|
Скачать FB2 |
| |
Сергей Николаевич Сергеев-Ценский.
(1875 -- 1958 гг.).
Долой войну!
Драматическая эпопея в восьми частях с прологом и эпилогом из эпохи Наполеоновских войн.
Пролог.
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
VII.
VIII.
IX.
X.
XI.
XII.
XIII.
XIV.
Часть 1.
Бонапарт у ворот.
Историческая драма в четырех действиях.
Действие происходит в Москве с июня по август (по старому стилю) 1812 года.
Действие 1.
1812 г., начало лета. Москва. Дом Назимовых, хозяев средней руки. Гостиная, мягкие стулья и кресла в чехлах. Большой буфет аляповатой резьбы. Стол покрыт ковровой скатертью. За столом сидят Назимов и Букреев, оба в мундирах своих бывших воинских частей.
Пауза.
Входят Назимова, Верочка и корнет Букреев. Вид у всех троих, особенно же у Верочки, сияющий. Корнет Букреев держит Верочку под руку. Назимов и Букреев-отеп поднимаются навстречу вошедшим, отчего значительно усиливается торжественность
момента.
Устя передает палку Назимову, берет икону, но не вешает на прежнее место, а продолжает зачарованно смотреть на Верочку.
Устя стремительно кидается с иконой в угол, становится на стул, но вешает икону медленно и оглядываясь.
Устя уходит, из дверей продолжая глядеть по-прежнему восхищенно.
Устя вносит большой поднос со стаканами и чашками чаю, а также с графинчиком водки, рюмками и закуской.
Букреев-сын н Верочка подымаются и кланяются. Назимова целует дочь.
Пьют и закусывают.
Все встают. Оба Букреевы прощаются и направляются к двери.
Все ухолят, кроме Назимова, который сначала смотрит на дверь потом подходит к графинчику с водкой, одну за другой выпивает две рюмки, медленно жует балык к говорит вполголоса.
Входят Назимова н Верочка -- обе радостные.
Появляются: принаряженная по-праздничному крупная старуха Арина, в лиловом новом чепце, и толстый одутловатый, хотя и средних лет, но уже с большою плешью Севастьян, бритый, но в баках котлетками, в жилете из новой рубахе навыпуск.
Все уходят, остается только Назимова.
Устинья уходит.
Назимов машет рукой.
Устя отворяет дверь, и гуськом входят Супрягнны. Они густобородые, широкоплечие, волосы в кружок, в легких зипунах из домотканого рыжего грубого сукна поверх рубах из домотканого же холста. Лапти на них новые. Впереди старший -- Лукьян, за ним средний -- Гордей, последним -- Сильвестр. Устинья уходит. Войдя, все трое крестятся на тот образ, которым Назимовы благословляли дочь и ее жениха, потом все разом кланяются Назимовым в пояс.
Назимов, в недоумении поглядев на жену, машет рукой и отходит стуча палкой, к окну.
Назимов, оглянувшись, машет рукой.
Братья Супрягины протискиваются поспешно в двери.
То же самое делает и Назимов.
Устинья отворяет дверь. Входит стремительно Букреев-сын.
Назимова, обнимая ее, плачет с нею вместе.
Занавес.
Действие 2.
Гостиная в доме графа Растопчниа, главнокомандующего Москвы.
Растопчин и кузен его жены, С. А. Протасов, сидят за утренним кофе.
Тут же входит в комнату камердинер с подносом, собирает со стола и уносит посуду. В другую дверь входит адъютант в чине ротмистра.
Входит обер-полицмейстер Москвы генерал-майор Пётр Алексеевич Ивашкин, грузный человек, пожилых лет и внушительной осанки.
В это время отворяется первая дверь, и входит графиня Растопчина, а следом за нею аббат-француз в сутане. Ивашкин тут же встает и почтительно целует протянутую ему руку графини.
Аббат молча кланяется, но внимательно глядит на генерала Ивашкина.
Входит флигель-адъютант подполковник Солнцев и строевым шагом подходит к Растопчину.
Растопчин переглядывается с Ивашкиным.
Ивашкин и Солнцев откланиваются.
Ивашкин и Солнцев уходят. Растопчин садится за стол и распечатывает пакет. Читая пакет, он то разводит руками, то качает головой.
Входит Ивашкин.
Растопчина уходит.
Растопчин подходит к письменному столу, берет снова пакет, вчитывается в письмо, потом звонит в колокольчик.
Адъютант уходит.
Адъютант отворяет дверь шире, и входит молодой, лет около 29-ти, бородатый
человек в белой холщовой длинной просторной рубахе и грубом синем халате поверх неё, подпоясанном бечёвкой, со скуфьей на голове и с приходу, обозрев комнату в поисках образа, истово, в пояс кланяется красному углу. Затем вперяется неподвижным взором в Растопчина. Лоб у него высокий, лицо придавленное, разрез глаз немного калмыцкий.
"Монашек" пятится к двери. Дверь отворяется, н в ней показывается адъютант.
Адъютант закрывает за монашком дверь.
Протасов делает отрицательный жест.
Растопчин усаживается в кресло перед письменным столом, но в это время появляется в дверях адъютант.
Протасов быстро выходят во внутреннюю дверь, и тут же адъютант пропускает в другую дверь князя Трубецкого, генерал-адъютанта.
Входит адъютант.
Тут же встает и Трубецкой.
Занавес.
Действие 3.
Картина 1.
В приемной комнате генерал-губернаторского дома дежурный чиновник канцелярии графа Растопчина сидит за столом н широко зевает.
Чиновник, неудержимо зевает.
В это время входят два поэта - Жуковский и Вяземский.
Входит Грибоедов. Он быстро оглядывает трех писателей; слегка улыбаясь. делает в их сторону легкий поклон я подходит к чиновнику.
Вяземский и Жуковский протягивают руки Грибоедову.
Грибоедов отходит к чиновнику. Входит Загоскин.
Загоскин отходит к чиновнику.
За входной дверью сильный шум. Крик: "Пусти! Не лезь! Не лезь, я говорю!"... Отворяется с силой дверь, и в комнату вбегает Иван Лажечников, одежда которого в беспорядке; за ним тут же -- его дядька.
Занавес.
Картина 2.
Кремлевский дворец. Комната перед большим залом, отделенным массивной дверью. Здесь Александр I, Аракчеев, Балашов, Шишков и Растопчин.
Александр привычным жестом оттягивает высокий стоячий воротник мундира, кивает Растопчину на дверь, и тот широко отворяет ее, чтобы император России стал вполне виден своим многочисленным подданным -- знатным москвичам. Тут же раздается в зале громовое "Ура", многократное настолько, что император делает рукою милостивый прекращающий жест, после чего наступает тишина.
Входят двое: представитель от дворянства и представитель от купцов.
В зале гремит перекатное "ура". Под это "ура" опускается.
Занавес.
Действие 4.
Картина 1.
На стройке винокуренного завода помещика Букреева и купца Пудовикова несколько рабочих -- плотников и каменщиков сидят на кучах кирпича и едят крутые яйца или вареный картофель с хлебом и зеленым луком. Они бородаты, в рубахах и грязных фартуках.
Проходят мимо две женщины в платочках, с корзинками и останавливаются.
Все, один за другим, встают, отряхивают фартуки, прячут в сумки куски хлеба.
Подходят к рабочим старик с пожилой женщиной в темном линялом платке; за ними еще две женщины с двумя ребятишками.
Подходят еще двое один после другого. Первый -- бритый, одет по-господски; второй -- с рыжей молодой бородкой, в поддевке, похож на приказчика из Охотного ряда.
Тут же появляются Подрядчик и Пудовиков.
Занавес.
Картина 2.
Гостиная в доме Букреева. Букреев сидит за столом, -- против него Пудовиков.
Пудовиков, подымаясь, кланяется ей низко, не сходя со своего места.
Лукерья уходит.
Букреев делает знаки Пудовикову, прикладывает палец к губам.
Входят Назимова и Верочка.
Обе целуются с Букреевой.
Входят Букреев и Назимов. Букреев, глядя на Назимова, прикладывает палец к губам.
Лукерья отрицательно поводит головою.
Все, кроме Букреевой, хватаются за головы и негодующе глядят на лекаря.
Входит офицер.
Лекарь машет рукой в сторону офицера и кидается было к ней, но оборачивается на стон Букреевой, берет ее за руку, потом выхватывает из кармана трубочку стетоскопа, слушает сердце Букреевой.
Занавес.
|