Лансере Евгений Евгеньевич
Серов в письмах и дневниковых записях Лансере

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


ВАЛЕНТИН СЕРОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ, ДНЕВНИКАХ И ПЕРЕПИСКЕ СОВРЕМЕННИКОВ

1

   

E. E. ЛАНСЕРЕ

   Евгений Евгеньевич Лансере (1875--1946) -- живописец, график, художник театра и монументалист, участник объединения "Мир искусства", академик (с 1913 г.), заслуженный деятель искусств РСФСР.
   Мемуарные записи Лансере о Серове состоят из двух разделов: первый включает отрывки из неизданных писем Лансере к А. П. Остроумовой, Н. И. Кутепову, М. С., В. Э. Борисову-Мусатову, А. Н. Бенуа и дневниковую запись, второй представляет собой фрагмент из статьи "Жупел" и "Адская почта", напечатанной в газете "Советское искусство", 1935, 23 декабря, No 59.
   

1. Серов в письмах и дневниковых записях Лансере

1. ЛАНСЕРЕ -- А. П. ОСТРОУМОВОЙ

29 июня 1899 г. <Териоки>

   ...Во-первых, в 3--4 верстах от нас живут Серов и Матэ <...> Хотел Вам написать о "слове" Серова, сказанном Шуре <А. Н. Бенуа>, любуясь природой: "как хорошо, и как хорошо именно то, что и близко и далеко видно такое количество подробностей, одинаково прекрасных, а вот мы это не умеем делать, а следовало бы за все лето написать бы всего один этюд". <...>

Не издано; отдел рукописей ГПБ.

   

2. ЛАНСЕРЕ -- А. П. ОСТРОУМОВОЙ

3 июля 1899 г. <Териоки>

   ...Опять приходится виниться, опять опаздываю с ответом, но <...> Серова с Дягилевым нужно провожать. <...>

Не издано; отдел рукописей ГПБ.

   

3. ЛАНСЕРЕ -- А. П. ОСТРОУМОВОЙ

9 июля 1899 г. <Териоки>

   ...Под редакциею "Мира искусства" в тесном почти официальном смысле следует подразумевать С. Дягилева и его двоюродного брата и друга Д. Философова, в более же широком, но не менее реальном смысле: еще Бакста, Нувеля, Нурока, Шуру <Бенуа>, Серова и наконец как очень близких влияющих сотрудников Мережковских, Розанова. Серова я видел всего два раза и так как он очень молчалив, то больше нечего рассказывать. В данное время он пишет портрет императрицы (или покойного императора?) в Гатчине, знаю наверное только то, что он ездит в город1. <...>

Не издано; отдел рукописей ГПБ.

   

4. ЛАНСЕРЕ -- А. П. ОСТРОУМОВОЙ

3 августа 1899 г. <Петербург>

   ...В это воскресенье был Нувель, вечерком пришел еще Серов, только что вернувшийся из поездки в Копенгаген из-за заказанного ему портрета Александра III в датском мундире в парке Фреденсборга2. Видали ли Вы его? Он маленький, плотненький господин с самой обыкновенной физиономией и всем нашим показался "чумичным". Говорит мало, и этот раз за шумным столом ничего интересного не сказал. <...>

Не издано; отдел рукописей ГПБ.

   

5. ЛАНСЕРЕ -- А. П. ОСТРОУМОВОЙ

8 мая 1900 г. Петербург

   ...Серов приехал и снова пишет с нами у В. В. <Матэ>, причем в первый же сеанс переменил позу -- на лежачую, что была зимой, только ногами к свету, со сплошным белым фоном -- очень красиво. Вы правы, он иногда прямо затирает мазки пальцем. Выходит очень красиво на живописи и по тону, хотя на мой "ученический глаз" немного манерно, скорее свободно. Я не дождусь вечера, чтобы постараться сделать то же самое. <...>

Не издано; отдел рукописей ГПБ.

   

6. ЛАНСЕРЕ -- М. С.*

13 декабря 1900 г. <Петербург>

   ...В прошлую зиму из участников выставки "Мира искусства" составилось общество, выработавшее условия будущих выставок, по которым на выставку допускаются (кроме членов общества, конечно) только лица, предложенные по крайней мере семью членами. Кроме того, все произведения проходят контроль и жюри -- комитета выставки, состоящего из двух выбранных художников, на этот раз Серова и Александра Бенуа и Дягилева3. <...>

Публикуется по черновому автографу; ЦГАЛИ.

   * Адресат не установлен.
   

7. ЛАНСЕРЕ -- Н. И. КУТЕПОВУ4

5 февраля 1902 г. <Петербург>

   ...Теперь, когда III том Вашего труда вышел -- я обращаюсь к Вам с большою просьбою -- разрешить выставить на выставке "Мира искусства" исполненные мною для Вашей книги заставки, концовки и буквы, а также два больших рисунка... Я, тем менее, сомневаюсь в Вашем любезном согласии, что работы Серова и Пастернака были уже раз выставлены на выставке "Мир искусства", даже еще до выхода книги из печати. В. А. Серов и А. Н. Бенуа со своей стороны собираются просить Вас о таком же разрешении для своих рисунков5. <...>

Публикуется по черновому автографу; ЦГАЛИ.

   

8. ДНЕВНИКОВАЯ ЗАПИСЬ

26 августа <1902 г. Петербург>

   ...В 4 часа пошел в редакцию "Художественные сокровища России"6, дабы повидать Шуру <Бенуа>, но он не приехал, но зато видел Нурока,. Чичагова7, Бакста и Нувеля, у которого и обедал с Серовым и Бакстом. Много рассказывали о Японии, в особенности о чайных домах. <...>

Не издано; ЦГАЛИ.

   

9. ЛАНСЕРЕ -- В. Э. БОРИСОВУ-МУСАТОВУ

9 февраля 1903 г.

   ...Нашлась ли "Комната" Серова? Меня это страшно беспокоит -- так как не могу себе представить, куда она делась, если здесь нег воровства?8 <...>

Не издано; отдел рукописей ГРМ.

   

10. ЛАНСЕРЕ -- А. Н. БЕНУА

8 марта 1906 г. <Петербург>

   ...У Серова три лошади -- их всех я страшно люблю; одна несколько* Либерман9, но так хороша своей правдою, жизнью; а две другие так поэтичны. Чудный рисунок собаки. Хороший портрет Федотовой; Шаляпин не нравится10. <...>

На издано; отдел рукописей ГРМ.

   

КОММЕНТАРИИ

   1 В июле -- первой половине августа 1899 г. в мастерской В. В. Матэ в Академии художеств Серов писал портрет Александра III в красном мундире датского королевского лейб-гвардии полка. "... я застрял с портретом Александра III,-- жаловался Серов И. С. Остроухову 8 августа 1899 г.-- Работаю каждый день и целый день. Я должен сдать его государю до его отъезда за границу, между 15--16 августа. Все-таки я должен же сделать это насколько я могу хорошо" (Серов. Переписка, стр. 221). Портрет был готов вовремя, так как 19 августа 1899 г. в кацелярии министерства императорского двора появился документ, в котором говорилось, что министр получил предписание царя об уплате Серову 3000 руб. за этот портрет (не издано; ЦГИАЛ СССР). См. т. 1 настоящего изд., письмо 4, стр. 628.
   2 Двухнедельную поездку в Данию во второй половине июля 1899 г. Серов совершил "для сбора художественного материала, необходимого ему для исполнения портрета и зарисования тех помещений и обстановки, которая находилась во время пребывания его императорского величества в Дании" (письмо И. И. Толстого к А. К. Бенкендорфу от 13 июля 1899 г.-- Не издано; ЦГИАЛ СССР).
   3 Общество "Мир искусства" возникло 24 февраля 1900 г. Организационные основы общества были оформлены в виде протокола собрания участников выставок одноименного журнала, которыми значились: Бакст, А. Бенуа, Билибин, Браз, Вальтер, А. Васнецов, Досекин, Лансере, Левитан, Малявин, Нестеров, Обер, Остроумова, Пурвит, Рущиц, Светославский, Сомов, Серов, Ционглинский, Врубель, Головин, К. Коровин, С. Коровин, М. Мамонтов, П. Трубецкой, М. Якунчикова, Архипов, Бакшеев, Виноградов, Голубкина, Околович, Пастернак, Переплетчиков, Рерих, Ржевская, Рылов, Рябушкин.
   Упомянутые Лансере условия устройства будущих выставок содержались в пунктах 2 и 9 названного протокола (Художественная хроника.-- "Россия", 1900, 17 марта,. No 321).
   4 Николай Иванович Кутепов (1851--?) -- гвардии полковник, заведующий хозяйственной частью дворцовой службы с 1885 по 1902 г., участник русско-турецкой войны 1877--1878 гг. После выхода в свет первых томов предпринятого им издания "Царской и императорской охоты на Руси", посвященного Александру III, был произведен в генерал-майоры и в 1902 г. назначен заведующим хозяйством императорской охоты. В 1907 г. стал генерал-лейтенантом. Состоял членом Общества ревнителей русского исторического просвещения в память Александра III.
   5 Серов, по-видимому, не обращался к Кутепову с такой просьбой, так как на ближайшей выставке "Мира искусства", открывшейся 9 марта 1902 г., его произведений, исполненных для кутеповского издания, не было.
   6 Журнал "Художественные сокровища России" издавался в Петербурге Обществом поощрения художеств в 1901--1908 гг. Первым его редактором был А. Н. Бенуа, в 1903 г. с четвертого номера журнала его сменил А. В. Прахов. Эта перемена была не к лучшему. В одной из газетных заметок того времени говорилось: "Художественные сокровища России", основанные по мысли Алекс. Н. Бенуа, имели интерес и значение только в то время, когда этот журнал редактировался самим художником, но с той поры, как он перешел в руки А. В. Прахова, журнал стал опускаться с каждым годом" (Художественный отдел.-- "Слово", 1908, No 373, 6 февраля).
   7 Константин Николаевич Чичагов (1866--1920) -- Историк искусства, библиограф, профессор Петроградского института истории искусств.
   8 О какой картине Серова идет речь, установить не удалось.
   9 Макс Либерман (1847--1935) -- немецкий художник-импрессионист. По мнению Грабаря, он "не отличался слишком большой высотой своего искусства" (И. Э. Грабарь. Искусство в плену. Л., 1964, стр. 48).
   10 Речь идет о произведениях Серова на выставке "Мир искусства", состоявшейся в Петербурге с 24 февраля по 26 марта 1906 г.
   Критик Н. И. Кравченко, словно развивая суждения Лансере об этих работах Серова, писал: "...перейду к разбору тех произведений, которые более всего обращают на себя внимание. Таковые делятся на две группы: крикливые, бьющие на эффект, на оригинальность, и вещи бесспорно хорошие, продукт труда художников недюжинных. К числу первых относятся "бабы" Малявина, ко вторым -- портреты и картинки В. Серова, рисунки Алекс. Бенуа, Лансере, К. Коровина, Бакста. Доказывать недолговечность успехов первых скучно <...> И боги грешные бывают -- грешит иногда в рисунке и Серов. Так, например, в портрете Ф. Шаляпина он сделал его фигуру бесконечно большой. Шаляпин стал великаном. Шаляпин-артист с каждой новой ролью, с каждым годом растет и не ведаешь, когда будет предел этого роста, но человек-Шаляпин уже расти не может, а между тем его Серов сделал чуть ли не трехаршинным. Ноги бесконечно длинны. Быть может, что в данном случае виноват небольшой рост самого художника, поневоле смотрящего на свою высокую натуру снизу, но... как бы ни было и какая бы причина это не вызывала, нужно сказать, что в смысле пропорций портрет Шаляпина очень грешит. Серов выставил еще несколько этюдов лошадей. В одном ("Лошади на берегу") -- он попробовал повторить Либермана (немецкий художник), но повторение вышло неудачно. В другом же, где изображен мужик с лошадью ("У сарая"), лошадь по формам и верности позы прямо замечательна. Как знаток лошадей Серов известен давно и время от времени выставляет свои небольшие этюды, в которых он много выше всех наших завзятых баталистов" (Н. Кравченко. Мир искусства. В. Серов.-- "Новое время", 1906, 20 марта, No 10781).
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru