Николай II
Дневниковые записи (1900 г.)

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


ВАЛЕНТИН СЕРОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ, ДНЕВНИКАХ И ПЕРЕПИСКЕ СОВРЕМЕННИКОВ

2

   

НИКОЛАЙ II

   В 1891 г. в связи с получением заказа харьковского дворянства на семейный портрет Александра III Серов познакомился с великим князем Николаем Александровичем (1868--1917), вступившим в 1896 г. на русский престол. С тех пор на протяжении почти десяти лет он по заказу Академии художеств неоднократно писал последнего русского царя и многих его родственников.
   Об отношении Серова к царю и его родственникам упоминает Г. Л. Гиршман. По ее словам, Серов считал Николая II "провинциальным капитаном, сошедшим со страниц какого-нибудь рассказа А. И. Куприна, особенно когда тот, сосредоточившись на одном для него чрезвычайно важном деле и забыв об окружающем, вынимал свою огромную зажигалку с фитилем и начинал закуривать папиросу, щелкая кремнем" (см. т. 2 настоящего изд., стр. 334). Такое отношение Серова впервые проявилось в 1900 г. в столкновении с высокопоставленным чиновником А. А. Мосоловым по поводу цены как раз за тот портрет царя в тужурке, о котором идет речь в публикуемых дневниковых записях Николая II. Через год с небольшим Серов отчитал царицу за неуместные замечания и наотрез отказался от "высочайших заказов" (см. т. 1 настоящего изд., стр. 527, и прим. 23, стр. 550, т. 2 настоящего изд., стр. 502, 503). После разрыва с царским домом Серов создал несколько политических карикатур. Две из них "После усмирения" и "М. Ф. Романова (на придворной сцене)" непосредственно направлены против царя и его матери, являясь своеобразным завершением "царского" цикла Серова.
   
   Впервые публикуемые записи Николая II извлечены из его дневников (ЦГАОР).
   

Дневниковые записи (1900 г.)

13 февраля. Воскресение

   ...Сидел недолго для нового портрета, который делает Серов. Много читал. После обеда поехали в балет.
   

15 февраля. Вторник

   ...Сидел наверху у Серова.
   

18 февраля. Пятница

   ...Сидел наверху у Серова и почти заснул1...
   

26 февраля. Суббота

   ...Стало совсем тепло и сильно таяло при солнце. Гулял и затем сидел для Серова. В 7 часов поехали ко всенощной в Аничков и обедали с Мама.
   

21 марта. Вторник

   ...Серов окончил мой портрет2.
   

КОММЕНТАРИИ

   1 Эта лаконично-безразличная запись Николая II о том самом сеансе, во время которого Серов говорил ему об участи арестованного С. И. Мамонтова. В изложении Серова это обстояло так: "Здесь все хорошо. Государь вчера сидел довольно долго, так думаю 3/4 часа <...> Вот что важней, в конце сеанса вчера я решил все-таки сказать государю, что мой долг заявить ему, как все мы художники -- Васнецов, Репин, Поленов и т. д. сожалеем об участи С<аввы> Ив<ановича> Мамонтова, т<ак> к<ак> был он другом художников и поддерживал, как наприм<ер> Васнецова в то время, когда над ним хохотали и т. д. На это государь быстро ответил и с удовольствием, что распоряжение им сделано уже. И так Савва Ив<анович>, значит, освобожден до суда от тюрьмы. Да, на мои слова, что в деле этом как и вообще в коммерческих делах я ничего не понимаю -- он ответил -- и я тоже ничего не понимаю -- затем он заявил, что считает Третьякова и потом Мамонтова за людей, много сделавших для русского искусства. Я очень рад, что сделал, т. е. сказал, что у меня было на совести и рад за Сав<ву> Ив<ановича>, к которому он относится с добрым чувством" (Серов. Переписка, стр. 138, 139.-- Письмо Серова к жене с пометкой "суббота", правильно отнесенное составителем книги к 1900 г., можно датировать точно: 19 февраля 1900 г.).
   2 Портрет Николая II в тужурке предназначался в подарок царице. Семейный характер портрета сказался на его исполнении: это, пожалуй, единственное произведение в галерее царских портретов, не только Николая II, изображающее царя без какой-либо помпезности, а как обычного человека, оставшегося наедине с собой.
   Художники-современники высоко оценили портрет. Остроухов считал его "одним из лучших произведений" художника (Выставка Серова. Петербург.-- "Русские ведомости", 1914, 5 января, No 4). Когда Грабарь увидел фотографию с портрета, то, по его словам, он "невольно залюбовался на тонко уловленный художником взгляд глаз, казавшихся такими добрыми и ласковыми". Тогда вспоминает Грабарь, "отгадав мою мысль, он <Серов> сказал: -- Да, да, детски чистые, невинные, добрые глаза. Такие бывают только у палачей и тиранов. Разве не видно в них расстрела девятого января?" (Грабарь. Серов. "Искусство", стр. 183). Встретив Николая II на выставке "Современное искусство" в 1903 г., Грабарь "смог оценить, до чего похож его серовский портрет в тужурке" (Грабарь. Автомонография, стр. 185). Отзывы художественных критиков и рецензентов в отношении этого произведения Серова также были единодушно положительны (см. т. 1 настоящего изд., стр. 401; т. 2 настоящего изд., стр. 32, 33, 471, 472, а также А. Суворин. Маленькие письма.-- "Новое время", 1901, 4 февраля, No 8959; А. Ростиславов. Свобода живописи.-- "Театр и искусство", 1901, No 8, стр. 164; Н. Шебуев. Негативы.-- "Русское слово", 1902, 15 ноября, No 315; "Выставка "Мира искусства".-- "Новости дня", 1902, 16 ноября, No 6983).
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru