|
Скачать FB2 |
| |
А. С. Серафимович
Марьяна
Пьеса в четырех действиях
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
1918 год. Внутренность избы. Низкий закопченный потолок. Русская печь. Лавки. Стол под иконами. Большая кровать с ситцевым пологом. Предобеденное время. У печи стоит Марьяна. Красивое строгое лицо, немного высокомерное; черные брови. Видно, слегка вздрагивает от подавляемых рыданий.
Вскакивает в избу старикова дочка Луша; непоседа, ничего не может спокойно делать, все скоком, бегом, как коза. Марьяна быстро вытирает глаза и, строгая, спокойная, возится с горшками, чистит картошку.
Входит старуха; садится к прялке, прядет.
Входит с хомутом старик, крепкий, широкоплечий, благообразная крестьянская борода, мало седины.
Входит Ивлевна, тетка Марьяны, толстая, неуклюжая, красный нос картошкой; вздувшаяся щека подвязана платком, и концы его как заячьи уши, торчат сверху.
Где-то далеко-далеко слышится, приближаясь и нарастая, "Интернационал" духового оркестра. Вместе с тем нарастает ровно отбиваемый гул шагов. В избу вскакивает с перепуганным лицом Луша.
За окном на улице -- глухой топот бегущих; бабьи, мужские голоса, плач ребят.
Понемногу все стихает.
Луша, Марьяна, старуха тащат огромный сундук к двери.
За окнами глухо и ровно отбивают шаг проходящие роты. Дружно несется "Интернационал" оркестра. Оркестр уходит дальше и постепенно замирает. Слышна команда: "Рота, стой!.. Вольно!.." Слышны голоса красноармейцев, шутки, смех.
Слышны переливы гармошки. В избу входит красноармеец Павел, отделенный; худой, скулы выдались, молодой, некрасивый, славные глаза.
Те молчат.
Старик, до половины вылезший из-под пола, так и застыл.
Входят еще двое красноармейцев, усталые, запыленные -- Сергеев и Микеша. Сергеев -- откормленный, краснощекий.
Снимают мешки, ставят винтовки.
Старик закрывает половицу.
Павел и красноармеец Микеша уходят.
Старик и женщины приводят все в порядок, отодвигают сундук на место. Старик садится за починку хомута. Сергеев снимает сапоги, разворачивает и встряхивает портянки.
Входит Ивлевна.
Луша уходит.
Ивлевна уходит. Луша приносит зарезанную курицу, разводит с Марьяной огонь, готовит.
Сергеев молодецки становится перед Марьяной и, подбоченясь, ловко притопывая босыми ногами, делает коленце. Марьяна, отвернувшись, делает свое дело. Старуха прядет. Старик возится с хомутом. Луша помогает Марьяне.
Входит Ивлевна с чайником; Сергеев бросается к ней.
Ивлевна берет чашку.
Марьяна продолжает, отвернувшись, молча возиться около печи.
Марьяна презрительно молчит.
Сергеев схватывает ее, притягивает, хочет обнять.
Входит Микеша.
Пьют с Ивлевной. За дверью слышны голоса. Сергеев прячет чайник, ложится на скамью и стонет.
Сергеев подпоясывает патронташ, вскидывает мешок, берет винтовку и с Павлом уходит.
Обе уходят.
Некоторое время Марьяна возится по хозяйству.
Занавес.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Та же внутренность избы. Вечерние косые лучи ложатся сквозь окна. На улице слышен говор, смех красноармейцев и девушек. Потренькивает балалайка, наигрывает гармония. В окна видно -- проходят мимо, сидят и стоят группами. В избе старуха за прялкой. Марьяна шьет. Молчание. На улице голоса.
В избе.
Входит Павел, садится к столу, разбирает и чистит винтовку.
За окнами по-прежнему говор, взрывы смеха; под балалайку и гармонию пляс и топот. Визг и хохот Луши и девок.
Темнеет.
Долгое молчание. С улицы иногда доносится смех и визг Луши, с которой шалят красноармейцы.
Марьяна и Луша собирают ужинать.
Садятся. Постепенно подходят еще четыре красноармейца со смехом, с разговором, доигрывая на гармонии, на балалайке. Голоса слышны сначала на улице, потом в избе.
Садятся за стол.
4-й красноармеец входит, наигрывая на гармонии. Входит старуха.
За столом одни красноармейцы, первое время едят молча. Входит старик.
Постепенно в избу набираются крестьяне, бабы, девки. Постоят, послушают и уходят. Окна с улицы облепили ребятишки.
Марьяна клонит голову все ниже и ниже.
Красноармейцы смеются.
Луша с любопытством слушает, бросив прибирать. Марьяна прибирает, но по лицу, по взглядам видно, что слушает.
Луша хохочет.
Марьяна, как птица, вся застыла в порыве -- слушает. Стемнело. Павел легонько тренькает на балалайке. Молчание.
2-й красноармеец на гармонии играет плясовую. Сергеев вскакивает и, притопывая, начинает плясать. Микеша схватывает Лушу и вытаскивает, чтобы плясала.
Посторонние понемногу расходятся.
Расстилают шинели, начинают раздеваться.
Все обуваются. Старик ложится на кровати. Марьяна, Луша -- на лавках.
Понемногу засыпают.
Молчание. Луша подымается, прислушивается, пробирается к Марьяне.
На полу завозился красноармеец, приподнялся, неясно забормотал.
Марьяна с Лушей застыли, прижавшись.
Некоторое время молчание.
Далекий, едва уловимый звук выстрела.
В окнах слабо и медленно разгорается красное зарево. Марьяна и Луша не замечают.
Луша крадется к себе. Молчание, темнота. Где-то снова далекий выстрел, другой, третий. Смутно заговорили пулеметы, и глухо ухнуло орудие, другое. Красное зарево все больше разгорается. Стук в окно.
Красноармейцы в багровой темноте подымаются, стучат оружием,
Луша зажигает.
Красноармейцы выходят. Луша гасит лампочку. В окнах все больше багрово разгорается пламя далекого пожара.
За окнами слышно: торопливо позвякивая оружием, со смехом и говором строятся.
Удаляющийся топот.
Луша запирает.
Ложатся. Некоторое время сонное молчание. Перестрелка то затихает, то разгорается. В окнах все то же багровое шевелящееся зарево. Нетерпеливый стук в двери.
Луша отпирает. Врывается Сергеев без винтовки, с перекошенным от страха и злобы лицом. Мечется по избе.
Старик закрывает подполье.
Луша запирает дверь. Все ложатся. Молчание. Полыхает сильное зарево. Далекая перестрелка.
Занавес.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Зал помещичьего покинутого дома. Мебель, портьеры, картины -- все сохранилось. На столе епитрахиль, крест, чаша с водой, кропило. Поп, с красивым наглым лицом, подстриженная черная борода: очевидно, умел и любил пожить, упитанный, но подвижной, моложавый. Дьячок, с подведенным от голода животом. Лавочник, толстый, присадистый, с могучим затылком.
Постепенно в зал набивается народ. Приходят крестьяне, бабы, ребятишки. Приходят Луша, старуха, старик, Сергеев. Бабы подходят под благословенье к попу, кое-кто и из мужиков, больше старики.
Крестьяне толпятся, оглядываются друг на друга.
Шурша и постукивая колодками, вползает Илюша Коноводов. Входят Одноногий на деревяшке, и Однорукий, один рукав у него зашит; оба молодые. Входит Иван Посный.
Сергеев и лавочник возвращаются.
Среди крестьян движение негодования.
Глухой, далекий орудийный выстрел.
Поп что-то говорит дьячку; дьячок готовит и раздувает кадило. Снова далекий выстрел из орудия.
Глухие выстрелы из орудий.
Снова далекие вздрагивающие орудийные удары; среди крестьян легкое движение тревоги.
В дверях показываются Павел, Микеша, 1-й, 2-й, 3-й красноармейцы. У Павла перевязана раненая голова, и на повязке запеклась просачивающаяся кровь. У Микеши на перевязи левая раненая рука. Их не замечают. Они стоят, слушают.
Входит 2-й крестьянин.
Все ахнули. Сергеев кинулся вылезать в окно. Лавочник полез между крестьянами к двери. Поп стал стаскивать епитрахиль.
Красноармеец перехватывает у дверей лавочника.
Уводят.
Крестьяне почесывают в затылках, качают головами, крякают.
Смех.
Павел делает знак попу, чтобы молчал.
Среди крестьян движение.
Смех.
Среди крестьян движение.
1-й и 2-й красноармейцы подходят к попу.
Луша хохочет в рукав.
Попа уводят.
Павел машет рукой, попадья уходит.
Среди крестьян движение.
Микеша и 1-й красноармеец берут лавочника, ведут к дверям, он упирается.
Лавочника уводят.
Смех.
Веселый смех.
Бабы все время шушукаются.
Крестьяне смеются.
Смолкают.
Все, толпясь, выходят. Павел видит стоящую в стороне Марьяну; она смотрит на него; он подходит к ней, и они стоят, не спуская глаз друг с друга.
Занавес.
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Внутренность той же избы. Марьяна сеет муку на хлебы. Микеша зашивает гимнастерку. Одна рука забинтована, 1-й и 2-й красноармейцы чистят винтовки. Два красноармейца и Микеша заняты делом, задумчиво вполголоса поют:
Входит 3-й красноармеец.
3-й красноармеец уходит.
1-й красноармеец и Микеша берут винтовки, уходят.
Павел входит, голова забинтована.
Молчание.
За дверьми голоса.
Марьяна, не отрываясь, смотрит в окно; на улице говор. Несколько в отдалении команда: "Рота, смирно!" Все смолкло. Команда: "По отделениям, левое плечо, шагом марш!" Глухой гул отбиваемых шагов. Хор грянул: "Смело, товарищи, в ногу". Пение замирает вдали. Некоторое время слышен гул шагов, говор колес удаляющегося обоза, и они замирают.
Входит старуха, садится за прялку.
Слышно, удаляясь, доносится Лушин голос: "Нам ня нужна и царской чарток..."
В дверях стоит чернобородый, красивый, плохо одетый, истомленный Степан, сын стариков. Длинная палка: за спиной котомка.
Убегает, и со двора слышны ее отчаянные крики: "Батенька!" Марьяна прислонилась к стене и замерла, белей стены.
Степан подходит, обнимает Марьяну. Та все так же безжизненна.
Луша и Марьяна ставят самовар, накрывают на стол. Сумерки густеют, всходит луна.
Луша, Марьяна подают на стол ужин, потом самовар. Крестятся, садятся за стол. Только Марьяна все возится с посудой и около печки.
Ивлевна крестится, садится. Принимаются ужинать. В окнах набиваются ребятишки, заглядывают, шушукаются, оттаскивают друг друга. 1-й крестьянин и Иван Посный входят, крестятся на образа.
1-й крестьянин, Иван Посный садятся.
Входят 1-я и 2-я бабы.
Входят 2-й крестьянин, Однорукий, Одноногий, крестьяне.
В окнах снаружи гомозятся ребятишки.
Ребятишки на минуту отвалились от окна, а потом опять наваливаются друг на друга.
Входит Козел, крестится.
Ребятишки прыснули прочь. Потом осторожно опять одна за другой высовываются головы в окне. Тащится, опираясь на руки, Коноводов. Лунный свет ложится на окна.
Подымается шум.
Возбужденные и озлобленные, начинают расходиться.
Ребятишки разбегаются.
Во дворе слышны голоса, говор возвращающихся Степана, старика, старухи, Луши.
Старик, Степан, старуха, Луша входят.
Старик со старухой в сенях. Марьяна убирает посуду.
Подымаются на шум старик, старуха и Луша.
Степан за ней с вожжами. В отворенную дверь лунный свет. Слышен задыхающийся голос Степана: "Я те покажу... я те..."
Молчание.
Занавес.
ПРИМЕЧАНИЯ
Луша рыдает.
|