Перцов Петр Петрович
Из книги "Литературные воспоминания. 1890-1902"

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


ВАЛЕНТИН СЕРОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ, ДНЕВНИКАХ И ПЕРЕПИСКЕ СОВРЕМЕННИКОВ

1

   

П. П. ПЕРЦОВ

   Петр Петрович Перцов (1868--1947) -- писатель, сотрудник журнала "Мир искусства", а после, в 1902--1903 гг.,-- редактор журнала "Новый путь". Автор и составитель многих книг: "Молодая поэзия" (СПб., 1895), "Письма о поэзии" (СПб., 1895), "Философские течения русской поэзии" (СПб., 1896, второе издание в 1899 г.), "Венеция" (СПб., 1905), "Венеция и венецианская живопись" (M., 1912), "Щукинское собрание французской живописи" (М., 1921), "Ранний Блок" (М., 1922), "Третьяковская галерея. Историко-художественный обзор собрания" (М., 1922), "Подмосковные экскурсии" (М., 1924), "Усадебные экскурсии" (М.-- Л., 1925), "Художественные музеи Москвы" (М.-- Лм 1925), "Письма В. Я. Брюсова к П. П. Перцову. 1894--1896. К истории раннего символизма" (М.. 1927) и других.
   В рукописи С. П. Дурылина о М. В. Нестерове П. П. Перцов характеризуется как "тонкий знаток русской живописи, вдумчивый критик, любовно печатавший в "Волжском вестнике" первые рассказы никому неведомого тогда М. Горького, критик, первый распознавший в начале 90-х годов Валерия Брюсова, а в начале 900-х гг. Александра Блока" (не издано; собрание И. А. Дурылиной-Комиссаровой, Москва). В 1923 г. Нестеров написал с Перцова портретный этюд.
   
   Краткая мемуарная запись Перцова о Серове взята из его книги "Литературные воспоминания. 1890--1902". М.-- Л., 1933, стр. 287, 293, 294.
   

Из книги "Литературные воспоминания. 1890--1902"

   ...Бенуа <...> говорил мало, приближаясь в этом отношении к Серову. Но Серов, по манере держать себя, был уже совсем "лицо без речей" и казался точно отсутствующим.
   <...> Очень близким к журналу <"Мир искусства"> человеком был также Серов. Может быть, внутренне он значил даже немногим меньше, чем члены "пентархии"1, но внешне он, как "лицо без речей" как-то пропадал за другими2. Это внешнее от него впечатление очень верно передано в одной статье Розанова, описывающей круг "Мира искусства"3 <...> "матовый тон" не мешал ему, однако, принимать самое деятельное участие в жизни журнала и сильно влиять на его судьбу. Правда, что тут сказывалось очарование Дягилева, сумевшего -- па признанию Бенуа -- "совершенно приручить и подчинить своей воле" Серова. "И подчинение это,-- добавляет Бенуа,-- зиждилось не на чем-то недостойном, не на "слабости" Серова, а на его честном, прямолинейном признании "Сережиного гения", для которого он, обычно такой осторожный и обдуманный, был способен на всевозможные жертвы"4. Стоит вспомнить апатическую фигуру Серова к его всегдашний скепсис, чтобы оценить эту победу "Наполеона", как своего рода Аустерлиц.
   В литературном смысле Серов был полезен <...> своим даром юмористики и меткого злого слова. Но еще гораздо важнейшую роль удалось ему сыграть в самой судьбе журнала, который после первого года издания был на краю гибели, за отказом обоих издателей -- Саввы Морозова и кн. Теиишевой. Как раз в это время Серов был приглашен писать портрет Николая II. Сеансы длились очень долго, так как Серов имел обыкновение, сделав набросок, стирать его начисто и в следующий раз писать заново -- до тех пор, пока работа не удовлетворяла его. Так и портрет Николая II был сделан в последний раз, кажется, на тридцать пятом или около того сеансе. Поневоле художник и его модель начали беседовать друг с другом. Между прочим, помню отрывок из этих бесед, рассказанный Серовым в редакции. Зашла речь о финансах. "Я в финансах ничего не понимаю",-- сказал Серов.-- "И я тоже",-- сознался его собеседник... За долгие часы этих сеансов Серов имел время рассказать о журнале, его задачах и критическом положении. В результате последовало назначение субсидии из "собственных" средств по 30 000 руб. в год5.
   

КОММЕНТАРИИ

   1 В члены "пентархии", составлявшей ядро редакции "Мир искусства", Перцов включает Дягилева, Бенуа, Бакста, Философова и Нувеля.
   2 То, что Серов не выделялся среди членов редакции "Мира искусства", на долгие годы осталось в памяти Перцова. После смерти художника в одной из своих статей он так объяснял это: "Хочется назвать Серова художником-разведчиком, расставлявшим вехи на пути, по которому должно было и прошло новое русское искусство. Не этим ли объясняется и относительная неясность его личного облика... Жребий новаторов всегда отмечен трагизмом,-- именно трагизмом неполной выявленности, и тень этого трагизма я вижу на судьбе и в творчестве Серова" (П. Перцов. На выставке Серова.-- "Голос Москвы", 1914, 16 февраля, No 39).
   3 Упомянутая статья В. В. Розанова перепечатана в т. 2 настоящего изд., стр. 468--473.
   4 Эти слова -- точная цитата из книги Бенуа, стр. 37.
   5 Здесь мемуарист неточен: Серову удалось получить от Николая II субсидию на издание журнала "Мир искусства" в 15000 руб. на три года.
   В связи с этим Д. В. Философов сообщал В. В. Розанову 13 июня 1900 г.: "...Государь пожаловал из личных своих средств ежегодную субсидию в 15 тысяч рублей на издание "Мира искусства". Вы более чем кто-либо оцените все значение для нас этой милости. Теперь, по крайней мере, мы можем вздохнуть свободно, не заботиться о завтрашнем дне. На три года (субсидия пожалована на три года) мы обеспечены. Что бы было, если б мы не получили субсидию, я и придумать не могу. Вероятно, пришлось бы закрыть журнал... Произошло это так. Серов, при свидании с государем (он писал царский портрет), просил царя поддержать журнал. Царь очень милостиво и доброжелательно выслушал Серова, сказал, что он журнал знает и что он не прочь помочь, пусть только подадут ему прошение. Тогда Дягилев поехал к Танееву (Главупр<авляющий> собств<енной> е<го> в<еличества> канцелярии) и изложил все дело. Через несколько дней Танеев доложил государю, а еще через три дня деньги уже были выданы. Даже прошения подавать не пришлось; все произошло на словах. Словом, Серов говорил о журнале царю 24 мая, Дягилев видел Танеева 31 мая, а деньги были уже выделены за год вперед 4 июня!" (не издано; отдел рукописей ЛБ). Об атмосфере, царившей в те дни в редакции журнала "Мир искусства", М. В. Нестеров писал Л. В. Средину 8 июля 1900 г.: "Дягилев торжествует: кроме успехов в Париже <речь идет о награждении ряда художников "Мир искусства" на Всемирной выставке в 1900 г.> -- государь ассигновал на "Мир искусства" 15 000 на три года" (не издано; отдел рукописей ГТГ).
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru