СЕРОШЕВСКИЙ Вацлав Леопольдович [24.8.1858*, дер. Вулька-Козловска Варшав. губ. -- 20.4.1945, Пясечмо, под Варшавой; в 1949 перезахоронен на варшав. кладб. Повозки], прозаик, этнограф, путешественник, полит. и обществ. деятель Польши; писал на польском и рус. яз. Из семьи шляхтича Леопольда Серошевского (1823--82?), участвовавшего в Польском восстании 1863 и вынужденного эмигрировать; мать Валерия Цемневска (1830--68). Воспитывался в семье родственников в Варшаве. Учился в Варшав. классич. г-зии (1868--72), но из-за несогласия с насильств. русификацией не закончил образование и поступил учеником слесаря в ремонтные мастерские Варшавско-Веденской ж. д.; учился в ж.-д. технич. уч-ще (1875-- 1878) и одновременно работал. В 1877 С. сблизился с рев. подпольем, став чл. тайной орг-ции "Социалистич. рабочие бригады". Интересовался естествознанием и обществ, науками, читал Ф. Лассаля, социалистов-утопистов. В 1878 был арестован и заключен в Варшав. цитадель. Тюремная камера стала своего рода ун-том для него, с помощью старших товарищей он продолжал заниматься самообразованием, штудировал труды Г. Спенсера иК. Маркса. В тюрьме состоялся лит. дебют С: в рукоп. газ. "Голос узника" появились его стихи "Чего они хотят?", воспевавшие "могучую поступь рабочих полков". После публикации в газ. "Равенство" (1879, Ж., 1 окт.) и в сб. "Женева" (1882) эти стихи приобрели популярность в польских рев. кругах. В июне 1879 С. принял участие в бунте заключенных. За вооруж. сопротивление караулу был предан воен.-окружному суду и приговорен к 8-летнему заключению в крепости, замененному ввиду его несовершеннолетия на ссылку в "отдаленные места Вост. Сибири". Во время этапирования принял участие в протесте полит, заключенных в Красноярском остроге, после чего место ссылки ему было изменено с Киренска на Верхоянск Якут. обл., где условия содержания считались более суровыми. В Верхоянск был доставлен в мае 1880. Работал кузнецом и слесарем, познакомился с местными обычаями, изучил якут. яз. и женился на якутке Анне Слепцовой (Арине Челба-Кысе). После убийства народовольцами имп. Александра II С. вместе с рядом полит. ссыльных, содержавшихся в Верхоянске, отказался принести присягу на верность новому императору. Дважды, летом 1881 и 1882, пытался бежать. Второй побег был организован при нек-рой помощи участников амер. полярной экспедиции Дж. У. Де-Лонга, потерпевшей крушение в Сев. Ледовитом океане. С. с товарищами изготовил лодку, на к-рой планировал добраться до Америки. Однако беглецы, не успев выплыть в океан, были захвачены казаками на островах в устье р. Яны. Признанный одним из гл. организаторов побега, С. был приговорен к наказанию кнутом, но ввиду отсутствия палача эта мера была заменена вечным поселением в местности, отдаленной на 100 верст от почтового тракта и на 300 верст от любого крупного населенного пункта. В июне 1883 С. был доставлен в селение Андылах в верховьях р. Колымы. В условиях полной изоляции от внешнего мира он пережил период тяжелой депрессии, к-рую сумел преодолеть, приняв решение "стать бытописателем Сибири". С. начал собирать сведения о жизни и обычаях якутов. Этот материал лег в основу рассказов и повестей, к-рые писались на клочках газет, картонных коробках, дощечках гусиным пером, чернилами, изготовленными им из коры ивы. В 1885 был переведен на поселение в Баягантайский улус, после смерти жены (1887) вместе с малолетней дочерью поселился в Намеком улусе на юге Якут, обл., где занимался земледелием (1887--92).
Первое прозаич. произв. на польск. яз. -- рассказ "Хайлак" ("Chaitach"; газ. "Gros", Warsz., 1887; псевд. В. Сирко; на рус. яз.: "Сиб. сб-к", в. 2, Иркутск, 1890; в пер. Л. В. Василевского: РБ, 1893, No 10) -- о трагич. столкновении на почве ревности между ссыльным уголовным преступником и семьей якутов. С. сам переводил на рус. яз. свои произв. "Я до сих пор сохранил способность думать по-русски, когда пишу по-русски, и думать по-польски, когда пишу по-польски. Это и составляет ту исключительную, насколько я знаю, довольно редкую способность, к-рая позволяет мне быть двуязычным писателем" (письмо С. к В. Г. Короленко от 26 июля 1910 -- цит. по: Ровнякова, с. 147).
Печатался в ж-лах "Начало" (1899), "Мир Божий" (1896 ... 1914), "Жизнь" (1897-1901), "Русская мысль". Нек-рые из произв., публиковавшихся в польских и русских ж-лах, а также записанные С. якут, предания вошли в сб. "Якутские рассказы" (СПб., 1895: 2-е изд., СПб., 1898; рец.: МБ, 1895, No 6).
Выделяя С. и ряду писавших о Сибири (В. Г. Короленко. С. Я. Елиатьевский. Дионео и др.) как "самого талантливого" ("Жизнь". [898. No 18. с. 361). рецензенты единодушно констатировали "тонкую наблюдательность, прекрасный язык, теплое гуманное чувство" ("Вест. воспитания". 1898, No 8, с. 29). М. К. Михайловский назвал С. "тонким художником", сумевшим привлечь сочувствие лаже к "озверелому человеку", и отмстил, что "этнографический элемент" не первенствует над общечеловеческим психологическим" (РБ, 1895, Na 2, с. 73, 72; б. п.). По мнению рецензента "Вестника Европы", рассказы С. "вводят вфантастич. мировозрение и первобытные нравы" якутов и тунгусов и обнаруживают наклонность автора к "романтической окраске изображения (1895, No2, с. 897. 898: полнись Т.). Рецензент "Рус. мысли" также благожелательно отнесся к сб-ку: "Всем рассказам придает особую характерность та простота... к-рая сообщает им своеобразный, чисто якутский колорит. Глубоко гуманное отношение автора к этим простым людям вызывает к ним симпатии читателя и навевает настроение тихой, сочувственной грусти..." (1895, No 4, с. 155).
Параллельно лит. работе С. вел этногр. изыскания. Первая публ. С. на рус. яз. -- науч. ст. "Как и во что веруют якуты" ("Сиб. сб-к". в. 2, Иркутск, 1890). В 1892 С. получил разрешение переехать в Иркутск (здесь познакомился с Гр. Н. Потаниным), где в 1894 им был завершен фундаментальный науч. труд "Якуты. Опыт этногр. иссл." (т. 1, СПб., 1896; рец., 1896: "Этногр. обозр.", No 4; "Землеведение", т. 3, кн. 2; Е. А. Соловьёв -- РБ, 1898, No 8; отрицат. отзыв: В. М. Ионов -- "Живая старина", 1914, в. 3--4), удостоенный малой зол. медали РГО.Науч. успехи С. изменили его положение полит, ссыльного. Он получил право свободного перемещения по России.
В 1894-97 жил в Петербурге, где сблизился с литераторами из круга ж. "Рус. богатство" -- Н. Ф. Анненским, Михайловским, С. Н. Кривенко, В. В. Лесевичем, Короленко (см. "Историю моего современника" -- Короленко, VII,147) и др. В 1897 С. по ходатайству П. П. Семёнова-Тян-Шанского получил разрешение вернуться в Польшу. О. продолжал публикацию произв. сиб. цикла. В пов. "На краю лесов" ("Na kresach lasöw", Warsz., 1894; пер. автора: РБ, 1895, No 6-9; отд. изд. -- СПб., 1897; 2-е изд., М., 1902; рец.: МБ, 1897, No 4), основанной на опыте колымской ссылки, прототипами героев стали сам писатель и якут, семья Слепцовых. Автобиогр. мотивы характерны для мн. произв. С., в т.ч. для повестей "В сетях" (МБ, 1896, No 10-12; отд. изд. -- СПб., 1898; 2-е изд., СПб., 1903; рец.: РБ, 1898, No 8) и "Побег" ("Орлов. вест.", 1902, No 171-81; РБ, 1906, No 6--12). В мрачной по колориту пов. "Предел скорби" (МБ, 1900, No 4, 5; пер. автора) С. удалось мастерски изобразить взаимоотношения внутри изолированной от людей колонии прокаженных, страдающих не только от недуга, но и от жестокости соплеменников. Вскоре вышли "Повести и рассказы" (СПб., 1900; рец.: А. И. Потапов -- РБ, 1900, No 12) и "Полн. собр. повестей и рассказов" (т. 1--2, М., 1902--03; рец.: В. В. Каррик -- РБ, 1902, No II). Произв. С. отличали точность в описании быта сев. народов, глубокое знание их обычаев и уважение к их самобытной культуре, стремление понять внутр. мир героев, вынужденных бороться за выживание. Его прозаич. вещи, напечатанные в польских журналах, получили высокую оценку таких критиков, как И. Матушевский, А. Потоцкий, С. Бжозовский, В. Фельдман.
Однако стиль его рус. переводов перестал удовлетворять С, и он постепенно отказался переводить сам.
В Варшаву С. вернулся в 1898 (его дочь осталась в России на попечении друзей, до 1941 работала учительницей в Москве, дальнейшая ее судьба неизвестна). В 1899 женился на Стефании Мяновской (1872--1942), от к-рой имел троих сыновей. С. активно включился в культурную жизнь Польши. Участник лит. кружка, в к-рый входили А. Свентоховский, Л. Кшывиикий, С. Стемповский, В. Берент, Г. Даниловский, С. Жеромский. За участие в антиправительств. демонстрации при открытии памятника А. Мицкевичу в Варшаве С. был арестован. Выпушенный под залог благодаря заступничеству Семёнова-Тян-Шанского, он в 1902--03 участвовал в экспедиции РГО на о. Хоккайдо для изучения народности айнов ("те же якуты, только еще лучше" -- из письма Л. Ф. Пантелееву от 8 мая 1902, РГАЛИ, ф. 1691, оп. 1, No 532, л. 60 об.). Посетил также Китай и Корею ("В Стране утреннего спокойствия. Путешествие по Корее в 1903 г.", СПб., 1905), в 1904 побывал на Цейлоне. Собранные им мат-лы легли в основу этногр. очерков "Корея" (СПб., 1905) и худож. произв. о жизни кор. народа (пов. "Оль-Сони Кисань" -- МБ, 1906, No 3--5; рец.: Ю. И. Айхенвальд, РМ, 1906, No 7).
В 1905 за участие в рев. движении С. был арестован рос. полицией, в 1906 эмигрировал в Галицию. Жил в Кракове и в Закопанах. В 1910 в Кракове вышел цикл япон. рассказов "С волны на волну" ("Z fali na fale") -- одно из лучших достижений С.
В 1910-14 жил с семьей в Париже. Участвовал в культурной жизни польских эмигрантов. Пред. Об-ва польских писателей. Работал над ист. романами "Беньовский" ("Beniowski", 1916; рус. пер. -- Л., 1927) и "Океан" ("Ocean", 1917; рус. пер. -- Л., 1927), поев, событиям 18 в. Герой дилогии, сосланный на Камчатку и организовавший побег на воен. корабле, по темпераменту и характеру близок С.
В нач. 1-й мировой войны С. вступил уланом в легион Ю. Пилсудского, воевавший на стороне Тройственного союза против России. С авг. 1915 жил в Варшаве, чл. Варшав. администрации. После Февр. революции 1917 в России и признания Врем, правительством независимости Польши С., как и др. сторонники Пилсудского, переориентировался на Антанту и был интернирован немцами за отказ принести присягу на верность Германии. С марта 1917 чл., затем пред. Партии нар. независимости. В нояб. 1918 мин. пропаганды Люблин, правительства. Будучи левым по убеждениям, С. выступал против политики коммунистов в России (пьеса "Большевики", "Bolszewicy", Warsz., 1922; тогда же пост.). Ром. "Пучина" ("Topiel", Warsz., 192I) -- о судьбе польск. семьи, расколотой войной и революцией в России (родные братья оказались в противоборствующих лагерях).
В 1920-21, 1927-30 пред. Союза писателей Польши, в 1933--39 пред. Польск. акад. лит-ры, в 1935-38 сенатор. Наиб. значит. произв., созданные С. после 1-й мировой войны, -- ист. ром. "Любовь самурая" ("Miłosc samuraja", Warsz., 1926), политико-приключенч. ром. "Далай Лама" ("Dalaj-Lama", Warsz., 1927). Как поч. чл. Пен-клуба и представитель его польского отд. совершал поездки в Англию (1927), Норвегию (1928), Югославию (1933) и др. Писал репортажи, киносценарии, выступал как публицист. После нападения нацистов на Польшу (1939) выступил по радио с призывом к сопротивлению. Во время нем. оккупации жил в Варшаве, работал над мемуарами; с мая 1944 -- под Варшавой у сыновей. Во время Варшав. восстания б. ч. его бумаг и док-тов сгорела.
Произв. С. переведены на мн. языки (англ., исп., иврит, кит., чеш., япон. и др.). Науч. работы и худож. произв. С. многократно издавались в России и в СССР. Однако антисов. позиция автора способствовала тому, что с кон. 20-х гг. он был объявлен в СССР пособником польск. фашистского режима, его труды фактически попали под запрет. Науч. и лит. наследие С. вновь стало доступно в России только с 90-х гг. 20 в.
Изд.: Соч., т. 1-8. СПб., 1908-09; Ян-Хун-Цзы (Заморский дьявол). Китайские понести. Л., 1928; Против полны, М.-Л., 1929 (предисл. Ф. Кона): Якуты. М., 1993 (репринт); Якутские рассказы, понести и восп., М., 1997 (послесл. С. А. Степанова); Dzieła, t. 1-22, Kraków. 1958-64.
Лит.: Льдов К., Весела с С. -- "Огонек". 1905. No 13; Яцимирский А., В. Серошевский. -- "Слав. известия", 1906. No 4; его же. Новейшая польская лит-ра от восстания 1863 г. до наших дней. СПб., 1908. т. I. с. 293, 391; т. 2, с. 179-83. 193-203, 313-21. 346. 354-57: Ганейзер Е. В., В. В. Лесевич в письмах и восп. -- ГМ. 1914, No 8. с. 86: Николаев В., Ссылка и краеведение. -- В кн.: Сиб. ссылка, М., 1927, с. 92; Белоконский И. П., Дань времени. Восп., 2-е изд., М., 1928 (ук.): Канаев Н. П., Рус.-якут. лит. связи, М., 1965; Вепринский П.М., Короленко и польские сибироведы Шиманский и С. -- "Уч. зап. Тюмен. пед. ин-та", сб. 31, в. I, 1966; Ровнякова Л. И., С. и его рус. корреспонденты (по мат-лам неизд. переписки). -- В кн.: Слав. лит. связи, Л., 1968 (ук.); Очерки рус. лит-ры Сибири, т. I. Новосиб., 1982 (ук.); Czachowski К., W. Sieroszewski. Zycie i tworczosc, Lwow. 1938; Lodz, 1947; Sieroszewski A., Słowo i czyn. Zycie i tworczosc W. Sieroszewskiego. -- В сб.: Z kraju nad Lenp. Związki polsko-jakuckic dawniej i dziś, Wrocław, 2001. Polski słownik biograficzny. Obraz literatury polskiej XIX i XX w., t. 37, Warsz. -- Kraków, 1997*; Гранат; РВед. Сб.; ЛЭ; КЛЭ; БСЭ; Масанов.
Архивы: РГАЛИ. ф. 80, оп. I, No 192 (письма А. Н. Веселовскому, 1898); ф. 1041, оп. 4, No 367 (письма В. В. Вересаеву, 1896-1920); ф. 1691, оп. 1, No 532 (письма Л. Ф. Пантелееву, 1891-1910).
С. А. Степанов.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 5. М., "Большая Российская энциклопедия", 2007