Сетницкий, НиколайАлександрович -- (12.12.1888 -- 1937) -- экономист, статистик, философ и эстетик, последователь учения Н.Ф.Федорова. Род. в г. Ольгопол Волынской губ., в семье служащего. Окончил класс. гимназию. Учился в Петерб. ун-те на отделении вост. яз., затем -- на юрид. ф-те. Помимо истории, филос., права, вост. языков прошел 3 семестра физ.-матем. ф-та, занимался политэкономией, теософией. В 1914 окончил ун-т. Работал в Мин-ве промышленности и торговли в Петербурге, в период Первой мировой войны служил в армии. Переехав в Одессу, служил экономистом и статистиком в разл. учреждениях, после ознакомления с учением Н.Ф.Федорова рассматривал эти занятия как необходимость всеобщего участия в познании и иссл., в Собирании памяти о прошлом, о всех живущих. С 1918 его судьба переплетается с судьбой А.К.Горского в общем труде по развитию и пропаганде идей Федорова. В 1922 переезжает в Москву, публикует свои статьи в еженедельнике "Октябрь мысли" (1924). В 1925 уезжает на службу в г. Харбин. Занимается проблемами экон. Маньчжурии, читает лекции на юрид. ф-те, пишет филос. статьи, поэмы и стихи. Издает труды Федорова, Горского, свои статьи и стихи, а также свою гл. кн. -- "О конечном идеале", представляющую опыт построения целостного учения об идеале. Готовит 2-й вып."Вселенского дела" Федорова и издает его в 1934 в Риге. В 1935 возвращается в Москву, где ему живется очень тяжело из-за болезни, отсутствия хорошей работы и невозможности проповеди дорогих ему идей. В сентябре 1937 был арестован и расстрелян. С., как и Горский, был не только издателем и популяризатором идей Федорова. Эти идеи дали мощный импульс его собственным мыслям и раздумьям на темы филос. истории, этики и эстетики. В своей гл. кн."О конечном идеале" С. анализирует природу идеала. "Идеал, по самому смыслу есть крайнее, последнее и величайшее задание, к которому стремится человечество", идеал -- это образ благобытия, требующий своего осуществления в реальности. Воплощение -- центр., определяющий момент в процессе становления идеала, иначе он вырождается в утопию, бессильную в борьбе со злом. С. видит необходимость утвердить "целостный идеал" ("идеал Царства Божия" "нового неба и новой земли" и предполагает он "полноту счастья", "всеобщность спасения") конечной целью обществ. развития и восполнить, дорастить до него все прочие "дробные" идеалы. В совм. с Горским работе "Смертобожничество" развиваются гл. темы "активного христианства", выводится необходимость нового творч. этапа в христианстве. При этом утверждается, что путь индивидуального спасения -- работа над очищением собственной души,-- поддерживаемый всей предыдущей историей христианства, уже недостаточен. Погибнуть или спастись человечество может лишь целиком. "С объединением человечества в одно целое, с прекращением в нем борьбы между его частями, с ликвидацией внутричело-веческих противоборств (борьбы сословной, нац. и классовой), человечество должно найти точку для приложения своих сил как объединенного целого"; "...на нем лежит обязанность преобразования всего космоса, всего об-ва, всей человеч. природы. Это путь полного, совершенного преображения и победы над всяким распадом, дезорганизацией и тлением, где бы и в чем бы оно ни заключалось". (См.: Начала. 1/1993. С.90--99; Путь. 2/1992. С.248--254. Биографические данные приводятся в осн. по работам А.Г.Гачевой в этих изд.)
Соч.:Смертобожничество. [Всоавт.]. ВышлаанонимновХарбине,1926(напечатанатакжевж. "Путь". 1992. No 2);КапиталистическийстройвизображенииН.Ф.Федорова. Харбин,1926;РусскиемыслителиоКитае(В.С.Соловьев,Н.Ф.Федоров). Харбин,1926;Оконечномидеале. Харбин,1932;Заметкиобискусстве. 1933(перепечатано:Человек. 1995. No 2);Евразийствоипореволюционной // Вселенскоедело. 2. Рига,1934;А.К.Горский,Н.А.Сетницкий. Соч. М.,1995.