Кузнецов Павел Варфоломеевич
Воспоминания

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


ВАЛЕНТИН СЕРОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ, ДНЕВНИКАХ И ПЕРЕПИСКЕ СОВРЕМЕННИКОВ

2

   

П. В. КУЗНЕЦОВ

   Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878--1968) -- живописец и театральный художник, занимался в мастерской Серова и К. Коровина в Училище живописи в 1897--1907 гг., один из основателей художественного объединения "Голубая роза", заслуженный деятель искусств РСФСР.
   В некрологе он характеризовался как "выдающийся советский живописец". И далее отмечалось: "Продолжая и развивая лучшие традиции русской школы, П. Кузнецов обогатил ее новыми красочными сочетаниями, световыми эффектами и пространственными ритмами" ("Известия", 1968, 24 февраля, No 47).
   Автор монографии, посвященной этому художнику, пишет: "...Серов, по признанию Павла Кузнецова, сильно помог ему продвинуться в смысле реалистического рисунка, серьезного, вдумчивого подхода к натуре <...> Близость к Серову, работа в его мастерской благоприятно повлияли на общее художественное развитие Кузнецова <...> и он <Серов> многое сделал, чтобы облегчить дальнейший путь своего ученика. По инициативе Серова Кузнецов был приглашен Дягилевым на выставку "Мира искусства" 1900 г., и одна из его пейзажных работ "На Волге" (1900) была воспроизведена в журнале этого объединения" (А. Г. Ромм. Павел Варфоломеевич Кузнецов. М., 1960, стр. 6). О доброжелательном отношении Серова к своему ученику свидетельствуют также два письма Кузнецова к нему. В одном из них встречаются такие строки: "Я приеду в Москву и буду работать, я убедился, что нужно еще. Вы единственный, которому можно верить" (не издано; отдел рукописей ГТГ).
   
   Воспоминания Кузнецова извлечены из книги: Коровин, стр. 266--268.
   

Воспоминания

   ...Когда я держал экзамен в Училище живописи, ваяния я зодчества, со мной рядом сидел, тоже экзаменующийся, Тархов, в будущем прекрасный художник (картины его имеются в Третьяковской галерее, особенно хороши его белые козочки на фоне зеленой травы). Он был железнодорожный служащий и до безумия любил живопись, но к своему великому огорчению в школу принят не был.
   Мы подружились, и он сообщил мне, что Коровин, у которого была прекрасная большая мастерская у Земляного вала, в доме Арцыбушева, разрешил ему приходить и писать поставленную модель. Я заинтересовался, и он взялся повести меня с моими работами и представить Константину Алексеевичу. В ближайшее время мы это осуществили. (Коровин, просмотрев мои вещи, широко улыбнулся и гостеприимным жестом пригласил меня располагаться и начинать писать.
   Там работала небольшая компания его друзей: В. А. Серов, В. Д. Поленов, Средин, сам Коровин и Тархов. Писали с обнаженной модели, которую искусно ставил сам хозяин.
   Писали с большим интересом и художественным вдохновением <...>
   Это было незабываемое время; а работа в среде таких художников, особенно в мои юные годы, сыграла большую воспитательную роль и оставила неизгладимое впечатление.
   В 1903 г. Коровин, был приглашен в Училище живописи, ваяния и зодчества руководителем живописной мастерской совместно с Серовым Валентином Александровичем1 <...> Он <Серов> был прекрасный педагог и держал нас в состоянии ответственности перед искусством. Авторитет его стоял высоко -- мы ценили, с каким большим художником мы имели дело, и рады были учиться у него.
   

КОММЕНТАРИИ

   1 Здесь Кузнецов допустил две неточности: Коровин был приглашен в Училище живописи в 1901, а не в 1903 г., и не "совместно" с Серовым, который там преподавал с 1897 г., а по его настоянию.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru