Сетницкий Николай Александрович
Письмо M. И. Цветаевой

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


  

H. А. СЕТНИЦКИЙ

Письмо M. И. Цветаевой

   Н.Ф.Федоров: pro et contra: В 2 кн. Книга вторая
   СПб.: РХГА, 2008.
  
   Многоуважаемая Марина Ивановна,
   Первое -- напоминание о себе. Я имел удовольствие познакомиться с Вами у Вас в Медоне, будучи приведен к Вам П. Сувчинским в один из хороших летних вечеров 1928 года в июне месяце1. Фамилия моя -- Сетницкий, Н. А. -- Я приехал тогда в Париж проездом через СССР. Второе -- одновременно с этим письмом я посылаю Вам на "Современные Записки", так же, как и это письмо, бандероль с двумя брошюрами. Одна: "Федоров и Современность", вып. III-ий принадлежит перу одного из авторов, о которых мы говорили в 1928 году и который сейчас находится в Соловках. Вторая: "об искусстве (заметки)" подписана псевдонимом. Я позволил себе послать Вам эти книжки потому, что темы наши встретились, -- я с большим интересом прочел в последней книжке "Совр<еменных> Записок" Вашу статью на близкую тему. Продолжу -- мне исключительно интересно было бы услышать Ваш отзыв о ней, и Вы очень одолжили бы меня, черкнув пару строчек о впечатлении, которое производит эта брошюрка2. Она невелика и чтение ее займет у Вас ничтожное количество времени. Как Вы можете усмотреть, взглянув на оборот титульного листа, она выпущена в таком количестве экземпляров, что вряд ли можно ожидать отзывов и распространения ее иным порядком кроме личных обращений.
   На этом я позволяю себе окончить это письмо и послать Вам и супругу Вашему надлежащее и очень большое количество сердечнейших пожеланий всяческого благополучия.

Н. Сетницкий

   Харбин (Новый Город)
   Почтовый ящик No 91.
   P. S. Писать сюда сейчас можно только через Канаду (via Canada).
   5--XII--32
  

КОММЕНТАРИИ

   Печатается по: РГАЛИ. Ф. 1496. Оп. 1. Ед. хр. 912.
   Поводом для обращения Н. А. Сетницкого к М. И. Цветаевой стала публикация в No 50 журнала "Современные записки" за 1932 г. статьи поэтессы "Искусство при свете совести", в которой шла речь об искусстве как высшем служении, о религиозной ответственности художника, который должен содействовать "произращению доброго", подчиняя художественное "наитие" созидательной воле, о высшем смысле "утилитаризма" ("наша "польза"-- только совесть"). Это и навело Сетницкого на мысль послать Цветаевой третий выпуск работы Горского "Федоров и современность", носивший название "Организация мировоздействия", где речь шла об искусстве pi его жизнетворческом задании, и брошюру "Заметки об искусстве", автором которой были Горский и Сетницкий, выпущенную последним в Харбине под псевд. "Г. Г. Гежелинский" (вышла в конце 1932 г., на титуле-- 1933 г.; текст ее см.: Сетницкий, 231--250).
   В настоящее время письмо, посланное Сетницким вместе с книгами на адрес журнала "Современные записки", хранится в архиве Н. А. Бердяева. Дошло ли оно до Цветаевой, неизвестно.
   1 Встретиться с М. И. Цветаевой Сетницкому, по всей вероятности, посоветовал А. К. Горский, высоко ставивший творчество поэтессы. В письме Сетницкому от 2 февраля 1928 г. он писал: "Раздобудьте новую драму Мариам Цветаевой "Тезей". <...> Это нечто превосходящее всякие вероятия по захвату и силе. Лучшие вещи Вяч. Иванова и Брюсова на аналогичные темы, по сравнению с этим, кажутся дамским рукодельем. Непременно узнайте ее адрес -- и снабдите "Смертоб<ожничеством>" и пр. литературой. "Эпафр<одит>" обязательно! Говорят, что и другие ее новые вещи столь лее умопомрачительны. Подобный творческий взлет -- великая радость для всех. Только говорят, она там очень томится в эмигрантском болоте -- давно пора бы ей вернуться на родную почву -- тем более что в политику она как будто никогда особенно не путалась. Так или иначе, возьмите ее на учет непременно и спрысните сначала мертвой ("смертоб<ожничество>") а потом и живой водой" (FP. 1.3.27). В мае 1928 г., когда Сетницкий проезжал через Москву, направляясь по служебным делам в Европу, они с Горским, по всей вероятности, обсуждали, с кем именно Сетницкому следует встретиться во время пребывания в Париже.
   2 Никакого ответа от Цветаевой Сетницкий не получил, да и не мог получить, так как письмо, по всей видимости, до нее так и не дошло. Сам же Сетницкий воспринял молчание Цветаевой как сознательное отстранение от темы. 15 сентября 1933 г., излагая в письме Чхеидзе свои соображения о том, кто из парижан "перспективен" в плане федоровских тем, он писал: "Очень интересной была бы Марина Цветаева, но трудно ее раскачать. Она не рискует ни читать, ни думать на эти темы, ни тем более писать. Вершина ее был "Тезей" -- и в этом непреходящая заслуга "Верст" и тех, кто ее вовлек в это дело" (Сетницкий, 430). 10 апреля 1934 г., посылая Чхеидзе часть тиража второго выпуска "Вселенского
   Дела", он просил послать 1 экземпляр сборника Марине Цветаевой, которую "очень ценил и ценит Горностаев" (FP.I.3.37).
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru