Розенберг Исай Самойлович
Эскизы и кроки

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


ВАЛЕНТИН СЕРОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ, ДНЕВНИКАХ И ПЕРЕПИСКЕ СОВРЕМЕННИКОВ

2

   

И. С. РОЗЕНБЕРГ

   Исай Самойлович Розенберг (ум. в 1920 г.) -- театральный критик, сотрудник "Петербургской газеты", в которой под псевдонимом Петербургский обозреватель он вел отдел "Эскизы и кроки"; брат Л. С. Бакста.
   Теляковский считал, что это был "человек опытный и бывалый" (В. А. Теляковский. Воспоминания. 1898--1917. Пг., 1924, стр. 179).
   
   Мемуарные записи Розенберга извлечены из "Петербургской газеты": 1907, 21 августа, No 228; 1910, 30 августа, No 237; 1911, 18 февраля, No 48; 1911, 20 февраля, No 50; 1911, 1 марта, No 58; 1911, 24 ноября, No 323; 1911, 25 ноября, No 324; 1914, 4 января, No 3; 1914, 16 января, No 15. Записи скомпонованы в соответствии с хронологией жизни и творчества художника.
   

Эскизы и кроки

   Встретил талантливого художника В. А. Серова.
   Невзрачный, более чем скромно одетый, он совсем не походил на самого модного нашего портретиста, которому платят за портрет по 10--12 тысяч рублей1.
   Серов возвращался из Финляндии, где у него прекрасное имение, недалеко от имения Репина.
   -- Как вы провели лето? -- спросил я художника.
   -- Отлично... В начале лета я и мой друг, Л. С. Бакст, отправились в Грецию... Там мы копались в античных памятниках и написали много этюдов...
   Оттуда я поехал в Финляндию, а Бакст -- в Париж, писать картину для "Осеннего салона"...
   Сейчас еду домой, в Москву...
   На мой вопрос, будет ли в этом году выставка "Союза", художник ответил утвердительно, выразив попутно сожаление, что некоторые члены "Союза", как Сомов, Головин и др., участвуют на других выставках.
   
   В жизни Серов далеко не был похож на блестящего портретиста, заваленного заказами высокопоставленных особ.
   Одевался он скромно и даже в "Grand Opéra", во время самых парадных спектаклей, разгуливал в скромной серой "тройке", вызывая недоумевающие взгляды элегантных фрачников...
   Но Серов не любил, когда о нем писали в газетах: неказистый, невзрачный...
   С журналистом Икс он перестал разговаривать, прочитав в газете такой отзыв2.
   Прошлым летом, сидя в одном из парижских кафе и наблюдая проходящую жизнерадостную толпу, он толкнул локтем своего товарища.
   -- Видел, кто прошел?
   -- Кто?
   Серов назвал журналиста Икс.
   -- Я страшно доволен, чрезвычайно доволен!
   -- Чем?
   -- Тем, что он меня видел в новом костюме от лучшего парижского портного.
   Он показал на свой костюм и прибавил:
   -- Небось теперь не посмеет написать, что я невзрачный.
   
   Возвратившийся из-за границы художник В. А. Серов пишет портрет жены одного известного адвоката3.
   Эта особа считается в адвокатском мире первой красавицей.
   Но позировать Серову не легко! Жена адвоката позирует стоя, и художник держит ее на ногах 7 часов в сутки!
   Только ради такого крупного художника, как Серов, можно согласиться на подобную пытку.
   
   Художник В. А. Серов писал недавно портрет известной красавицы, жены одного петербургского адвоката.
   На днях этот адвокат пришел к знакомому банкиру и похвастал:
   -- Поздравьте меня! Я стал "фоном".
   -- Не может быть! Вы еврей и вас сделали "фоном?"
   -- Сделали.
   -- Как же это могло случиться?
   -- Меня сделал "фоном" художник Серов.
   -- Объясните.
   -- Он написал портрет моей жены, а на фоне -- написал меня4...
   
   Известная великосветская красавица заказала свой портрет модному художнику.
   Тот, прежде всего, спросил 3000 р. аванса, а затем стал придумывать оригинальную позу.
   После долгих размышлений изящная аристократка была посажена на корточки, с вытянутой кверху шеей.
   Трудно было позировать в этом положении, но знаменитому художнику нельзя было прекословить.
   Портрет потребовал 70 сеансов, и дама стойко выдержала пытку во имя искусства.
   Жаль только, что никто не узнает ее на портрете...5
   
   В совет присяжных поверенных поступило прошение известного художника В. А. Серова, в котором он ходатайствует о том, чтобы ему выдали временно портрет покойного председателя совета, Турчанинова> для отправки его в Рим, на международную выставку.
   Портрет Турчанинова -- одно из лучших произведений Серова, и нужно думать, что совет присяжных поверенных не найдет оснований отказать художнику в его просьбе6.
   Кроме Турчанинова, Серов написал недавно очень хороший портрет другого почтенного адвоката Д. В. Стасова, и он тоже будет отослан в Рим.
   Тому же художнику поручили увековечить А. Я. Пассовера, но знаменитый юрист наотрез отказался позировать художнику, а затем взял да и умер7.
   
   Весть о кончине В. А. Серова опечалила не только художников, но и артистов.
   В последние годы покойный стал сильно увлекаться театром, бывать на сцене, за кулисами.
   Два последних лета Серов провел в Париже, помогая Дягилеву советами, при постановке опер и балетов.
   Он и Бакст присутствовали почти на всех репетициях в "Большой опере", делали указания относительно освещения и костюмов, одевали артистов и т. д.
   Вот чем объясняется художественность каждой дягилевской постановки, приводившая в такой восторг иностранцев!
   В Париже, вероятно, еще помнят дивные рекламы русского балета, с портретом Павловой, расклеенные по всему городу.
   Французы сами большие мастера по части художественных реклам, но они были поражены тем, что сделал Серов. А его декорации для "Юдифи"?
   
   Завтра в Академии художеств открывается посмертная выставка картин В. А. Серова.
   Жаль, что музей Александра III отказал в выдаче портрета артистки Р<убинштейн> и кн. Орловой.
   Эти два портрета были "лебединой песнью" Серова.
   Первый портрет Серов написал в Париже совершенно случайно.
   С Р<убинштейн> он не был знаком и однажды он увидел ее в театре беседующей с художником Б<акстом>.
   -- Вот кого бы я охотно написал! -- сказал Серов Б<аксту>, показывая на Иду.
   -- За чем же дело стало?
   -- Познакомь меня с ней...
   -- Охотно.
   -- Но согласится ли она позировать?
   -- Я в этом уверен.
   -- Только с одним условием. Я хочу написать ее совершенно голой.
   -- Спросим ее сейчас,-- сказал Б<акст>.
   Через несколько минут Серов представлен артистке, и она выразила ему согласие позировать в костюме Евы.
   Правда, это было одно из самых неудачных произведений высокоодаренного художника.
   
   Говорят, что незадолго до своей кончины, покойный В. А. Серов был в музее Александра III и особенно долго стоял возле портретов К. П. Брюллова.
   -- Посмотрите, как это свежо написано! -- сказал он племяннику великого живописца П. А. Брюллову8.-- Можно подумать, что это произведения какого-нибудь современного художника...
   В. А. Серов высказал мнение, что К. П. Брюллов обладал каким-нибудь секретом сохранения свежести красок.
   -- Вот мои портреты, лет через десять -- пятнадцать, вероятно, будут похожи на сапог, -- прибавил он с грустью.
   Конечно, слово "сапог" звучит преувеличением, но Серов был прав, что его краски почернеют.
   Особенно пострадал портрет г-жи Гиршман, написанный и без того в черных, рискованных тонах...
   
   Не велик заработок художников, если такой блестящий мастер, как Серов, умирает и оставляет семью почти без средств!
   Серов брал по 5--6 тысяч за портрет, но, к несчастью, работал с черепашьей медлительностью и оттого не мог составить даже небольшого состояния.
   Большие деньги платят лишь за картины, а покойный не хотел писать картин, по крайней мере таких, которые у нас принято называть этим именем.
   Слово картина претило ему, как что-то ремесленное, пошлое, сделанное в угоду толпе, дурным вкусам...
   Даже портреты Серов писал с большим разбором, выбирая преимущественно такие лица, которые удовлетворяли его как художника-колориста.
   Многие миллионеры хотели иметь портрет работы Серова, но он не соблазнялся большой суммой и наотрез отказывался, если личность заказчика ему ничего не говорила...
   В лице покойника умер художник в лучшем смысле этого слова...
   

КОММЕНТАРИИ

   1 Серова очень оскорбила заметка Розенберга, которую он назвал "маленьким образчиком газетных писаний". По словам художника, подобные публикации были причиной его "осторожности по отношению к пишущим людям". Серов также сказал, что никогда таких денег за портреты, как сообщил Розенберг, он не брал (К. Смурский. К уходу Репина. Беседа с В. А. Серовым.-- "Столичное утро", 1907, 7 октября, No 108).
   Да и сам Розенберг несколько позже упоминал о 5--6 тысячах рублей. Однако и эта цифра не точна. Будучи уже на вершине славы, Серов обычно получал за портрет 1000 руб. (письмо Серова к Матэ в конце сентября 1906 г.-- Не издано; отдел рукописей ГТГ). Иной раз он брался писать и за меньшую сумму. В одном из писем Серова к Матэ имеются такие строки: "Да, ты еще спрашивал -- напишу ли какую-то барышню, можно и барышню, только почему же 800 руб. именно -- у меня prix fixe {твердая цена (франц.).}. Ну да все равно, а не рожа ли?" (Серов. Переписка, стр. 294.-- В этом издании письмо отнесено к 1906 г. Однако оно поддается более точной датировке -- около 12 октября).
   2 Опубликованный выше рассказ позволяет предположить, что этим журналистом Икс был сам Розенберг.
   3 О каком портрете идет разговор, выяснить не удалось.
   4 Речь идет о двойном портрете супругов Розы Гавриловны и Оскара Осиповича Грузенберг, исполненном Серовым в сентябре 1909 г. в Сестрорецке.
   О. О. Грузенберг (1866--1940) -- присяжный поверенный, выступавший в ряде политических процессов своего времени, в частности, по делу М. Горького в 1905 г. Член кадетской партии. После Октябрьской революции уехал за границу. Автор книг "Вчера" (Париж, 1938) и "Очерки и речи" (Нью-Йорк, 1944), в которых содержатся воспоминания о М. Горьком, Д. Бедном, А. Кони и других.
   Касаясь портрета "четы Грузенбергов, модного адвоката и его жены, долго умолявших Серова изобразить их вдвоем, немилосердно с ним торговавшихся и до смерти ему надоедавших в Сестрорецке", Грабарь сообщает: "он <Серов> им за это отомстил портретом, чего, впрочем, они не уразумели" (Грабарь. Серов. "Искусство", стр. 174).
   Сам Серов, считая портрет "неудачным (и весьма)", просил Грабаря не помещать его в монографии (письмо от 15 декабря 1910 г.-- Не издано; отдел рукописей ГТГ).
   Местонахождение портрета неизвестно.
   5 Речь идет о портрете О. К. Орловой.
   6 Однако в этой просьбе Серову было отказано из-за опасения, что "портрет может быть попорчен в дороге или вообще пострадать" (Художник В. А. Серов перед судом адвокатов.-- "Петербургская газета", 1911, 14 марта, No 71). Тогда художник, поддержанный Д. И. Толстым, давшим личную гарантию в сохранности портрета Турчанинова, обратился в общее собрание присяжных поверенных, которое удовлетворило его просьбу.
   7 Александр Яковлевич Пассовер (1840--1911) -- Адвокат. В литературе характеризуется как "блестящий оратор, с редкой, разносторонней эрудицией, с выдающейся способностью к анализу самых сложных дел" (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. 22а, кн. 44, стр. 934).
   8 Павел Александрович Брюллов (1840--1914) -- живописец, член ТПХВ с 1874 г., действительный член Академии художеств с 1893 г., хранитель Русского музея в 1897-- 1912 гг.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru