|
Скачать FB2 |
| |
А. ШАХОВЪ.
ГЕТЕ И ЕГО ВРЕМЯ.
ЛЕКЦІИ ПО ИСТОРІИ НѢМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВѢКА.
ЧИТАННЫЯ НА ВЫСШИХЪ ЖЕНСКИХЪ КУРСАХЪ ВЪ МОСКВѢ.
ИЗДАНІЕ ЧЕТВЕРТОЕ
(исправленное и дополненное).
С.-ПЕТЕРБУРГЪ.
Типографія Тренке и Фюсно, Максимиліановскій пер., No 13.
1908.
ОГЛАВЛЕНІЕ.
ПРЕДИСЛОВІЕ КЪ І-му ИЗДАНІЮ.
А. Г.
Александръ Александровичъ Шаховъ *).
(некрологъ).
*) Изъ Отчета, читаннаго въ собраніи московскаго университета 12-го января 1878 года.
Н. Стороженко.
Примѣчаніе.
ЛЕКЦІЯ ПЕРВАЯ.
Введеніе. О задачахъ и методѣ исторіи литературы.
Предварительныя замѣчанія о классическомъ и романтическомъ направленіи. Опредѣленіе и объемъ понятій "литература" и "исторія литературы" Роль поэзіи въ литературѣ. Литературные типы, какъ носители общественнаго міросозерцанія. Различіе между литературою съ одной стороны и словесностью и письменностью съ другой. Моя личная задача.-- Необходимость объективнаго отношенія къ изучаемымъ произведеніямъ. Разница художественной техники въ эпическомъ, метафизическомъ и реальномъ періодахъ.
-----
ЛЕКЦІЯ ВТОРАЯ.
Обзоръ литературнаго періода, предшествовавшаго времени Гёте.
О Германіи въ XVII и XVIII вѣкѣ.-- Буржуазная литература. Сентиментализмъ.-- Лессингъ. Клопштокъ. Виландъ.
ЛЕКЦІЯ ТРЕТЬЯ.
Основныя черты типа Гёте и Гердеръ.
Источники о дѣтствѣ и юности Гёте.-- Основныя черты его характера: многосторонность, конкретизмъ, олимпійство. Достатокъ Гёте.-- Гердеръ и его отношеніе къ литературнымъ вопросамъ.
ЛЕКЦІЯ ЧЕТВЕРТАЯ.
О періодѣ бурныхъ стремленій.
Понятіе о Sturmund Drangperiode.-- Принципъ индивидуализма въ XVIII в. и ученіе Руссо.-- Руссо въ Германіи. Бурные геніи.-- Геттингенскіе барды. Прирейнская группа.
ЛЕКЦІЯ ПЯТАЯ.
Гёцъ фонъ-Берлихингенъ.
Сочиненіе Мёзера "О кулачномъ правѣ" и связь его съ "Гёцемъ".-- Рыцарь Гёцъ и взглядъ Гёте на эту личность.-- Индивидуализмъ въ средніе вѣка и въ XVIII ст.-- Направленіе драмы въ связи съ направленіемъ вѣка.-- Литературное значеніе "Гёца".
ЛЕКЦІЯ ШЕСТАЯ.
Вертеръ.
Объ источникахъ романа. Характеристика типа. Міровая скорбь, ея общія основы.-- Религіозныя убѣжденія Вертера.-- Его бесѣда съ Альбертомъ.-- Его отношенія къ дѣтямъ и народу.
ЛЕКЦІЯ СЕДЬМАЯ.
Вертеръ (Продолженіе).
Служебная дѣятельность Вертера.-- Его отношенія къ Лоттѣ.-- Взглядъ на Вертера Наполеона и Mme de Staël.-- Принципы Бартера и отношеніе ихъ къ Байрону.-- Вопросъ о морали романа.-- Лессингъ и Вертеръ.-- Пародія Николаи.-- Мнѣніе Мерка.-- "Ортисъ" Уго Фосколо.
----
ЛЕКЦІЯ ВОСЬМАЯ.
Якоби и Лафатеръ.
Мистики XVIII вѣка.-- Аналогіи въ эпохѣ разложенія древняго міра.-- Якоби.-- Его отношенія къ Спинозѣ.-- Лессингъ.-- "Алльвилль".-- Лафатеръ.-- Отношеніе къ нимъ Гёте.
ЛЕКЦІЯ ДЕВЯТАЯ.
Гёте въ половинѣ семидесятыхъ годовъ.
"Прометей".-- Дикіе годы въ Веймарѣ.-- Значеніе Веймара, какъ литературнаго центра.
ЛЕКЦІЯ ДЕСЯТАЯ.
Эммануилъ Кантъ*).
Жизнь Канта.-- Критицизмъ.-- Вліяніе Юма и принципъ причинности.-- Формы созерцанія.-- Категоріи.
*) Hettner. Literaturgeschichte des XVIII Jahrh. III. 3, 2.
Zeller. Geschichte der deutschen Philosophie.
Lange. Geschichte des Materialismus, 2 Th.
Zöllner. Ueber die Natur der Kometen, стр. 426--482 (біогр. Канта).
Häckell. Natürliche Schöpfungsgeschichte.
Dühring. Krit. Geschichte der Philosophie.
Schubert. Immanuel Kant und seine Stellung zur Politik (Raumer's histor. Taschenbuch, IX, 1838, стр. 527--628).
П. Г. Рѣдкинъ. Лекціи о философіи Канта, читанныя въ Петербургскомъ университетѣ въ 1869--1870 г.
ЛЕКЦІЯ ОДИННАДЦАТАЯ.
Кантъ (Продолженіе).
Феномены и нумены.-- Діалектика Канта.-- Научное значеніе его системы.-- Культурно-историческое положеніе его ученія.
ЛЕКЦІЯ ДВѢНАДЦАТАЯ.
Натанъ Мудрый.
Теологическія занятія Лессинга.-- Идеи "Натана". Притча.-- Типы евреевъ въ средніе вѣка, въ XVI вѣкѣ. Натанъ -- еврей XVIII вѣка.-- Художественное и образовательное значеніе пьесы (сравненіе съ "Гёцемъ").
ЛЕКЦІЯ ТРИНАДЦАТАЯ.
Предисловіе къ Фаусту.
Фаустъ -- тема новой исторіи.-- Историческая личность Фауста.-- Повѣсть Шписа.-- Драма Marlowe.-- Саги о Донъ Жуанѣ и Твардовскомъ.-- Фаустъ въ XVIII вѣкѣ.-- Фаустъ Лессинга, Мюллера и Клингера.-- Исторія Гётева Фауста.
-----
ЛЕКЦІЯ ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ.
Фаустъ.
О символическомъ значеніи Фауста.-- Объясненіе двухъ первыхъ монологовъ.-- "Du bist am Ende -- was du bist".
ЛЕКЦІЯ ПЯТНАДЦАТАЯ.
Фаустъ (Продолженіе).
Архитектонизмъ Фауста и отрицаніе Мефистофеля.-- Реализмъ Мефистофеля.-- Его остроуміе.-- Какъ создавался этотъ образъ?-- Гретхенъ -- представительница эпоса.-- Вагнеръ.
------
------
ЛЕКЦІЯ ШЕСТНАДЦАТАЯ.
Гёте и Байронъ.
Договоръ съ Мефистофелемъ.-- Символизмъ поэмы.-- Основныя идеи.-- Пессимизмъ Байрона. Натура поэта, его время, его родина.-- Фанфаронство.
ЛЕКЦІЯ СЕМНАДЦАТАЯ.
Скорбники.
Байроновскій герой. Исключительная натура.-- Аристократизмъ.-- Міровая скорбь въ понятіяхъ среды.-- Загадочность героя.-- Теоретическій скептицизмъ и разрывъ съ обществомъ.-- Идея индивидуализма въ новой исторіи.-- Байронъ и Гёте.
------
------
ЛЕКЦІЯ ВОСЕМНАДЦАТАЯ.
Шиллеръ и "свобода" въ Германіи.
Пѣвецъ "свободы".-- Его юность.-- Первые драматическіе опыты.-- Переходъ отъ свободы "физической" къ "идеальной" (Донъ Карлосъ).-- Отношеніе нѣмцевъ къ французской революціи: Клопштокъ, Виландъ, Гёте и его политическія произведенія.
ЛЕКЦІЯ ДЕВЯТНАДЦАТАЯ.
Шиллеръ и идеализмъ.
"Боги Греціи".-- "Художники".-- Отношенія Шиллера къ французской революціи.-- Занятія исторіей и философіей.-- Идеальная свобода.-- "Идеалъ и жизнь".-- Эстетическія письма.-- Литературное направленіе классиковъ: 1) отвращеніе отъ дѣйствительности, 2) культъ искусства и "формализмъ" въ поэтической дѣятельности, 3) грекоманія.
ЛЕКЦІЯ ДВАДЦАТАЯ.
Эллинизирующее направленіе Гёте и Шиллера.
Переходъ Гёте къ эллинизму: "Ифигенія" и "Тассо".-- Взаимная дѣятельность Гёте и Шиллера.-- "Горы".-- "Ксеніи".-- Выборъ сюжетовъ.-- "Орлеанская Дѣва", "Мессинская невѣста", "Вильгельмъ Телль".-- Эллинизирующія произведенія Гёте.-- "Германъ и Доротея".
-----
ЛЕКЦІЯ ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ.
Вильгельмъ Мейстеръ.
"Lehrjahre". Ихъ два отдѣла.-- "Wanderjahre" и ихъ культурно-историческое значеніе.
ЛЕКЦІЯ ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ.
"Wahlverwandtschaften" и второй Фаустъ.
Мотивы романа. Сродство. Принципъ брака.-- Страсти въ ихъ зависимости отъ общихъ воззрѣній.-- Второй Фаустъ. Основная идея. Были ли вторые Фаусты въ обществѣ?-- Символика произведенія.-- Универсальность Гёте и національность Шиллера.
-----
-----
ЛЕКЦІЯ ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ.
Ж. П. Рихтеръ и о "литературномъ" періодѣ.
Оба элемента произведеній Ж. Поля.-- Юморъ.-- Отношеніе къ литературной формѣ.-- "Титанъ".-- Идилліи.-- Манія патріархальности.-- Аналогіи Гётева періода и 30-хъ -- 40-хъ годовъ въ Россіи.
ЛЕКЦІЯ ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ.
Естественнонаучные труды Гёте.
Ихъ значеніе.-- Os intermaxillare.-- Метаморфоза растеній.-- Теорія черепа.-- Дарвинизмъ.-- Отношеніе къ эпохѣ.-- Теорія цвѣтовъ.-- Реализмъ міровоззрѣнія.
|