|
Скачать FB2 |
| |
С. Сергеев-Ценский.
Малахов курган.
Историческая драма в 4-ёх действиях.
Действие происходит в Севастополе в 1854 и 1855 гг.
Действие 1.
Картина 1-ая.
Сентябрь 1854 года. Раннее утро. Небольшой сад перед домом Зарубиных. В левом углу сцены дом с мезонином, над мезонином высокий чердак со слуховым окошком. В саду под деревом стол с самоваром и чайными приборами; за столом Зарубин, его жена и Варя. Оля в стороне возится с кошкой.
Мимо ограды сада, по улице, расположенной в правой стороне сцены, идет толпа народа с лопатами и кирками.
Подходят и равняются с калиткой матрос Кошка и Даша.
Кошка надевает фуражку и уходит с Дашей.
С калиткой равняется толпа женщин, которую ведут два старых солдата, унтер-офицер и ефрейтор.
Унтер-офицер надевает фуражку, поворачивается, по форме стукнув каблуками, и бежит догонять женщин.
Капитолина Петровна наливает чай.
Подходит Капитолина Петровна. Она делает знаки Вите, но тот их не понимает.
Обе с Варей ведут его к дому, но в это время раздается пушечный залп.
Второй залп.
Зарубин рыдает, опустив голову, около него суетятся Капитолина Петровна и Варя.
Занавес.
Картина 2-ая.
Передняя часть батареи лейтенанта Жерве, расположенной на Малаховом кургане рядом с Корниловским бастионом. Несколько орудий глядят в амбразуры, сверху завешанные веревочными матами. Оттуда, где передовые траншеи незадолго перед тем устроенного Камчатского люнета, доносятся ружейные выстрелы и суровый шум рукопашного боя; здесь же матросы- артиллеристы стоят около своих орудий и смотрят в амбразуры, взобравшись на банкет бруствера. Так как выступлению французов предшествовала усиленная бомбардировка, то щеки амбразур местами сильно разрушены, фашины и мешки с землей разорваны и валяются, два орудия подбиты и тоже упали набок; лежат кое-где на земле и тяжело раненные, которых некогда было подобрать. Около орудий -- матросы; наверху, на бруствере -- сигнальный матрос лежит среди мешков с землею, глядит в подзорную трубу. В стороне лейтенант Жерве. Появляется Истомин в сопровождении своего нового ординарца Вити Зарубина, -- и Жерве идет ему навстречу.
Витя идет за ним.
Витя спешит за ним. Жерве недоуменно пожимает плечами.
Подходят несколько женщин-матросок, одни с коромыслами, на которых ведра колодезной воды, другие с узелками, в которых домашняя снедь, а одна ведет за руку сынишку лет десяти.
Матросы обступают ведра и пьют из жестяных кружек, а иные прямо из ведра.
Матросы, хватая с земли кто мешки, кто фашины, тащат их, заделывают щеки амбразур. Матроски одна за другой уходят, позже всех жена смертельно раненного Бондаренкова. Возясь с мешками и фашинами, укладывая их на свои места, матросы смотрят сквозь амбразуры.
Подбегают с ружьями один за другим офицерский денщик из прикрытия Оплетаев и ротный цирюльник, он же фельдшер -- Сидоров; оба с ружьями наперевес.
Матросы и вслед за ними несколько солдат-артиллеристов отходят от орудий, образуя ломаный строй в две шеренги. Показываются санитары из солдат прикрытия, относившие на ружьях раненых к перевязочному пункту и теперь возвращающиеся обратно; их человек восемь.
Стрельба становится слышнее. Санитары становятся в строй.
Подходит Бородатов с командой саперов человек около двадцати.
Матросы и солдаты проворно строятся.
В первой шеренге быстро передают "первый-второй".
Когда скрывается последний ряд, а вместе с тем исчезает с довольным видом, подняв ружье и крича "ура", Мартышин, -- является Жерве.
За бруствером раздается "ура": команда Бородатова бросается в штыки. Спустя несколько времени, с той стороны, откуда ожидается резерв, доносится барабанная дробь "похода" и топот большого количества солдатских сапог, отбивающих шаг.
Появляются офицеры резерва, а за ними первые ряды солдат. Жерве, встретив офицеров, сейчас же направляется с ними в сторону. За ними уходят под бой барабанов и первые ряды солдат.
Двое матросов несут на носилках тело Истомина, голова которого накрыта платком.
Витя делает знак матросам и впереди их идет к Корниловскому бастиону. Жерве, не надевая фуражки, смотрит вслед печальному шествию. Появляется с другой стороны Хрулев, сопровождающий Горчакова, за которым несколько генералов его свиты. Жерве, медленно надевая фуражку, смотрит на них изумленно.
Среди генералов свиты некоторое волнение.
Занавес.
Действие 2.
Картина 1-ая.
Май 1855 г. Ставка главнокомандующего французской армией. Среди обширной комнаты закусочный стол с несколькими бутылками вина и приборами. Генералы Дюлак, Лебеф, Мейран сидят за столом. Генералы Боске и Канробер, -- бывший главнокомандующий, -- стоят перед большой картой Крыма, висящей на стене. В стороне от них -- Ниэль и д`Отмар.
Входят маршал Пелисье и генерал Мартенпре. У Пелисье в руках толстый пакет, у Мартенпре -- пачка бумаг. Сидевшие генералы встают.
Д'Отмар прощается с Пелисье и с другими генералами и уходит.
Все генералы оборачиваются к Пелисье и Мартенпре.
При этих словах Пелисье подходит к Канроберу и обнимает его.
Вслед за Пелисье все другие генералы, в том числе и Мартенпре, подходят к Канроберу и пожимают его руку.
Ниэль возмущенно глядит на Пелисье.
Занавес.
Картина 2-ая.
Та же, что и во 1-ой картине 1-ого действия, комната в доме Зарубиных, но одного окна нет, -- оно выбито залетевшим сюда осколком разорвавшейся на улице бомбы из осадного орудия большого калибра. Выбита и часть стены. Разбитая этажерка валяется около задней стены; возле нее куча книг. Книги сверху прикрыты креслом, тоже искалеченным и опрокинутым кверху ножками. Вообще, комната имеет уже бивачный вид. Зарубин, положив осколок на стол, обводит карандашом его выпуклую поверхность; тут же Оля.
Оля берет в обе руки крестик и прижимается к нему щекой.
Витя садится на стол рядом с осколком. Оля выбегает из комнаты, оставляя дверь открытой, и тут же вносит стул для отца.
Оля вскакивает следом за Варей.
В это время слышен треск недалеко, по соседству. Все придвинулись к пролому в стене и смотрят.
Занавес.
Картина 3-тья.
Квартира Э. И. Тотлебена в Севастополе. Он лежит в постели; на одном из стульев висит его мундир с генеральскими эполетами. Большой письменный стол. На столе много книг, но середина стола занята картой севастопольских укреплений. Подобные же карты большого формата висят и на стенах. Меблировка комнаты простая. В комнате, кроме Тотлебена, военный врач и Варя Зарубина в костюме милосердной сестры из предыдущей картины. Врач забинтовывает ногу Тотлебена. Варя разматывает бинт.
Врач и Варя уходят, денщик провожает их, но тут же возвращается.
Денщик входит немного спустя.
Денщик уносит плетенку, но тут же возвращается.
В полуотворенную дверь, отстраняя денщика, заглядывает, а потом входит Нахимов и останавливается, спрятав левую руку за спину и с тревожным вопросом в глазах.
Конвойный казак вносит объемистый, но не тяжелый ящик с сургучными печатями на нем.
Некоторое время после его ухода Тотлебен делает выкладки в своей записной книжке, но вот денщик его шумно распахивает дверь, и в комнате появляется князь Горчаков в сопровождении своего старшего адъютанта, полковника Менькова, и начальника штаба гарнизона Севастополя генерал-майора князя Васильчикова.
Занавес.
Действие 3.
Картина 1-ая.
Июнь. Малахов курган. Ночь после ураганной бомбардировки целого дня. Сцена представляет чрезвычайно неровную, всю развороченную неприятельскими снарядами площадку Корниловского бастиона. Опрокинутые орудия, разбитый вал, торчком вставшие бревна--накат блиндажа, куда днем попала бомба очень большой силы, и другие следы ожесточенной бомбардировки, которая не прекратилась и теперь, ночью. Единственное, чем освещается иногда сцена, это пролетающие вверху неприятельские навесные снаряды, пущенные из мортир большого калибра. Толпа рядовых в белых гимнастерках и фуражках-бескозырках, с лопатами и кирками в руках стоит в нерешительности среди руин бастиона.
Недалеко падает и взрывается бомба. Оттуда на передний план бегут солдаты, оступаясь и падая в воронки.
Падает и взрывается бомба недалеко, но не в той стороне где первая.
От места взрыва подбегает сюда новая толпа солдат, также оступаясь, падая, вскакивая и крича: Какая тут работа? -- Тут погибель одна!.. -- А что же наши-то стрельбы не открывают?.. -- "Наши"... Не видишь, орудия кверху брюхом валяются?
Матросы и солдаты-артиллеристы подкатывают орудие -- мортиру крупного калибра.
Все молчат.
Никто не выходит.
Никто не двигается с места.
Мимо на ружьях, покрытых шинелями, проносят раненых и убитых.
Над головами всех пролетает бомба и озаряет Нахимова и других, но на бомбу никто из солдат уже не обращает внимания: видны взлеты кирок, поблескивают лопаты, выбеленные землей.
Нахимов делает несколько шагов за ним следом и оглядывается кругом недовольно.
Занавес.
Картина 2-ая.
1-ая половина картины.
Утро 6 (18) июня. Англо-французы огромными силами штурмуют бастионы и батареи Корабельной стороны. Корниловский бастион на Малаховом кургане. Нахимов с одним из своих адъютантов -- Костыревым стоит перед бруствером, из-за которого доносится гул множества бегущих к бастиону французских солдат.
Раздается несколько орудийных выстрелов, но они не останавливают французов. С криком: "Vive 1`empereur (да здравствует император (фр.))", который сливается в сплошной рев, они добегают до вала, перебираются через него, и вот несколько человек их уже появляются на бруствере.
Солдаты пехотного прикрытия, между которыми и Мартышин, орудуя штыками, сбрасывают французов в ров.
Но Мартышин, пронизанный штыком зуава, падает с банкета. К нему наклоняется Костырев.
Короткая рукопашная схватка, и эта новая партия французов сброшена в ров. Поворот круга.
2-ая половина картины.
Сцена представляет тыловую часть батареи лейтенанта Жерве, смежной с Корниловским бастионом на Малаховой кургане. Тут -- крыши блиндажей, разбитые лафеты легких орудий, полуразваленный домишко. Со стороны горки выходит Хрулев и с ним три офицера: мичман Витя Зарубин, прапорщик Богданов и боцман Цурик. Хрулев в кавказской бурке и лохматой папахе. За сценой -- одиночные орудийные выстрелы и ружейная пальба.
Богданов убегает в тыл, а на сцену с передней части батареи бегут пехотные солдаты и матросы от орудий; за ними прорвавшиеся французы.
Солдаты и матросы останавливаются и поворачивают штыки к французам. Начинается бой. Французы задержаны.
Цурик бежит в тыл.
Подбегает команда солдат Севского полка с лопатами в руках и ружьями за плечами. Бросая лопаты и снимая ружья, они кидаются на помощь своим, которых снова начинают уже теснить все прибывающие в прорыв французы.
Набегают солдаты Якутского полка. Впереди их два офицера и боцман Цурик.
С криком "ура" яростно бросаются вперед якутцы.
Поворот сцены.
Бой идет уже около орудий батареи Жерве и вала. Французы упорно сражаются, но их теснят якутцы, и иные из них уже перебираются через вал обратно. Двое французов возятся около входа в пороховой погреб.
Витя отбегает к раненому. Между тем, некоторые русские солдаты перескакивают через вал вдогонку убегающим французам.
В стороне якутцы стаскивают французов с орудий, которые те пытаются заклепать стальными ершами. Стремление русских солдат прыгать через вал вдогонку за французами становится всеобщим.
Видно, как майор Новашин, командир якутцев, вскакивает сам на вал и прыгает с него вниз, но неизвестно, хочет ли он остановить своих или во главе их двигаться дальше. И солдаты около Хрулева неудержимо бегут за своими товарищами.
Витя проворно показывает дулю французу.
Занавес.
Картина 3-тья.
Столовая в квартире Нахимова. Нахимов с четырьмя адъютантами своими: Ухтомским, Фельдгаузеном, Колтовским и Костыревым пьет чай. Первый капитан-лейтенант, остальные -- лейтенанты.
Входит Витя Зарубин.
Витя уходит.
Поворот сцены.
Малахов курган. Вся площадка его теперь густо покрыта насыпями над крышами блиндажей и пороховых погребов. Кучами лежат мешки с землею, необходимые для ремонта амбразур. В амбразуры глядят, выстроившись в линию, огромные орудия, снятые с судов. Амбразуры выше орудий завешаны толстыми веревочными матами, защищающими артиллеристов от пуль, летающих из окопов французов, которые придвинулись уже близко. В стороне от "стенки", то есть вала, -- примерно на середине площадки бастиона, башня, от которой остался только нижний этаж. Вместо крыши на ней мешки с землей. Около башни несколько офицеров. К орудиям, обойдя башню, подходит Нахимов в обычном своем сюртуке с адмиральскими эполетами и в белой фуражке. При нем только один адъютант--лейтенант Колтовской. Около орудия трое матросов во главе с комендором (наводчиком) Сенько.
Нахимов взбирается на банкет, то есть насыпь перед валом, с которой можно смотреть через вал и в отверстие между веревочной занавеской и щекой амбразуры.
Нахимов только глядит на него строго, берет подзорную трубу у матроса-сигнальщика и начинает разглядывать неприятельские окопы и траншеи. Колтовской, переглядываясь с Сенько, безнадежно машет рукой и отворачивается. Со стороны башни поспешно идет командир Малахова кургана, капитан 1-ого ранга Керн, а за ним лейтенант Костырев и матрос Короткий, ординарец Керна.
Керн глядит на Колтовского и Костырева, пожимает плечами и с очень тревожным лицом спускается с банкета к орудию. Оба адъютанта Нахимова, приученные уже им к этому, не делают сами попыток подействовать на адмирала, но они кивают Керну на матроса Короткого, и Керн шепчет ему на ухо, показывая пальцем на Нахимова.
Как раз в это время раздается выстрел из французских окопов, и пуля попадает в мешок около локтя Нахимова.
Короткому делают знаки Керн и лейтенанты.
Новый выстрел, и Нахимов, вдруг пошатнувшись, падает навзничь, раненный пулей в лоб над левым глазом. Короткий его подхватывает. На помощь ему бросаются Керн, лейтенанты Колтовской и Костырев, матросы. Адмирала укладывают на землю за банкетом. Свалившуюся с него фуражку кладут ему на грудь.
Сходятся офицеры от башни. Керн вытирает глаза платком.
Являются матросы с носилками. Матросы плачут. Все около -- офицеры и матросы -- обнажают головы и так стоят, пока уносят Нахимова.
Занавес.
Действие 4.
Картина 1-ая.
27 августа (8 сентября) 1855 г. Малахов курган,-- собственно, та его часть, которая носила название Корниловского бастиона. Обеденный перерыв бомбардировки. Кое-где, приткнувшись за блиндажами и насыпями над пороховыми погребами, обедают солдаты Модлинского полка, стоящего на охране Малахова. Они местами группируются около котелков с борщом и кашей, местами едят одиночным порядком из своих манерок. Два артельщика с ротным котлом на толстой палке разносят борщ по площадке бастиона, но в то же время покрикивают: " Куда из блиндажей вышли? Носи вам тут всякому! В блиндажи заходи!"
Юний уходит.
Воейков откланивается и уходит. В то же время и Витя идет по направлению к башне.
Воейков поспешно направляется к горже бастиона.
Юний подает список.
Крик тысячи бегущих на штурм французов заглушает последние слова Баламутова, и тут же французы появляются на валу.
Юний и большая часть солдат бросаются к башне. Из блиндажей выскакивают модлинцы; начинается штыковой бой около Буссау, который вскоре падает, тяжело раненный. Число французов растет; они бегут дальше, вглубь; они занимают Малахов.
Занавес.
Картина 2-ая.
Корабельная слободка против второго бастиона, только что блестяще отбившего в этот день -- 27 августа -- несколько атак французов. Совершенно развороченная снарядами улица; -- разрушенные, лежащие в развалинах дома; вечереет; пальба по всему фронту утихла; невдалеке пехотный резерв. На переднем плане главнокомандующий князь Горчаков со свитой в несколько человек: тут генерал-майор князь Васильчиков, флигель-адъютант князь Анатолий Барятинский, старший адъютант самого Горчакова -- полковник Меньков.
Барятинский наклоняет голову, держа руку под козырек.
Меньков уходит.
Оставшись в полном одиночестве среди руин Горчаков начинает забывчиво ходить как в комнате, вперед и назад, так как ходить тут вообще очень трудно: воронки, груды обломков, кучи мусора. Он отдал приказ очищать бастионы и город, но сам все же никак не может утвердиться в этой мысли, не может окончательно убедить себя, так ли он сделал, как надо. Между тем, гулять тут, среди руин, не так безопасно: со стороны Малахова раздается пушечный выстрел, и совсем недалеко, в кучу мусора падает ядро. Горчаков тупо смотрит на это, не двигаясь с места. Потом он продолжает прогулку, но впереди его после нового выстрела с Малахова падает новое ядро. А со стороны той пехотной части, стоящей в резерве, к которой направился Меньков, доносятся возмущенные крики солдат: "Изме-на! Измена, братцы!.. Чей это полковник такой?" Так как Горчаков плохо слышит, то приставляет ладони обеих рук к ушам и говорит: "Ну, вот! Ну, вот! Я так и думал, что не поверят мне"!.. Пытается сам пробраться туда, чтобы приказать лично, но останавливается, видя, что приближается к нему Меньков.
Новое ядро падает невдалеке.
Еще пушечный выстрел, и ядро пролетает над головой Горчакова. Меньков решительно берет его под руку.
Горчаков идет с опущенной головой, но вдруг останавливается.
Занавес.
Картина 3-тья.
Башня Малахова кургана, который уже захвачен французами. Внутри ее полусвет, так как чугунные ворота, заменяющие входные двери в башню, забаррикадированы матрацами, и вверху оставлены только узенькие бойницы для ружей. На матрацах стоят трое солдат и время от времени стреляют; заряженные ружья им подносят другие матросы и солдаты, которых внутри башни около тридцати человек. Два офицера распоряжаются обороной башни: пехотный поручик Юний и мичман Витя Зарубин.
Раздается залп снаружи по воротам, и третий солдат падает на кучу матрацев.
Раненого уносят в дальний угол, где уже лежит несколько человек. Остальные солдаты и матросы заряжают ружья, подносят из глубины башни ящики с патронами, возятся около раненых. Но большинство убирает в погреб снаряды, чем руководит поручик Юний: башня в последние дни была обращена в бомбохранилище.
За воротами крики французов.
Витя и Юний лезут на матрацы и смотрят в бойницы.
То же делают и другие.
Витя и Юний спрыгивают с матрацев. За сценой слышны крики французов.
Стуки на крыше продолжаются еще некоторое время, потом затихают. Солдаты у бойниц стерегут, не появится ли подходящая цель.
Солдаты у бойниц стреляют один за другим.
Орудийный залп. Часть ворот падает. Витя, Юний и несколько раненых солдат падают на землю.
Картина 4-вёртая.
Северная сторона Севастополя. На переднем плане сцены землянка Зарубиных, причем, видна кое из чего сбитая крыша землянки. Дальше -- еще несколько подобных же землянок. Еще дальше, вглубь сцены, идут балаганы базарной площади. На горизонте -- с одной стороны синеет море, с другой -- чернеют развалины Севастополя, после оставления которого гарнизоном прошло несколько дней. Около балаганов толпятся солдаты в белых рубашках и в бескозырках с белыми чехлами, ополченцы с крестами на картузах. Оладочники выкрикивают: "Ол-ладиев горячих, ол-ладиев"!.. Черепенничники (продавцы черепенников, булок из гречневой муки): -- "И-э-э-эх, че-ре-пе-ен-нич-ки-и"!!! У первых сиповатые басы, у вторых заливистые тенора. У балаганов горы арбузов и дынь. Разносчики-татары с узкими и длинными корзинками, перекинутыми через плечо, тоже выкрикивают: "Вот вино-град, вино-гра-ад!", или коротко: "Груши, груши"!
Зарубин и Капитолина Петровна сидят на двух обрубках около своей землянки. Кое-где у других землянок тоже видны люди.
Татарин молча вешает на плечо обе корзины и уходит дальше.
Подходят Варя и Оля с покупками.
Доносится издали песня Кошки:
Подходит Бородатов. У него радостное лицо.
Зарубин встревоженно оглядывается.
Зарубины крестятся. Оля бросается к матери с криком: "Жив! Жив! Жив!"... Зарубин вытирает глаза платком.
Квартальный надзиратель уходит.
Но оба встают и смотрят то друг на друга, то в толпу, из-за которой не видно того, кого увидела с крыши Оля. Но вот расступается толпа, и медленно продвигаются к вигваму Витя с забинтованной в нижней части левой ногой, на костыле, и поручик Юний с правой рукой, подвешенной марлевой повязкой к шее. С ним рядом Бородатов, Варя и Оля, за ними фельдшер.
Бородатов смотрит на него встревоженно.
Заодно обнимают его родители и поручика Юния.
Капитолина Петровна гладит Витю по щеке и утирает слезы, Варя встревоженно разглядывает повязку на его ноге, стараясь определить, какова его рана.
Занавес.
|