Серао Матильда
Матильда Серао: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   Серао (Матильда, по мужу Скарфольо) -- известная итал. писательница, род. в 1857 г. Окончив, по собственному признанию, -- не без труда, нормальную школу, выступила на литературное поприще не по влечению, а ради заработка. Дебютировала под псевдонимом Chichita, помещая в периодических изданиях статьи различного содержания, эскизы, легенды, новеллы, обратившие на себя внимание. Беллетристический ее талант впервые нашел сильное выражение в ее "Legende Napoletane", написанных в 1879--80 гг. Позже непрерывный ряд романов, повестей, новелл прославил С. далеко за пределами родины. "Cuire infirme", "Piccole anime", "Pagina azzura", "Fantasia", "La virtu di Chichina", "Il ventre di Napoli", "La conquista di Roma", "Il romanzo della Fanciulla", "Racconti napolitani", "Fior di passione", "Vita e aventure di Riccardo Joanna", "Addio Amore", "Naple", "Gli amanti", "Le amante", "All'erta Sentinella", "Castigo", "In paese di Cuccagna", "Storia di una monaca" -- вот заглавия ее лучших произведений. Следуя своей склонности к журнализму, унаследованной от отца и поддерживаемой мужем ее, известным публицистом, С. не перестает работать в журналистике. Два журнала, "Corriere di Roma" и "Mattuo", обязаны ей своим возникновением, a "Corriere di Napoli" находится под непосредственным руководительством четы Скарфольо. Критика ставит С. наряду с лучшими современными итальянскими писателями как по колоритности и силе языка, так и по многообразному, глубокому содержанию. Оригинальность ее заключается в сочетании чисто мужской энергии и логики с женской нежностью, грацией и чуткостью. С. не ограничивает сферу своих наблюдений женской душой, областью любви: она твердой рукой рисует социальные картины во всей их потрясающей правде (напр., в одном из последних и лучшем из ее романов, "In paese di Cuccagna"). В разных ее произведениях -- напр. в "Addio Amore", "Castigo" -- видны и спешность работы, и преувеличения в духе романтизма, и деланность, -- но несколькими истинно талантливыми штрихами, искренними порывами чувства она заставляет читателя забывать о недостатках и увлекает его за собой. Очень многое из написанного С. переведено на русский язык.

Ир. П.

   Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. XXIXa (1900): Семь озер -- Симфония, с. 585--586.
  

II.

   СЕРАО Матильда [Matilde Serao, по мужу Скарфольо, 1856--1927] -- итальянская романистка и журналистка. Р. в Патросе, в семье журналиста. Из произведений Серао лучшее -- ее новеллы ("Государственный телеграф", "Свинопаска Комитуччия" и др.). В ряде своих романов -- "Il ventre di Napoli" (Чрево Неаполя, 1884), "Il paese di cuccagna" (Страна изобилия, 1891) -- С. является последовательницей веристов (см. "Веризм"); Неаполь в изображении С. -- город беззаботного веселья, игры в лото, карнавалов, где жители "гуляют и влюбляются, влюбляются и гуляют". Выводя в своих произведениях представителей различных классов, С. остается мелкобуржуазным филантропом, не могущим подняться на ступень критической оценки действительности. Особое внимание в своих романах С. уделяет женщине, ее любви и переживаниям. Известность С. приобрела романами "Addio, amore!" (Прощай любовь, 1890), "Fantasia" (Фантазия, 1892), "Castigo" (Возмездие, 1893), рассчитанными на вкус обывателя, -- измены, отравление, дуэль, женщина-страдалица составляют неизбежную их принадлежность.
   С. писала под псевдонимом Gibus и Tuffolina; была основательницей и редактором газ. "Il giorno".

Библиография:

   I. Собр. сочин., 5 тт., изд. кн-ва "Атенеум", М., 1910--1911 (т. I. Волосы Самсона, Роман; т. II. Прощай любовь! Роман; т. III. Слушай часовой! Повести; т. V. Возмездие, Роман; т. VI. После прощения, Роман); Жизнь и приключения Рикорда Иоанна, Роман, СПБ, 1888; Земля обетованная, Роман, СПБ, 1897; Ценою жизни, Роман, СПБ, 1898; Сестра Джиованна, Роман, М., 1902; Рассказы, 2 тт., перев. А. Веселовской, М., 1910; Цветы страсти, 2 тт., изд. кн-ва "Атенеум", М., 1910--1911; и мн. др.
   II. Torraca F. Saggi e rassegne, Livorno, 1885; Nencioni E., Nuovi saggi critici di letterature straniere e altri scritti, Firenze, 1909; Tissot E., Nouvelles princesses de lettres P., 1911; Garzia R., Matilde Serao, Rocca S. Casciano, 1916; Russo L., I narratori, Roma, 1923; Croce B., La letteratura della nuova Italia, v. III, Bari, 1929; Pellizzi C., Le lettere italiane del nostro secolo, Milano, 1929; Иванов М. М., Очерки современной итальянской литературы, СПБ, 1902; Фриче В. М., Две итальянских романистки, "Новый журнал для всех", 1911, XXXV; Луначарский А. В., Этюды критические. Западно-европейская литература, Москва, 1925 (статья "Итальянская литература").

Д. Михальчи

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 10. -- [М.: Худож. лит., 1937]. -- Стб. 654--655.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/lea/lea-6542.htm
  

III.

   СЕРАО (Serao), Матильда (7.III.1856, Патрассо, -- 25.VII.1927, Неаполь) -- итал. писательница и журналистка. Примыкала к веристам (см. Веризм). В ранних новеллах "Джованнино или смерть" ("O Giovannino o la morte", 1889, рус. пер. 1888) и др. и в книге очерков "Чрево Неаполя" ("Il ventre di Napoli", 1884) выступила против бурж. хищничества. Позднее социальные мотивы в произв. С. ослабевают, уступая место психологич. проблемам. Романы "Прощай, любовь!" ("Addio, amore!", 1890, рус. пер. 1890), "Любящие" ("Gli amanti", 1894), "Балерина" ("La ballerina", 1899), "Фантазия" ("Fantasia", 1883, рус. пер. 1886) и др., а также сб. новелл "Цветок страсти" ("Fior di passione", 1888) привлекают проникновенным изображением внутр. мира женщины. С. сохраняет традиции гуманизма, развенчивая демонич. личность, претендующую на избранничество, и противопоставляя ей человека глубоких чувств. Психологич. романы С. не лишены развлекат. элемента и сентиментальности. Как журналистка С. была связана с журн. "Corriera di Napoli" ("Неаполитанский вестник").
   Соч.: La ballerina, Mil., 1901; Il ventre di Napoli, Napoli, 1906; Gli amanti, Napoli, 1908; Leggende napoletane, nuova ed., Napoli, 1912; Fantasia, Mil., 1924; Il paese di Cuccagna, Mil., 1934; Addio, amore!, Mil. -- Sesto san Giovanni, 1939; Suor Giovanna della Croce, Mil., 1940; в рус. пер. -- Собр. соч., т. 1--6, М., 1910--11; Прощай, любовь!, М., 1894; При закате солнца, СПБ, 1900; Рассказы, т. 1--2, М., 1900; Свинопаска Канитуччия, М., 1923; [Рассказы], в кн.: Итал. новеллы, М. -- Л., 1960.
   Лит.: Russo L., I narratori, 1850--1950, nuova ed., Mil., [1951]; Vallone A., Una bibliografia della Serao, "Quadrivio", 1939, 19 nov.; Banti A., Matilda Serao, Torino, 1965.

И. К. Полуяхтова.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 6: Присказка -- "Советская Россия". -- 1971. -- С. 770--771.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke6/ke6-7703.htm
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru