Каргин Дмитрий Иванович
О Серове

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


ВАЛЕНТИН СЕРОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ, ДНЕВНИКАХ И ПЕРЕПИСКЕ СОВРЕМЕННИКОВ

2

   

Д. И. КАРГИH

   Дмитрий Иванович Каргин (1880--1949) -- Инженер путей сообщения, секретарь редакции журнала "Известия собрания инженеров путей сообщения:", в годы Советской власти -- профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники, "видный советский ученый специалист в вопросах инженерной графики" (Ю. К. Бахтин. Русская школа инженерной графики. М., 1952, стр. 58). Научная и педагогическая деятельность Каргина протекала в Ленинграде. Автор многих научных трудов (обширный список работ Каргина приведен в издании "Архив Академии наук СССР". Т. 4, вып. 16. М.-- Л., 1959, стр. 147--149), Каргин разработал также шрифт антиква "эмке" для художественной печати, удостоенный премии на международном конкурсе.
   
   Набросок воспоминаний, написанный Каргиным в начале 1920-х гг., публикуется впервые по автографу (Архив Академии наук СССР, Ленинград).
   

О Серове

   Все мы хорошо знаем изумительные по киста работы художника В. А. Серова, составляющие гордость России. Прекрасные образцы работ этого высокоталантливого артиста украшают Русский музей и Третьяковскую галерею; но значительно большее их количество, находящееся теперь в частных собраниях, мы видели на выставках. Еще при жизни его вышло несколько монографий, посвященных его таланту; лучшая составлена И. Грабарем1. Прекрасный некролог написан художником Бенуа2. В этом некрологе он касается отчасти даже личной его серьезной жизни; однако нигде не отмечено отношение В. А. Серова к развертывавшейся революции. Мне и хотелось бы поделиться этой характеристикой его личности, и я позволю себе привести два случая из его жизни, которые для будущих его биографов могут послужить в качестве исторического материала. Один случай относится к 9 января 1905 года "и вдохновил его написать на эту тему картину, воспроизведение которой в красках было напечатано в 1905 году в лучшем по художественности из тогдашних политических, сатирических <...> журналов, а именно в "Жупеле". В эти исторические дни В. А. Серов (живший постоянно в Москве) гостил в Петербурге у своего друга художника-академика профессора В. В. Матэ, квартира которого находилась в здании Академии художеств.
   Еще задолго перед описываемым временем я познакомился с В. А. Серовым у В. В. Матэ, в семействе которого я был принят, как свой человек, а в то время был будущим его зятем. Это способствовало дальнейшим близким отношениям моего семейства с семейством Серовых.
   Улица между 4-й и 5-й линиями выходит к Николаевскому мосту и служила путем, по которому направлялось 9 января шествие мирных рабочих из Василеостровского района для следования к Зимнему дворцу. У самого здания Академии художеств процессия рабочих была встречена полицией и казаками и разыгрались отвратительные сцены разгона мирно и торжественно настроенных рядов рабочих. Серов был случайным свидетелем, как наивной массе был дан жестокий предметный урок по политической тактике, который как всякий предметный урок, оказался наиболее действенным педагогическим средством. Серов, по внешности мало разговорчивый, угрюмый, отличался своим серьезным взглядом на жизнь и независимым характером, сказывавшемся также и в том, что он независимо держал себя с сильными мира, не исключая высоких царственных особ, которые, уступая общему признанию его таланта, скудно поощряли его единичными заказами. Он, обладая чуткой душой артиста, пережил весь ужас виденных им фактов, неприкрашенной действительности, дополненной жуткими уличными картинами этого и следующих дней с наводящими панику разъездами казаков, жандармов и полицейских, и греющихся у костров патрулей часовых. Он был сам не свой и долго не мог прийти в себя.
   Приведу другой случай. Известный коллекционер гравюр Дашков3 обратился к Серову с просьбой уступить ему рисунок скончавшейся тогда любимой сестры Дашкова4; рисунок этот был незадолго случайно сделан Серовым, и сам художник, забросив его, не придавал ему цены. Считая неудобным продавать рисунок, он решился уступить его при условии, чтобы плата поступила в пользу сосланного на каторгу революционера Карповича5, за покушение на министра народного просвещения Боголе-пова6, умершего от нанесенной ему Карповичем раны. Нетрудно понять весь трагизм положения царедворца Дашкова: -- с одной стороны, хотелось иметь портрет сестры работы Серова, с другой же стороны, политические взгляды не допускали мысли поощрять политический террор взносом денежных средств. Указание Дашкова на то, что ему безразлично, на что будет тратить Серов зарабатываемые деньги, не могло успокоить его совесть, так как Серов категорически заявил, что в случае покупки рисунка деньги будут непременно назначены на указанную цель и квитанция с формальной стороны убедит его в этом. На других условиях рисунка он не уступал. Получив 500 рублей, он целиком передал их мне, прося оказать ему услугу, внести эти деньги по назначению. Деньги были переданы в редакцию историко-революционного журнала "Былое", издававшемся тогда в Петербурге П. Е. Щеголевым и В. Я. Богучарским7. Квитанция была получена и отослана по назначению и кроме того в книжке "Былого" за ...год глухо по цензурным условиям была напечатана условная строка: "От В. С. поступило 500 руб. в пользу"8.
   

КОММЕНТАРИИ

   1 Каргин ошибается: при жизни Серова не было ни одного биографического очерка о художнике, а монография Грабаря вышла лишь в 1914 г.
   2 Некролог Бенуа был напечатан в газете "Речь" 19 июля 1911 г. (см. т. 1 настоящего изд., стр. 442--445).
   3 Павел Яковлевич Дашков (1849--1910) -- Действительный член Академии художеств с 1903 г., помощник статс-секретаря Государственного совета, коллекционер.
   Богатейшая коллекция Дашкова, которую он собирал в течение сорока лет, включала в себя "редкие сокровища русской старины, в виде гравюр, литографий, старых картин и лубочных изданий, старинных грамот и рукописей, а также выдающихся новейших произведений тиснения..." (Отчет императорской Академии художеств за 1910 г. СПб., 1912, стр. 5, 6). Как отмечала одна газета, в этой коллекции "особенно полным" было собрание карикатур на Россию и гравюр времени Петра I (П. Я. Дашков. Некролог.-- "Речь", 1910, 7 февраля, No 37). Коллекция Дашкова была настолько уникальна, что в печати вставал вопрос о том, чтобы "сделать ее национальным достоянием" (Б. Глинский. П. Я. Дашков. Характеристика и воспоминание.-- "Исторический вестник", 1910, No 3, стр. 975; см. также статью этого автора под псевдонимом Б. Г.-- "Наследие П. Я. Дашкова", напечатанную в "Новом времени", 1910, 12 февраля, No 12185). Памяти П. Я. Дашкова посвятил статью Бенуа ("Речь", 1910, 12 февраля, No 42).
   4 Евгения Яковлевна Дашкова, в замужестве баронесса Бойе (?--1906). Упоминаемый ее портрет работы Серова неизвестен.
   5 Петр Владимирович Карпович (1874--1917) -- студент естественного факультета Московского университета, потом -- медицинского факультета Юрьевского университета; из обоих университетов был исключен за участие в студенческих волнениях; эсер.
   В 1901 г. Карпович убил министра просвещения Н. П. Боголепова, был арестован и приговорен к двадцати годам каторги, откуда бежал за границу.
   6 Николай Павлович Боголепов (1846--1901) -- юрист, профессор Московского университета, а затем его ректор (1883--1890, 1891--1893), попечитель Московского учебного округа (1895--1898), министр просвещения (1898--1901). В бытность его министром царское правительство издало "временные правила" об отдаче студентов в солдаты за участие в "беспорядках".
   7 Василий Яковлевич Богучарский, псевдоним Яковлева (1861--1915),-- либерально-политический деятель, историк народнического движения (о нем см. "Исторический вестник", 1915, No 7, стр. 314, 315).
   8 Сообщение, которое имеет в виду Каргин, появилось в двенадцатой книжке "Былого" за 1906 г., стр. 299, в разделе, озаглавленном "В пользу политических ссыльных". Среди сведений о поступлениях имеется и такое: "От В. С. для политических ссыльных, находящихся в Сибири -- 500 руб."
   Участие, которое Серов проявил к Карповичу, явилось, по-видимому, результатом его знакомства с присяжным поверенным А. Н. Турчаниновым, ранее выступавшим в суде по делу Карповича. Именно в это время Серов писал портрет Турчанинова, и, вероятно, он рассказал художнику о процессе Карповича.
   Этот взнос Серова в пользу политических ссыльных не был единственным. В письме к Ланговому, относящемуся к 1905--1906 гг., Серов сообщал: "Имею предложить Вам нижеследующее: пейзаж свой, который Вы у меня видели, масляными красками, изображающий мельничную плотину, по которой едет телега, налево, на воде утки, в осеннюю пору -- решил отдать на дело благотворительности пострадавшим от теперешних репрессий, стоимость определяю в триста (300) руб." (не издано; отдел рукописей ГТГ).
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru