Маковский Сергей Константинович
О Серове

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


ВАЛЕНТИН СЕРОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ, ДНЕВНИКАХ И ПЕРЕПИСКЕ СОВРЕМЕННИКОВ

2

   

С. К. МАКОВСКИЙ

   Сергей Константинович Маковский (1877--1962) -- поэт, художественный критик, сын художника К. Е. Маковского.
   В 1910-х гг. Маковский принимал активное участие в культурной жизни России. Г. И. Чулков писал, что Маковский "оказался претендентом на роль художественного арбитра, законодателя хорошего вкуса, покровителя изысканного модернизма" (Георгий Чулков. Годы странствий. Из книги воспоминаний. М., изд-во "Федерация", 1930, стр. 188). А. П. Остроумова-Лебедева, отмечая, что Маковский "был образован, с художественным вкусом и чутьем и одарен большой энергией", усматривала в его деятельности некоторые черты преемственности от С. П. Дягилева (А. П. Остроумова-Лебедева. Автобиографические записки. 1900--1916. Т.2. Л.-- M., 1945, стр. 108). Действительно, формы деятельности Маковского многообразны. В 1906--1908 гг. Маковский читал лекции по всеобщей истории искусства в Обществе поощрения художеств. В 1909 г. он устроил выставку "Салон", которая, как писал Бенуа, являлась "самой значительной выставкой сезона" (Александр Бену а. По поводу "Салома".-- "Речь", 1909, 7 января, No 6). В следующие годы Маковский возглавлял русский отдел на Международной выставке в Брюсселе (1910), организовал выставку "Мир искусства" в Париже (1910), устроил в Петербурге выставку "Сто лет французской живописи" (1912).
   С двадцати лет Маковский стал выступать в печати; принимал участие в создании журнала "Старые годы". В 1909 г. основал художественно-литературный журнал "Аполлон", который редактировал до 1917 г. В 1913 г. учредил журнал "Русская икона". Перу Маковского принадлежат книги: "Страницы художественной критики" (книга первая, СПб., 1906; книга вторая, СПб., 1908; книга третья, СПб., 1913); "Силуэты русских художников" (Прага, 1922); "Последние итоги живописи" (Берлин" 1922); "Графика М. В. Добужинского" (Берлин, 1924); "Народное искусство Подкарпатской Руси" (Прага, 1925); "Портреты современников" (Нью-Йорк, 1955); "На Парнасе "Серебряного века". Сборник статей (Мюнхен, 1962); а также восемь сборников стихотворений. В книгах "Портреты современников" и "На Парнасе "Серебряного века" Маковский дал литературные портреты художников, писателей и других представителей русской культуры, с которыми он общался на своем долгом жизненном пути. Деятельность Маковского за рубежом, где он очутился после Октябрьской революции, находит признание у советских людей, которые с удовлетворением отмечают, как он "много сделал для популяризации русского искусства за границей" (И. Зильберштейн. К. Е. Маковский.-- "Огонек", 1964, No 28).
   В 1912 г. в номере 10 журнала "Аполлон" появилась статья Маковского "Мастерство Серова", которая десять лет спустя с незначительными изменениями была перепечатана в его книге "В. Серов" (Берлин -- Париж, 1922). Ее появление наша пресса встретила отрицательно (см. рецензию А. Стрелкова в журнале "Печать и революция", 1923, No 5, стр. 317). Однако это не снижает ценности свидетельства Маковского об отношении Серова к художественному мастерству.
   
   Воспоминания Маковского печатаются по его книгам "В. Серов" (Берлин -- Париж, 1922, стр. 7, 8) и "Силуэты русских художников" (Прага, 1922, стр. 68, 69).
   

<О мастерстве в живописи. Из бесед с Серовым>

   Я вспоминаю одну мою беседу с Серовым. Валентин Александрович жаловался на современный упадок профессионального уважения к живописи. Он говорил: "Беда в том, что наша молодежь, боясь академичности, пренебрегает своим ремеслом. А ведь это главное. Надо знать ремесло, рукомесло. Тогда с пути не собьешься". Он повторил раздельно: ру-ко-месло... У меня и сейчас в ушах звук голоса, каким это было сказано. Ясно почувствовал я тогда, что "рукомесло" значило для Серова гораздо больше, чем обыкновенно понимают под ремесленным навыком: некое цеховое жречество, как вывод из преемственного знания, связывающего и освобождающего порыв художника. Неутомимо учиться у других и у себя; вложить душу в изобразительные средства; проникнуться ответственностью за всякую черту карандашом и за всякий мазок кистью; всматриваться в то, что пишешь с таким напряжением зоркости, чтобы перенесенная на холст "натура" стала как бы овеществлением внутреннего образа,-- вот что было "рукомеслом" для Серова, вот какое "профессиональное уважение" он разумел, сетуя на молодежь1.
   ...Я вспоминаю, с каким вниманием всматривался Серов в произведения молодых художников, особенно тех, которые ничем не походили на него, Серова. Он словно с завистью относился к некоторым из них, любуясь убежденностью их уклонов от школьной "правильности", непосредственностью новизны. Он оказал однажды Петрову-Водкину, тогда еще совсем незрелому мастеру, но сумевшему действительно с первых шагав найти свою дорогу, свою нешкольную форму: "Как эго у вас все сразу по своему выходит". Мне крепко запомнилось это замечание, сказанное молодому стилисту не без оглядки на свое мучительное "по-своему"...
   

КОММЕНТАРИИ

   1 Формалистические увлечения художнической молодежи в начале 900-х гг. дали однажды повод для такого высказывания: "В школе живописи состоят профессорами такие художники, как В. А. Серов, К. А. Коровин, А. М. Васнецов. Неужели же бред, изображенный на обложке каталога выставки работ учеников Училища живописи, ваяния и зодчества, есть плод их художественного влияния на юношество?! Неужели там не учатся "рисовать"? Не хочется верить" (Сергей Мамонтов. Вниманию гг. психиаторов. Письмо в редакцию.-- "Русское слово", 1905, 7 января, No 7).
   Маковский высоко ставил искусство Серова: "Серов и, между пейзажистами, Левитан возвысились до мастерства, которого недостигали их предшественники; однако от них не протянулись "мосты к будущему",-- последователи, ученики их, не продолжали их завоеваний в области национального пейзажа и портрета <...> В прошлом столетии Репин и Ге дали несколько образцовых холстов; нельзя также отказать в достоинствах некоторым работам Крамского. Но среди пионеров "новой живописи" мы знаем всего одно бесспорное имя -- имя В. А. Серова -- с которым навсегда связана в истории русской живописи слава портретиста" (Сергей Маковский. Страницы художественной критики. Кн. 3, СПб., 1913, стр. 44--46, 66).
   Позднее, в 1922 году, Маковский также восторженно говорил о Серове-пейзажисте: "Не меньше чем Серов, Левитан оказал огромное влияние на русскую пейзажную живопись XX века, хотя вряд ли можно говорить о преемственном продолжении их пейзажа. Скорее приходится указать на подражателей и довольно посредственных. И тем не менее... чем была бы эта живопись, не будь Левитана и Серова? "Серенькие дни" Серова,-- деревенский выгон с лохматыми лошадками, занесенная снегом аллея в усадьбе, осенняя полянка, насупленный стог сена подле сарая,-- прекрасно дополняют Левитановские песни без слов. Как ни как, им обоим принадлежит слава родоначальников целой плеяды пейзажистов" (Сергей Маковский. Силуэты русских художников. Прага, 1922, стр. 79, 80).
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru