Северцев-Полилов Георгий Тихонович
Северцев-Полилов Г. Т.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ПОЛИЛОВ, Северцев-Полилов Георгий Тихонович [псевд. Северцев; 23.7(4.8*). 1859, Петербург -- 6(19)**.1.1915, там же], беллетрист, драматург, переводчик. Из купеч. семьи, торговавшей пенькой в Петербурге с петровского времени и к нач. 19 в. "европеизировавшейся". Дядя П. увлекался театром, отец -- живописью (учился у А. П. Брюллова), получил звание неклассного художника (ИРЛИ, ф. 377). Жена П. -- Ольга Фёд. (урожд. Белова) -- также из купеч. семьи. П. учился в частной нем. г-зии д-ра Г. А. Видемана, по окончании к-рой был отправлен отцом для деловой практики в Англию (Лондон, Ливерпуль); в 1877 переехал в Германию, где неск. семестров слушал лекции на филол. ф-те Боннского ун-та. В нач. 80-х гг. без особых успехов занимался экспортом хлеба, стекольным производством. Необходимость содержать семью побудила П. стать тенором частной сцены (занимался пением у проф. Эверварди), выступал под псевд. Юрий Чаев, впоследствии -- один из его лит. псевд. После неудачной попытки поступить на имп. сцену уехал за границу, пел в небольших театрах в Италии, затем в Каракасе (Венесуэла); потеряв голос, пробовал стать танцовщиком в Пуэрто-Рико. Вернувшись в Россию, занялся антрепризой, в частности привез в Петербург в 1890 итал. оперную труппу, гастроли к-рой провалились, несмотря на участие знаменитого А. Мазини. В нач. 90-х гг. пытался издавать театральный ж-л "Комик", тоже безуспешно. В дальнейшем, по совету А. К. Шеллера-Михайлова, с к-рым был знаком по работе в газ. "Сын отечества", куда давал сведения о бирж, новостях и котировках (см. "Житейские встречи" -- "Наша старина", 1914, No 9/10), занялся лит. творчеством, ставшим для него осн. источником заработка; первая публ. в 1886 -- "святочный рассказ" в газ. "Саратов. дневник" "Канун Рождества" (30 дек.).
   П. сотрудничал во мн. столичных и провинц. изданиях, в т.ч. ж-лах "Нива". "Будильник", "Север". "Рус. паломник". "Живописное обоэр.". "Дело", "Россия", "Вест. Европы". "Огонек". "Родина". "Природа и люди". "Пробуждение". "Всемирная панорама", "Солнце России", "Дет. чтение", "Дет. отдых", "Лукоморье", "Путеводный огонек", "Родник"; газ. "Новости дня". "Русь". "Нов. время". "Рус. листок", "Голос Москвы". "Юж. край", "Сел. вест.".
   Работая в разных жанрах, выпустил до 100 книг (ок. 20 -- для детей). По свидетельству Б. Б. Глинского, редакции "косились" на обилие рукописей П. ("Вставая рано утром, он до двенадцати, до часу стоял, что называется, на работе, диктуя барышне-машинистке свои многочисленные произведения" -- ИВ, 1915, No 2, с. 592); "Я в жизни не встречал такого "живчика", вечно... "шариком" катавшегося по стогнам столицы с портфелем, набитым рукописями и книгами..." (там же).
   П. выступал как газетный корреспондент (в т.ч. с бирж. новостями), писал фельетоны, юмористику, дет. сказки, ист. очерки, беллетристику. Рассказы и повести П. составили сб-ки: "На паровозе жизни" (СПб., 1900; рец.: Ник. Э. (Н.А. Энгельгардт) -- НВ, илл. прил., 1900, 19 янв.; <А. И. Потапов> -- РБ, 1901, No2), "Аттестат на дурака" (СПб., [1906?]; рец.: Ю-н <Н.Н. Вентцель> -- HВ, илл. прил., 1906, 29 нояб.), "Переполох" (М., 1902; 2-е изд., М., 1913), "Под удельной властью. Ист. повесть для юношества" (1909), "Сказки и были" (1911), "Царский духовник" (1911), "Везде женщина!" (1913; все изд. -- СПб.; рец.: Б<урени>н В. -- НВ, 1913, 3 апр.) и др. Романы П., как и его рассказы и повести, отличались занимательностью, но не предполагали сколько-нибудь сложного или серьезного развития темы, действия, психол. разработки характеров: "Развиватели" (СПб., 1903; рец.: (Н. Н. Вентцель) -- H В, илл. прил., 1903, Юсент.), "Во времена Боголюбского" ("Родная речь", 1904, No 41-49), "Боярыня Морозова. Пов. из истории рус. раскола" (СПб., 1904), "Княжой отрок. Ист. повесть из преданий XIII в." (М., 1905; рец.: <А.М. Редько> -- РБ, 1905, No 7), "Кому лучше?" (СПб., 1904), "Яд. Ром. из жизни артистов-любителей" (СПб., 1905; рец. на два последних ром.: -- НВ, илл. прил., 1905, 6 апр.), "Проснулась женщина!" (СПб., 1910; рец.: Адрианов С., Критич. наброски. -- ВЕ, 1910, No 8, с. 398-402), "Современный брак" (ИВ, 1913, No 5-6) и др.
   Абсолютное большинство рецензентов оценивали творчество П. негативно, в лучшем случае сдержанно, что не мешало откликаться на выход практически каждой его книги. Наиб, часты были упреки в поверхностности, бедности воображения, склонности к мистике (как двигателю сюжета); очень резко о П. отозвался М. Горький (XXVIII, 251).
   П. -- переводчик и автор ок. 70 пьес (часто в соавт.): "Падшие духом" (СПб.. 1899), "Так говорил Заратустра" (М.. 1903), "Вихрь" (М., 1903; др. назв. "Шквал"), "Жребий смерти" (М., 1909) и др.; нек-рые из них шли на сцене Александрии, т-ра (пер. пьес О. Уайльда) и в Николаевском нар. доме, а также на провинц. сцене.
   Как драматургия, так и беллетристика П. были рассчитаны на "среднеинтеллигентного обывателя" и в значит, своей части близки к бульварной лит-ре. Сюжеты -- из жизни артистич. богемы, "среднего класса", из "заграничной жизни", исторические, часто с налетом мистицизма и таинственности [напр., рассказы "Заколоченный дом", "Кровавый цветок" -- в сб.: "Аккорды бытия", СПб., 1900 (в рец. на сб. В. Р<озано>в отметил, в частности, отсутствие "ценных и новых наблюдений над бытом" -- НВ, илл. прил., 1900, 23 авг.), рассказ "У святого ручья" (М., 1904)], почти всегда мелодраматичные, канву их составляют поджоги, убийства, самоубийства, несчастные случаи (ром. "В погоне за лаврами и золотом" -- в сб-ке "В погоню за славою и золотом", СПб., 1911; ром. "Слепая любовь" -- в одноименном сб-ке, СПб., [1912]; рец.: H. H. В<ентцель> -- НВ, илл. прил., 1912, 10 нояб.; пов. "Сирота мещанского танцевального общества" -- ИВ, 1911, No 3) и др. Ром. "Азарт. Роман людского безумия" (в соавторстве с С. Шабишевым; СПб., [1911]) показывает заманчивость легкого и скорого обогащения; игра на бирже, спекулятивная горячка приводит к помешательству или самоубийству почти всех героев романа.
   П. писал о рус.-япон. войне ("Душа Порт-Артуровской обороны. Роман Исидорович Кондратенко". СПб., 1909; "На поле брани", П., [1914]); крест. реформе 1861 (пьеса "19 февраля", совм. с А. В. Шабельским; пост.; петерб. Нар. дом, 1911). Отеч. войне 1812 ("Москва под рукою Наполеона", VI 1912), 300-летии Дома Романовых ("Первый русский царь из Дома Романовых Михаил Федорович", СПб., 1913); откликался на текущие события ["Как доблестно умирают люди. (Гибель парохода "Титаник")", СПб., 1913] и т.п.
   Впечатления от Севера и Финляндии, где П. часто проводил лето, отразились в рассказах сб-ка "В стране труда" (СПб., [1908]), рассказе "На каюках" (ИВ. 1914, No 5-6), пов. "За белой лыбедью" (ИВ, 1915, No 3-4) и др. произведениях, представляющих интерес описаниями быта, но перенасыщенных внешними эффектами. Наиб, удачны в "северной" серии путевые очерки "По старинному "заморскому" пути и северным гнездам" (СПб., [1914]), тематически близкие аналогичным очеркам Вас. И. Немировича-Данченко.
   Ряд очерков П. посвятил истории театра в России ("Франц. театр в Петербурге" -- ЕИТ. Сезон 1900-1901. Прил. 2; "Немецкий театр в Петербурге в 1810--1813 гг." -- там же; "Франц. театр в Петербурге и Москве в 1775-1780 гг." -- ЕИТ. Сезон 1905-1906. Прил.; "Первый рус. актер. По поводу 150-летия смерти Ф. Г. Волкова" -- "Природа и люди". 1913, No 23).
   В соч. П. в подробностях отразилось также его знание технологии разл. производств и ремесел (изготовление фарфора, стекла, бумаги, работа на скотобойне, рыбацкий и охотничий промысел и проч.): беллетризов. "производственные" очерки и рассказы, предназначенные как для детей, так и для взрослых, -- "Что такое стекло?" (М., 1905), "Соль, где и как она добывается", "На заводе" (оба -- СПб., 1905), "На "зебильном" (жемчужном) промысле" (ИВ, 1906, No 8), "На фарфоровом заводе" (СПб., 1913).
   Наиб. ценную часть лит. наследия П. составили восп., посвященные студенч. годам ("На одной скамье с имп. Вильгельмом" -- ИВ, 1910, No 1), его артистам, скитаниям ("В гостях у Мазини" -- ИВ, 1906, No 12; "Встреча с человеком в серой шапке" -- ИВ, 1906, No 3; "Как мы пели в Каракасе" -- в сб. "В погоню за славою..."), лит. и житейским впечатлениям, рус. и зарубежным ("Две встречи" -- "Природа и люди", 1914, No 52; "Царственный купец" -- ИВ, 1909, No 2; сб. "Среди коронованных особ... Встречи и восп.", СПб., 1913). Они отличались живостью, наблюдательностью, изобилием комич. и экзотич. подробностей.
   Значит, историко-бытовой интерес представляют документальные очерки П., поев, петерб. и провинц. купеч. быту 1-й пол. 19 в., осн. в большой мере на мат-лах из семейного архива (в них использовались и обильно цитировались восп. и дневники деда, приятелей тетки и дяди П.): "Быт Петерб. купечества в 1820-1840 гг." (ИВ, 1901, No 7-8), сб. "Наши деды -- купцы" [СПб., 1907; вкл. ист. "обзоры", напр. "Колыбель хлебной торговли. (Из прошлого г. Рыбинска)"], "Из дневника юноши "тридцатых годов"" (ВЕ, 1908, No 7). Очерк "С.-Петербург в начале XIX в." (ИВ, 1903, No 5) осн. на записках нач. 19 в. -- X. Мюллера и А. Галеаццо (переизд. в кн.: Прогулки по Невскому проспекту в первой пол. XIX в., СПб., 2002). В последние годы жизни писал книгу об истории петерб. экспорта в 1-й пол. 19 в., оставшуюся незавершенной.
   Др. произв.: рассказы: "Прощенный", "Бандиты" (оба -- М., 1904), "Царев варганист. Параксита" (СПб., 1903), "Заспал! Попугай" (СПб., 1904; 3-е изд., СПб., 1913), "Варины думки и Тинины сказочки" (СПб., 1904; совм. с О. Г. Полиловой); сб. "По морям в старину" (СПб., 1916); очерки и рассказы "Странички прошлого" (СПб., 1911); очерки: "Московские черные дни" ("Путеводный огонек", 1912, No 4...20), "В Новом Афоне (Из моих скитаний)" (ИВ, 1912, No 12), "Как спасал царя Сусанин (Новый вариант. По рукописи, найденной в Костром. губ. архиве)" ("Сказки жизни", 1913, No 4).
   Изд.: Княжий отрок [ром.: Княжой отрок. Под удельной властью. Царский духовник], М.. 1994; Полилов Г., Под удельной властью; Блок Г., Московляне. М, 1994 (тот же ром. П-в сб.: Андрей Боголюбский, М., 2001); Филиппов М. А., Патриарх Никон; Северцев Г. Т., Боярыня Морозова. М., 1994; [очерки о петерб. купечестве, в т. ч. "Диван" (Дневник купеч. девушки, Ю. Е. Полиловой -- тетки П.]. -- В кн.: Петерб. купечество в XIX в., СПб., 2003 (сост., вступ. ст. и комм. А. М. Конечного).
   Лит.: Кто за детей, М., 1906 (биобибл. очерк); (юбилейные статьи, 1911, все -- б. п.) -- "Нива". No 49; "Путеводный огонек", No 24; БВед, 3 дек., веч. в.; Г. Л. И. (Б. Б. Глинский), Лит. юбилеи. -- ИВ, 1912, No 1, с. 343-48; Гиляровский В. А., Москва газетная. -- В его кн.: Избранное, т. 2, М., 1961, с. 188; ЛН, т. 84, кн. 2, с. 475. * Некрологи. 1915; Глинский Б. Б., Памяти Г. Т. Полилова-Северцева, -- ИВ, No 2, с. 591--606**; БВед, 7 янв., утр. в. (А. И<змайлов>): "Обозр. театров". 8, 9 янв.; "Лукоморье", No 3; "Путеводный огонек", No 2; "Рус. паломник", No 6; ТиИ, No 2; "Всемирная панорама", No 300 <Л. Арк>; "Наша старина", No 3; "Природа и люди", No 13. Гранат, т. 11; Альм. и сб-ки (I); ИДРДВ; ИРДТ; Муратова (I, 2, ук.); Масанов.
   Архивы: РГАЛИ, ф. 333, оп. 1, No 297-299: ф. 835, оп. 2, No 1529; ф. 837, оп. 2, No 661; ф. 1666, оп. 1, No 2782, 2800 (рукописи рассказов и пьес); ф. 326. оп. I, No 138 (автобиогр.); ф. 697, оп. 1, No 35 (письмо H. H. Ермолинскому); ф. 300, оп. I, No 277 (письмо Н.О. Лернеру); ИРЛИ. ф. 357, оп. 5, No 89 (автобиогр., 1900 г.); ф. 377, оп. 6, No 2903*; ф. 457, оп. 5, No 89 (автобиографии); РНБ, ф. 874, оп. 1, No 86, 98, 102 и др. (письма С. Н. Шубинскому) [справки Т. В. Мисникевич]; РГИА, ф. 497, оп. 18, д. 148 (протокол обсуждения Театрально-лит. к-том пьесы "Шквал"), д. 152-154, 288 (то же о переводных пьесах П., в т. ч. "Ничтожной женщине" О. Уайльда [совм. пер. П. и З. А. фон Минквец, 1907 г.]. по-видимому, с нем. перевода; признан неудовлетворит.) [справка Л. М. Сесёлкиной].

В. М. Бокова.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 5. М., "Большая Российская энциклопедия", 2007

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru