление 4.
Те же, кроме Марка.
Далее следует с некоторыми разночтениями текст монолога Шеина из 7-ого явления I действия поздней редакции.
(Конец 2-ого действия из ранней редакции).
Действие II.
Театр представляет неприятельский лагерь на берегу Днепра, за рекою видны разорённые постройки, в том числе и несколько русских изб без кровель, у берега с левой стороны несколько вкось раскинут генеральский шатёр, подле него впереди несколько палаток, на правой стороне - одна небольшая, перед шатром знамя, пирамида из барабанов и стол, накрытый скатертью, впереди на правой стороне купа деревьев берёзовых или еловых, по театру раскидано несколько камней.
Явление 1.
Дорогостанский, Новодворский, Неймарк и несколько военачальников видны в вполовину открытом шатре за столом, музыканты возле палатки со своими инструментами. Итальянец сидит с гитарой в руках, перед ними запорожец расхаживает, угощая всех. Еврей разносит за ним в оловянной кулгане (кулгана - большая бутыль с крышкой и узким горлом) горилку, мазур, держа на руке шлем и большой плащ, стоит впереди со стороны палатки и глядит на всё задумчиво. Молдаванин и несколько татар под купою деревьев играют на накрытом плащом барабане в кости. Француз, опершись на саблю, смотрит на их игру; немец, сидя на камне, курит табак, швейцар лежит на земле, облокотившись рукой на камень. Несколько татар, запорожцев и прочих воинов разных наций сидят, лежат и стоят в разных группах и положениях по всей сцене. Слуги откупоривают у стола бутылки, носят в шатёр кушанье из противолежащей палатки, выносят его на сцену, едят стоя и потчуют иных из воинов. Словом, театр представляет движущуюся картину лагерного праздника. Антракт оканчивается ритурнелем хора, который слышен ещё до поднятия занавеса.
Трубы и литавры играют фанфарами. Запорожец во время хора потчует всех и, раздав стаканы и рюмки, которые за ним носил еврей с работниками, подходит к мазуру и ударяет его по плечу.
Еврей подносит.
Хор повторяет последние стихи, слуги наливают французу вина и вместе с ним пьют, между слуг некоторые одеты в богатые кунтуши, как-то: эконом, конюший и прочие чиновники Дорогостанского, которым другие прислуживают.
Трубы и литавры.
Другие татары то же.
Все вкладывают.
В лагере трубят.
Все, кроме Новодворского, слуг, музыкантов, итальянца, мазура и часового, уходят.
Трубы.
Трубы и литавры.
Явление 2.
Те же и Марк.
Мазур входит в палатку.
Запорожец уходит.
Явление 3.
Те же, Мезецкий и запорожец.
Явление 4.
Те же, кроме Мезецкого, Новодворского, Марка и мазура.
Запорожец уходит в правую сторону, а еврей - за ним.
Оркестр вступает.
Во время ритурнеля слышно вдали с правой стороны:
Трубы и литавры.
Последние два куплета повторяются хором за сценой.
Во время пения хора Андрей вбегает в театр, Потёмкин за ним и увлекает его под купу деревьев, что бы не быть видимым из палатки.
Трубы и литавры.
Гости одни бросаются поднять и завязать голову Дорогостанскому, другие хотят защищаться, но одного из них убивают, у другого выбивают саблю, третьего бросают на землю, Потёмкин, убив часового, хватает знамя. Музыканты и слуги, увидев русских, убегают.
Слуги убегают и кричат за сценой.
Бьют тревогу.
Русские убегают.
Дорогостанский и Неймарк бегут по берегу.
Занавес опускается, но стрельба всё ещё слышна.
Конец 2-ого действия.
Действие III.
Театр представляет собой внутренность города. Подле стены, которая перегораживает его поперёк, начиная с левой стороны от четырёхугольной башни с остроконечной крышей, до правой стороны, где виден пролом, идущий за кулису, в передней кулисе небольшой полуразбитый ядрами дом, поставленный почти прямо против зрителей, в нём видна сквозь растворённые двери и выбитое окно простая скамья, по сцене к стене расставлены растворы для извести, ямы для глины, несколько складок кирпича, кучи песка, носилки, тележки и прочие необходимые вещи для каменного строения, ушаты и вёдра с водой. Кулисы предоставляют развалины зданий, уцелевшие дома деревянные и некоторые группы деревьев.
Явление 1.
Татищев управляет работами, Левин, Полтев и прочие подвигают в правые кулисы каменья, носят кирпич, старосты мешают известь, убирают глину, носят песок, боярыни, прислужницы и посадские женщины и девушки носят воду и исполняют лёгкие работы, каменщики кирпичами закладывают пролом уже вверху стены, стрелец стоит на часах у башни. Во время первых двух явлений должно быть беспрерывное движение в театре, всеобщая деятельность показывает поспешность и усердие всех жителей Смоленска. До поднятия занавеса слышна почти половина хора, которому должно петь на правой стороне подле стены, где предполагается большая часть пролома.
Явление 2.
Те же, Мария и Елена выходят с правой стороны из средних кулис, потом Иван выбегает с левой из-за последней кулисы.
Явления 3.
Те же и Горчаков, выходящий быстро им навстречу.
Явление 4.
Те же и быстро вбегающий Полтев.
Явление 5.
Елена и Мария.
Явление 6.
Те же, Шеин, Горчаков и Алексеев.
Явление 7.
Те же, Мезецкий, Новодворский и Багреев.
Мезецкий с почтением кланяется.
Народ окружает Мезецкого, женщины хотят целовать его руки.
Во время речи Мезецкого Елена, удерживаемая матерью, показывается в дверях и слушает с напряжением всех душевных сил, и при сём стихе почти становится на колени с радостным восторгом, мать её поддерживает.
Елена почти выбегает, но мать останавливает её в дверях, и обе слушают.
Все преклоняются.
Все удивляются.
Все женщины делают движение.
Явление 8.
Те же, кроме Новодворского, затем Полтев, Потёмкин, Андрей и его товарищи входят с правой стороны.
Елена содрогается.
Елена, увидев хлеб, берёт его скоро, ломает, подносит ко рту.
Плащ раскрывается.
Товарищи Андреевы бросаются к нему, отец, целуя его, опускает на их руки, Потёмкин, становясь на колени, поддерживает тело.
Иван то же делает, женщины, подходя, преклоняют колени.
Женщины окружают тело Елены. Воины подходят к Андрею. Занавес быстро опускается.
Конец 3-тьего действия.
Действие IV.
Декорация I действия.
Явление 1.
Глухая ночь, на горе с правой стороны виден только свет, как исходящий из окон здания, занавес поднимается по приближении актёров к авансцене, при поднятии занавеса слышен вдали, на правой стороне, приближающийся постепенно хор. С горы сходят Шеин, Горчаков, Полтев, Потёмкин и прочие товарищи Андреевы, несколько начальников, из которых двое несут светочи, сделанные из осмоленных верёвок, а двое - шлемы и бердыши воевод, все они в белых рубашках сверх панцирей и перепоясаны мечами. Мезецкий, Мария в белой срачице, повязке и покрывале так же белых, Иван то же в рубашке.
Шествие вступает на сцену из-за третьей кулисы с правой стороны, проходя мимо воевод, все кланяются низко, идут на пригорок, входят в кулису перед башней, потом показываются за ней на горе и вступают в храмовую ограду. Первыми идут двое старост с высокими фонарями, за ними отроки и девы с распущенными волосами, несущие цветы, а потом старцы заключают первое отделение, второе так же начинается двумя старостами, за ними отроки, девы, потом женщины с повязками на голове и большими покрывалами, у них в руках зажжённые свечи, в заключение старики и воины, несущие в крестообразно сложенных и прижатых к груди руках шлемы и прочие предметы ратного искусства, все они, как Шеин и Мария, в белом, одни воины препоясаны.
Явление 2.
Те же, кроме Мезецкого.
Воины, кроме Полтева и оставшихся на стенах, уходят за воеводой. Воины, войдя в храм, сбегают с горы. Крик "с нами Б-г" слышен везде.
Явление 3.
Мария, Иван, Полтев и воины. Последние стоят на часах над воротами и, некоторым образом, на стене.
Выстрел из пушки.
Стрельба пушечная продолжается, но, между тем, слышно с горы пение.
Между тем стрельба пушечная становится меньше, но ружейная начинается.
Стрельба из ружей очень сильна.
Каменья от входа отваливают.
Пушкари вбегают на стены.
В это время опять слышно пение на горе.
Мария, услышав крик, обращается к авансцене. Потёмкин и многие воины вбегают с ружьями, некоторые ранены, а иные несут светочи и во время разговора Марии вбегают на стены, и слышен за башней бой. Воины бросают светочи в колодец, пробегая мимо.
Трубы с правой стороны за башней. Слышна перестрелка.
Воины бегут по стене направо, сражение слышно за башней с пистолетными выстрелами.
Бьют в ворота, за башней стук мечей.
Несколько воинов перебегает к воротам.
Неприятели уже дерутся с правой стороны на стене.
Запорожец, ворвавшись на стену, стреляет по нему, он падает за башню.
Иван бежит, но останавливается у башни. Мария подбегает к Шеину.
Потёмкин и прочие русские, увидев Шеина, защищают его. Шеин, стоя на одном колене и поддерживаемый женой, готов отражать удары. Запорожцы отбивают натиск и убивают русских. Татары бросаются на Шеина.
Мария падает пред ним на колени. Иван то же. В это время ворота, которые долго выбивали, падают, Новодворский вбегает со своими латниками.
Татары бросаются.
Воины его кидаются на русских, которые ещё дерутся близ башни.
Иван повторяет удар, все колокола вдруг бьют разом. Взрыв. Башня сотрясается, верхние камни падают. Мария хватает его, ограда взлетает на воздух, камни сыплются сверху, стук и грохот подземного грома. Все останавливаются в ужасе. Густой дым над горой.
Занавес опускается.
Конец.
Литература:
|