|
Скачать FB2 |
| |
С. Сергеев-Ценский.
Вице-адмирал В. А. Корнилов.
Трагедия, в 4-ёх действиях.
1-ая часть драматической трилогии "Севастопольская страда" ("Корнилов", "Малахов курган", "Хлапонины").
Действие происходит в Севастополе, в первой половине осени 1854 года.
Действие 1.
Картина 1-ая.
Севастополь. 30 августа (11 сентября) 1854 года. Готовятся к балу по случаю тезоименитства наследника-цесаревича Александра Николаевича. Бал дают моряки Черноморского флота на линейном корабле "Три святителя". Поздний вечер. На небе звезды. Палубы корабля расцвечены плошками и цветными фонариками. Ярче всего светится большой вензель наследника -- витиеватая буква "А". На палубах парадно одетые офицеры флота и, в меньшем числе, офицеры севастопольского гарнизона с дамами в кринолинах. Гости поднимаются со стороны заднего борта и по переднему боковому трапу. Матросы, среди них Кошка и Денисюк, высаживают дам. Из общего оживленного говора вырываются отдельные восклицания:
На трапе -- Даша и татарине двумя корзинами винограда.
По трапу поднимается Моллер.
Большое оживление на палубе, откуда смотрят на трап, где Кошка и Денисюк поднимают генерала.
Навстречу Моллеру идут два пехотных офицера, Кошка с Денисюком отходят. Мичман Невзоров и Катишь, стоят в стороне от Моллера, которому и офицеры и дамы выказывают сочувствие по поводу ушибленного колена, хотя он, направо и налево откланиваясь, однообразно восклицает: "Да ничего, господа, ничего, сущие пустяки! Премного благодарен, -- положительно, пустяки"!
Даша и татарин спускаются вниз к своему ялику. Голос Анны Федоровны за сценой: "Лиля -- ты за мною"! Анна Фёдоровна появляется на нижней ступеньке. Но кринолин генеральши заполняет
всю нижнюю площадку трапа и заставляет Кошку подняться выше и потеснить Денисюка.
Наконец, генеральша на палубе.
Денисюк спускается вниз, за кулисы.
Денисюк ведет Лилю по трапу.
В мощных руках Денисюка ломается кринолин.
Лиля за ним. Так они добираются до палубы.
Денисюк, крадучись, сбегает по трапу вниз; за ним Кошка.
Скрываются.
Раздается чье-то громкое восклицание с палубы: "Шлюпка адмирала Корнилова идет"! На палубе движение замолкает, все смотрят вниз. На трап выходят два вице-адмирала -- Корнилов и Нахимов, один другому стремясь уступить первенство.
Первым всходит на палубу Корнилов, за ним Нахимов. Так как оба они -- любимые адмиралы Черноморского флота, то им рукоплещут дамы, и они раскланиваются, причем Нахимов явно озадачен такою встречей и не совсем уверен в том, что он раскланивается так, как надо. Однако тут же выясняется и причина этих особенных знаков внимания дам к боевым адмиралам. Бала на корабле не открывают, то есть танцы не начинаются, потому что ждут светлейшего князя Меншикова. Но дамы обеспокоены тем, что огромная эскадра союзников -- Англии, Франции и Турции -- стоит около острова Змеиного, против устья Дуная, и это кажется им угрозой Севастополю, о чем, впрочем, пишут и все иностранные газеты. Поэтому дамы прилежно атакуют Корнилова и Нахимова. Разговор идет так, что в то время, когда усиливается он в группе дам, окружающих Нахимова, неразборчив он в группе, окружающей Корнилова, и наоборот.
В группе около Корнилова:
В группе около Нахимова:
В группе около Корнилова:
С другой стороны корабля вахтенный офицер возглашает: "Гичка его светлости идет!" Внимание всех направляется к другому борту. Наконец, оттуда, где ожидают Меншикова, голоса: "Князь, князь!"
Общее движение. Вперед выступает хозяйка бала, жена командира корабля, Кислинская, с огромным букетом цветов, так как и Меншиков тоже именинник в этот день. Входит Меншиков в сопровождении адъютанта, лейтенанта Стеценко.
Меншиков целует руку Кислинской, раскланивается с дамами. Они плотно окружают командующего всеми вооруженными силами Крыма князя, и одна из них -- Юрковская (жена капитана 1-го ранга) -- когда стихает музыка туша, обращается к князю.
Дамы расступаются, так как они совершенно успокоены, и в дальние углы залы передается от одной к другой: "На Кавказ пойдут! На Кавказ, а не к нам. На Кавказ".
Меншиков, обращаясь к Кислинской, галантно кланяется ей, как хозяйке бала, и берет ее под руку, готовясь открыть с нею танцы. Начинают быстро строиться для танцев пары. Появился и дирижер танцев -- лейтенант, украшенный бантом. Грянула музыка вальса, и пары закружились, направляясь в глубину сцены. Но после первого же тура появляется Меншиков, к которому подходят Корнилов, Нахимов, Станюкович, Моллер.
Матросы выносят на авансцену кресла, столик, вино и фрукты. Адмиралы рассаживаются. За сценой -- музыка танцев.
Отворяется дверь кабинета, и осторожно входит командир корабля Кислинский, а за ним, шага на два сзади, Тотлебен, который останавливается у дверей.
Кислинскнй выходит.
Тотлебен поворачивается "налево кругом", но стремительно подходит к нему Корнилов.
Денисюк, вслед за Кислинским, вносит на подносе в вазе со льдом новую бутылку шампанского. Он откупоривает ее и ставит на стол, потом уходит. '
Кислинский выходит.
Входит лейтенант Стеценко; он подходит к Меншикову и рапортует.
Все остальные взволнованы.
Смолкла музыка. Из глубины сцены доносится нестройный гул встревоженных голосов.
Около него группируются Станюкович, Кислинский и подошедшие вновь офицеры. Корнилов, переглянувшись с Нахимовым и пожимая плечами, останавливается и отводит в сторону Нахимова.
Проходят за другими. Из глубины сцены подходит толпа гостей. Слышны отдельные возмущенные голоса; дамы теснятся к трапу.
Меншиков, Корнилов, Нахимов, Станюкович останавливаются в стороне.
Между тем в толпе дам и кавалеров, стремящейся съехать с корабля на берег, раздаются громкие возгласы:
Все направляются к трапу.
Занавес.
Картина 2-ая.
Кают-компания корабля "Три святителя". За большим столом сидят в середине адмиралы: Нахимов, Новосильский, Истомин, Вукотич, окружая Корнилова; дальше -- командиры кораблей и фрегатов -- капитаны 1-го и 2-го рангов. В то время когда происходит совет, несколько матросов, между ними и Кошка, заняты уборкой палубы около дверей кают-компании. У дверей стоит вахтенный матрос.
Все переглядываются; лица всех очень серьезны.
Пауза.
Входит лейтенант Стеценко.
Общее возбуждение. Возмущенные возгласы.
Матросы поспешно подходят к Кошке.
Корнилов уходит из кают-компании и идет по палубе, на которой матросы кто драит медные части, кто около орудий. Матросы, становясь "смирно", когда проходит мимо них Корнилов, впиваются в него глазами. Он делает рукой знак безнадежности, ненужности всех их приготовлений к бою. Он не говорит при этом ни слова, но матросы понимают его и без слов. Он проходит к трапу, откуда раздается команда вахтенного офицера: "Шлюпку его превосходительству"!.. Корнилов скрывается за бортом корабля, часть матросов бежит на ту сторону, чтобы быть гребцами на шлюпке. Между оставшимися -- Кошка.
Занавес.
Действие 2.
Картина 1-ая.
Комната во дворце главнокомандующего силами Крыма, светлейшего князя Меншикова. Дворец этот -- деревянный двухэтажный дом, построенный князем Г. Потемкиным для приезжавшей в Крым Екатерины II, и комнаты в нем небольшие. Меблировка простая, без роскоши: письменный стол, книжный шкаф, кресла, стулья, этажерка. На окнах простые полотняные занавески от солнца. Меншиков, только что в это утро вернувшийся после сражения на Алме, завтракает; он заметно осунулся после испытанных им волнений во время сражения и бессонной ночи; под глазами темные круги, щеки впали, говорит хрипловато и желчно.
Денисюк, захватив посуду со стола, уходит, вопросительно взглянув на Корнилова, который в это время входит.
Корнилов садится.
Вбегает Денисюк с камзолом и жилетом, в которых множество карманов.
Денисюк поспешно выходит.
Меншиков выжидающе нерешительно протягивает ему руку.
Занавес.
Картина 2-ая.
Второй день после боя на Алме. Соединенные силы франко-англо-турок движутся в наступление на Севастополь вдоль берега моря. Они сопровождаются несколькими пароходами, идущими очень близко от берега. Картина начинается с того, что маршал Сент-Арно, едущий верхом впереди армии, обращается, с очень усталым видом, к своему начальнику штаба, полковнику Трошю.
Оба адъютанта бросаются дальше назад, к передним рядам солдат, и вот трубят горнисты, отбивают короткую дробь барабанщики, -- армия останавливается на привал.
Адъютант поспешно идет к передним рядам солдат и вскоре возвращается, а следом за ним несут несколько барабанов.
Боше отходит несколько, но не уходит. Между тем Трошю с помощью адъютанта устанавливает на землю барабаны так, что получается подобие стола и табурета. Он улаживается, ставит перед собою походную чернильницу, кладет бумагу и приготавливается писать под диктовку маршала.
Трошю садится и пишет.
Подбегает ординарец и уводит лошадь. Сент-Арно садится на один из барабанов.
Трошю смотрит на него вопросительно.
Со стороны расположившихся на привал войск подходят генералы: Канробер, Боске и Браун.
Подходит со стороны моря Лайонс.
Подходят супруги Сент-Арно. Генералы, а также Лайонс идут им навстречу.
Трошю уходит и через некоторое время горнисты играют "Поход".
Его поддерживают жена, Боше и Трошю. но он ложится.
Адъютант и ординарец поспешно уходят.
Звуки горнистов тем временем становятся глуше. Появляются четыре зуава с носилками.
Укладывают Сент-Арно.
Зуавы несут носилки к берегу. За ними идут Лаура Сент-Арно, Боше и адъютанты.
Занавес.
Картина 3-тья.
В просвет приоткрытого занавеса виден разрез носовой части палубы и трюма корабля "Три святителя". На палубе -- Невзоров и шесть матросов с топорами в руках. Между ними Денисюк, списанный на корабль Меньшиковым, и Кошка, который в этой маленькой команде матросов за старшего. Прямо в зрительный зал жерлом смотрит орудие большого калибра.
Матросы зажигают два огарка и вставляют их в пустые бутылки.
Во время этого Кислииский стоит, горестно кивая головой. Он ничего не говорит Невзорову, отвернулся и глядит то на мачту перед собой, то на берег. На глазах его слезы, и он вытирает их украдкой пальцем, пряча от мичмана лицо.
Матросы бьют слабее, выбивая куски досок из пробки в обшивке борта, и вот вода льется в трюм.
Остальные также обнажают головы...
Вода хлещет сильнее, наконец, гасит свечи. Темнота. Слышен только шум хлещущей воды.
Занавес. Затемнение. Раздвигается занавес. На сцене -- набережная Южной бухты со стороны морских казарм и Корабельной слободки и с видом на весь Большой рейд. Так как на нее свозили то, что можно было второпях свезти с обреченных на затопление судов, она завалена бочками и мешками с провизией, мебелью, приборами и офицерскими вещами из кают, а также много на ней мелких орудий, которые удалось снять ночью. Орудия эти поставлены отдельно и около них наряд матросов. Но большая толпа матросов, а также матросок, жительниц Корабельной слободки, прихлынула сзади. Они смотрят на Большой рейд, в середине которого у выхода в море стоит корабль "Три святителя", а чуть видные над водой верхушки мачт показывают места, где уже затонули остальные шесть судов. Среди матросок Даша. От корабля отчаливает последняя шлюпка с шестью матросами, командиром корабля Кислинским и мичманом Невзоровым. Они оглядываются на берег, где среди группы морских офицеров контр-адмирал Вукотич, который распоряжается затоплением судов. Здесь же и две-три флотские дамы, и Катишь.
Между тем пристает шлюпка, выходят Кислинский, Невзоров и матросы.
Подходит Корнилов с Истоминым, Тотлебеном и со своим адъютантом лейтенантам Жандром. Вукотич делает шага три навстречу Корнилову. Невзоров остается в группе офицеров. Кошка отходит к матросам, становясь рядом с Денисюком.
Подъезжает верхом лейтенант Стеценко.
Стеценко берет под козырек, поворачивается и удаляется.
Матросы заряжают орудия.
Раздается залп нескольких орудий. Дым на момент окутывает группу офицеров, потом рассеивается.
Новый залп.
Залп.
На мачту медленно поднимается андреевский флаг.
Величественное судно носом погружается в воду, раздаются крики в толпе:
Вукотич, Истомин и другие идут следом за ним.
Занавес.
Действие 3.
Картина 1-ая.
Столовая в квартире генерала Моллера, начальника гарнизона Севастополя. Вечереет, поэтому в столовой сумеречно, и лица самого Моллера, его жены и его дочери кажутся еще более обесцвеченными, хотя и беспокойства, даже просто страха, какой они испытывают все трое, вполне достаточно, чтобы обесцветить их лица. На столе стоит самовар, денщик озабочен расстановкой чайных приборов, но сам Моллер то беспорядочно семенит по комнате, то смотрит в открытое окно на улицу, откуда доносится мерный, под барабан, строевой шаг какой-то проходящей мимо воинской части. Его жена Анна Федоровна и дочь Лиля молятся перед иконой.
Денщик бросается закрывать окна.
Лиля заваривает чай. Денщик, закрыв окна, уходит.
Входит поручик Гусаковский, адъютант Моллера.
Входит Истомин.
За сценой слышно протяжное и громкое: "A-а? Что-с?.. Говори, братец, как следует, не мямли!"
Моллер спешит в прихожую. Входит Станюкович. Вид его совершенно растерянный.
За дверью громкий голос: "Что, кто-нибудь пришел на совещание?"
У всех остальных ободрившиеся лица обращены к двери.
Корнилов садится.
Входит денщик.
Входят Тотлебен и Стеценко.
Вошедшие здороваются со всеми в комнате.
Вслед за ним поднимаются все.
Занавес.
Картина 2-ая.
Берег бухты. В левом углу сцены каменная площадка; от нее вниз идет лестница к пристани, но лестницы этой не видно. В правом углу ворота тюрьмы. Около ворот полосатая будка и часовой солдат. На берегу мортирная полубатарея. Возле одной из мортир, крайней, возятся несколько нестроевых солдат -- писарей из штаба. Их действиями руководит адъютант Моллера, поручик Гусаковский. В бухте -- несколько судов со свернутыми парусами.
Моллер с женой и дочерью спешат к пристани с одной стороны сцены, с другой -- ещё три дамы. Все они с картонками и саквояжиками, а, кроме того, денщики тащат за ними увесистые чемоданы.
Целуются три раза.
Целуются трижды.
Дамы подошли к ним.
Моллер машет фуражкой, но, проводив глазами жену и дочь, а также трех дам с их денщиками, которые ринулись вниз, поспешно идет обратно. Писаря подтаскивают мортиру к самому берегу, так, что она опрокидывается и тяжело падает в бухту.
Раздается сильный всплеск воды, и писаря стоят в оцепенении, глядя на то место, где утонула мортира.
Проходят мимо Кошка и Денисюк.
Кошка хватает его за плечи и, раскачавши, оба бросают вслед за мортирой.
Один из писарей бросается вытаскивать из воды Гусаковского, другие бегут за Кошкой и Денисюком, крича: "Держи их!"
Появляется крестный ход. Раздается пение: "Спаси, Господи, люди твоя и благослови достояние твое..." За духовенством идет довольно большая толпа; народ в ней -- преимущественно мещане, причем большинство женщин. Идущий навстречу крестному ходу Корнилов с адъютантом Жандром и тремя казаками останавливается в недоумении. Он снимает фуражку так же, как и его адъютант и казаки, но говорит идущему навстречу впереди всех соборному протопопу.
Вся процессия вслед за протопопом, делая полукруг на площади, поворачивает назад.
Подбегает казак.
Несколько поодаль от Корнилова появляется Даша.
Подходит Жандр.
Жандр записывает в записную книжку.
Идет толпа рабочих из тех, которые только что шли за хоругвями, иные из них в фартуках, заляпанных глиной и известкой.
Толпа останавливается в нескольких шагах, и от нее отделяется седобородый старик в фартуке; сняв картуз, он подходит.
Подходит Моллер, за которым около десяти солдат конвоируют Кошку и Денисюка.
Солдаты расступаются. Кошка и Денисюк выходят из их круга, потом медленно скрываются.
Жандр за ним. Моллер, ошеломленный, уходит в обратную сторону. Следом за ним идут солдаты.
Подходит толпа женщин-простолюдинок. Одеты по-рабочему, на головах ситцевые платочки. Они, как и каменщики, остались на площади от крестного хода.
Жандр порывается к женщинам, но они, обходя его, вплотную приближаются к Корнилову и смотрят на него испытующе и внимательно.
Уходят.
Поднимается Вукотич.
Вукотич безмолвно, но быстро уходит.
Вдоль набережной, мимо Графской пристани, идет рота солдат резервного батальона. При виде Корнилова капитан, ведущий роту, за десять шагов командует: -- Смирррно! Глаза нале-ево!
Солдаты кричат: "Ура", кричат: "Умрем -- не сдадимся!" -- и бросают вверх свои бескозырки и фуражки. Наконец, Корнилов делает капитану знак, чтобы он вел свою роту дальше.
Бьет барабанщик, рота идет дальше. В задних рядах слышится восхищенный возглас: "Вот это командир так командир"!
Часовой звонит в колокольчик. Выходит караульный начальник.
Орехов стоит на месте и удивленно смотрит на Корнилова.
Из калитки ворот выходит смотритель тюрьмы в сопровождении двух надзирателей и подпоручика Орехова.
Начинают выходить из тюремного двора арестанты. Они в серых арестантских халатах и в серых же бескозырках; иные из них бородатые. Выходят они по одному через калитку.
Среди арестантов -- радостное волнение.
Раздается отдаленный пушечный залп.
Освобожденные стройно идут в том направлении, какое указал Корнилов. Он смотрит, как радостно идут они, и говорит, обращаясь к своему адъютанту:
Корнилов и Жандр идут вниз по лестнице. Их не видно. Но через несколько моментов раздается команда Корнилова рулевому шлюпки: -- Так держать! -- и потом зычный ответ рулевого матроса: -- Есть так держать!
Занавес.
Действие 4.
Картина 1-ая.
Октябрь. Укрепление англичан, смежное с укреплениями французов. На укреплении стоят уже огромные осадные орудия, причем амбразуры пока еще сознательно закрыты мешками с землей, чтобы не обнаруживать расположение орудии. Артиллеристы и здесь, так же как на русских бастионах, матросы с военных судов. Но перед укреплением, в окопах, сидят особо меткие стрелки, назначение которых противодействовать вылазкам с русской стороны, которые стали часты. С укрепления видно, как к невысокому столбу несколько человек этих стрелков прикручивают веревкой русского матроса. Это -- Денисюк. Видно, как его бьют веревкой, сбивают бескозырку и напяливают ее вновь.
Доносятся выкрики стрелков:
Появляется генерал Браун в сопровождении генерала Боске и английского инженер-полковника, разговаривая с ними на ходу.
Боске и Браун проходят дальше. Между тем темнеет, и вдруг почти безжизненное на вид тело Денисюка отделяется от столба, к которому прикручено веревкой, и падает па землю, а потом движется по направлению к русским ложементам. Этого не видят английские стрелки в окопах, но вскоре исчезновение русского матроса замечено одним из них, другим, третьим... Они в суеверном страхе разглядывают столб и перерезанные веревки.
2-ой стрелок идет на батарею, на которой снова появляются возвращающиеся генералы Браун и Боске, инженер-полковник и командир батальона. Проводив гостей, командир батальона возвращается, и к нему подходит 2-ой стрелок.
2-ой стрелок уходит.
Появляются первые ряды роты при двух офицерах, назначенной для атаки.
Без команд рота уходит.
Затемнение.
Картина 2-ая.
Малахов курган. Лунная ночь. Ближе к левому углу двухэтажная башня, на нижней и верхней площадке которой -- орудия, обращенные в сторону английских батарей. Большие орудия глядят туда же и сквозь амбразуры бруствера. Еще идут земляные работы внутри бастиона; руководит ими Тотлебен, работают бывшие арестанты и солдаты. На переднем плане укрепляют козырьки траншеи. Около орудий как на башне, так и вдоль бруствера матросы. Из офицеров тут капитан 2-ого ранга Будищев, лейтенант Стеценко и мичман Невзоров.
С противоположной стороны входят Истомин и Нахимов.
Подходит Корнилов с лейтенантом Жандром. Истомин идет ему навстречу.
Тотлебен, держа руку у козырька, приближается.
Уходят. Истомин их провожает. Матросы у орудий.
Подходит военный врач, военный фельдшер и Даша с узлами. У нее на груди серебряная медаль.
Со стороны башни входят несколько мальчуганов с узелками и кувшинами в руках.
Один из матросов поспешно отбирает у ребят кувшины н узелки и толкает их к выходу с бастиона.
Ребята уходят.
Вдруг оттуда, со стороны английских окопов, ружейный выстрел. Потом другой, третий... На бастионе оживление, матросы бросаются к орудиям, солдаты выходят из траншеи, кладут лопаты и берут свои ружья, составленные в козлы. Истоми н выходит с одной стороны, а с другой, от башни, идет ему навстречу Корнилов с Жандром.
В дальнем углу бастиона раздаются вдруг голоса: "Кошка! Кошка"!
Истомин бросается навстречу Кошке, который идет рядом с мичманом Невзоровым. За ним следом двое матросов несут Денисюка. Вид у Кошки очень усталый, но довольный.
Жандр вынимает из кармана шинели небольшую коробочку с солдатскими георгиевскими крестами.
Жандр прикалывает Кошке орден на грудь.
Вслед за этим раздаются частые ружейные выстрелы из русских ложементов, до которых добрался противник.
Барабанщики один за другим бьют тревогу. Выскакивают и заполняют площадку бастиона солдаты прикрытия, бегут к брустверу и взбираются на банкет.
Истомин бросается вперед к орудиям. Вскоре один за другим с верхнего яруса башни раздаются три орудийных выстрела. Стреляют и по бастиону орудия англичан. Одно ядро попадает в только что устроенный козырек траншеи и обрушивает его, другое -- в башню и срывает часть ее крыши, третье -- в Корнилова. Корнилов падает. Падает и Жандр, слегка контуженный тем же ядром, но тут же встает и кричит.
Из башни выскакивают врач, фельдшер и Даша и склоняются над Корниловым.
Подбегают бывшие арестанты с носилками.
Корнилова укладывают на носилки. От страшной боли при этом он приходит в сознание и стонет.
Санитары уносят носилки, за которыми идет Даша. С криком "ура" пробегают к банкету бруствера солдаты из резерва.
Занавес.
Картина 3-тья.
Там же, раннее утро.
На позициях сидят Кошка и другие матросы и солдаты.
В это время из башни выходят Истомин и Хрулев, но останавливаются у массивных дверей башни.
Подходит Куликова-Орлова с дежурным унтер-офицером.
Прасковья Ивановна уходит, вместе с унтером.
В это время подходит от бруствера Тотлебен.
Оба прощаются с Истоминым и уходят. Начинается ружейная перестрелка впереди Камчатского люнета. Истомин подходит к брустверу.
Входит Нахимов.
Все матросы и солдаты на бастионе подхватывают песню, и она перекидывается с Корниловского бастиона на соседние батареи, а с них на Камчатский люнет. Полноголосая, широкая, как сама Волга весною, песня эта захватывает всю линию русских укреплений против Корабельной слободки. В ней тонет вскоре и совсем умолкает перестрелка: французы изумлены мощью этой народной русской песни, так петь на укреплениях осажденного города может только непобедимый народ.
Занавес.
|