Серафимович Александр Серафимович
Серафимович А.: биобиблиографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   СЕРАФИМОВИЧ, Александр Серафимович, псевдоним, настоящая фамилия Попов [7(19).I.1863, станица Нижне-Курмоярская, ныне Цимлянского р. Ростовской обл.-- 19.I.1949, Москва] -- писатель, журналист. Происходил из казацкой военно-чиновничьей среды. Детство прошло на Дону, природа которого навсегда запечатлелась в душе ребенка. Семья неоднократно переезжает из города в город, пока окончательно в 1874 г. не обосновывается в станице Усть-Медведицкой (в 1933 г. она получает статус города и новое название -- г. Серафимович). С. сначала учится дома, потом поступает в гимназию, не оставившую в нем ярких воспоминаний. Первое же, наиболее сильное Впечатление детства -- расправа с беглым казаком -- отразится позже в рассказе "Этюд из детской жизни" (1898). Откровением станет для будущего писателя приобщение к русской классике. О знакомстве с творчеством Л. Толстого, чья простота и искренность буквально поразили мальчика, он расскажет в очерке "Первые страницы". Впоследствии своим учителем С. назовет и Чехова, восторженное поклонение таланту которого он сохранит на всю жизнь.
   Окончив гимназию в 1883 г., он продолжил образование в Петербургском университете на физико-математическом факультете. Одновременно начинаются и "революционные университеты" С. Он посещает кружок Д. Благоева, знакомится с А. Ульяновым. За сочинение и распространение листовки в его защиту С. арестовывают в 1887 г. и приговаривают к ссылке в Архангельскую губ.
   В ссылке С. близко сошелся с революционер ром П. Моисеенко. В созданной поселенцами коммуне читалась революционная литература. "Изучение Маркса,-- признавался писатель,-- на всю жизнь определило направление моего писательского пути" (Собр. соч.: В 10 т.-- М., 1948.-- Т. 8.-- С. 428). Знакомство с бытом и нравами поморов и народностей Севера подтолкнуло С. к написанию первого произведения -- рассказа "На льдине", над которым он работал целый год. Рассказ был напечатан в "Русских ведомостях" (1889). С. в раннем творчестве опирается на традиции Г. Успенского, Помяловского, Решетникова, однако рассказ рождал в читателе не взрыв сочувствия и сострадания к человеку труда, а чувство гордости за него, бросающего вызов природе, до конца сопротивляющегося обстоятельствам. И др. рассказы 90 гг.-- "В тундре", "На плотах", "Месть", "На лимане" -- рисуют нечеловеческое напряжение сил, ярое несогласие человека с условиями существования, драматизм ежечасной борьбы за жизнь. Современная С. критика, видя в его произведениях подробное описание трудовых процессов, экономических неурядиц, поспешила зачислить писателя в ряды натуралистов. Она не пожелала заметить, что и за, казалось бы, частными конфликтами его рассказов проступают контуры общественных противоречий, социальные контрасты. При этом романтические краски в обрисовке пейзажа, стихий природы у С. действительно переплетались с натуралистическими подробностями быта.
   В 1890 г. С. получает разрешение вернуться в родные места под надзор полиции. Он не оставляет революционную пропаганду, собирая вокруг себя молодежь. С. добывает себе средства на жизнь частными уроками, но продолжает и литературную деятельность -- пишет серию автобиографических рассказов о детстве ("Бегство в Америку", "Поход" и др.). И впоследствии события личной жизни часто становились основой многих его произведений -- отсюда пристрастии С. к точности, документу.
   С 1892 г. С. живет в Новочеркасске, устраивается работать в газету "Приазовский край", где выполняет обязанности и обозревателя (репортажи о мариупольской жизни), и очеркиста и фельетониста. Острота публикаций С., в которых содержались нападки на местные власти на иностранных акционеров, заставила редакцию расстаться с неугодным сотрудником, и он переходит в либеральную "Донскую речь", где также публикует статьи и очерки в защиту обездоленных обитателей дна, осуждает самоуправство и произвол буржуазных воротил. В фельетонах, очерках все отчетливее звучала уверенность писателя в невозможность исцелить "незаживающие язвы" (название одного из очерков) общества увещеваниями и отдельными реформами. В художественных произведениях этого периода мысль о противоположности и непримиримости интересов пролетариата и буржуазии отчетливо выражена в рассказах "Стрелочник", "Под землей", "Маленький шахтер", "Семишкура", "Инвалида, "Машинист", "На заводе". Рабочие обрисовываются им не только как страдальцы. Уже тогда С. начинал прозревать в них "великую силу" (Луначарский А. В. Статьи о литературе.-- М., 1957.-- С. 381).
   В 1901 г. вышла первая книга С. "Рассказы и очерки". В 1902 г. по приглашению Л. Андреева, с которым у С. надолго установились дружественные отношения, писатель переезжает в Москву для работы в газете "Курьер". В "Курьере" он ведет постоянные рубрики "Заметки", "Обо всем", начинает большее внимание уделять вопросам искусства, выступает пропагандистом творчества писателей-реалистов. Вскоре он сближается с кругом демократически настроенных писателей -- телешовской "Средой". Несколько позже становится активным "знаниевцем" (знакомство с М. Горьким состоялось в 1902 г.). Постепенно С. начинает овладевать "школой Горького", уроки которого скажутся в его произведениях периода первой русской революции, написанных по свежим впечатлениям от революционных боев: "Похоронный марш", "Мертвые на улицах", "На Пресне". По словам С, в эти дни он "увидел, как вырос... рабочий класс", оценил его "мужество и отвагу" (Собр. соч.-- Т. 3.-- С. 392). Внимание писателя привлекает прежде всего образ "собирательного деятеля" (В. Боровский) -- массы, завоевывающей себе свободу. И если ранее стиль С. отличали безыскусственность, мягкость, юмор, то теперь на смену им приходит напряженный, подчеркнуто экспрессивный тон повествования, появляются символические детали (рождение ребенка в рассказе "Среди ночи"), особую роль начинает играть цветовая гамма, лирические авторские отступления. А прием многоголосия как нельзя более точно раскрывает процесс пробуждения народного сознания. Этот же мотив -- приобщение человека из народа к социальной борьбе и изменение его психологии, но уже на примере индивидуальной судьбы дан С. в рассказе "Бомбы" (1906), героиню которого часто сопоставляют с горьковской Ниловной. Вера в конечное торжество новых идей, брожение в среде крестьянства воссоздаются им в рассказах "У обрыва", "Зарева".
   В эти и последующие годы расширяется и тематический диапазон произведений С. В поле зрения писателя попадает и быт полупролетарской массы города, жизнь "мышиного царства" (см. одноименный рассказ) -- рассадника мещанства. С. рисует проникновение "чумазого" в деревню, расслоение в среде крестьянства, вызревание хищнической психологии у честных тружеников ("Отрезанный ломоть", "В винограднике"). Губительную власть собственности испытывают на себе герои "Вражьей земли" и "Родной земли". Искажение естественных человеческих чувств под влиянием капиталистических отношений, "собственническое озверение" (А. Луначарский) запечатлены С. в рассказах "Заяц", "Ледоход", "На берегу". Значительным творческим достижением в этом направлении стали "Пески" (1908), очень понравившиеся Л. Толстому. Рассказ о жизни крестьянки, отдавшей красоту, молодость, любовь за возможность стать владелицей мельницы, перерастает в полное трагизма повествование о загубленной душе, о "песках" собственности, поглощающих всех вокруг. Лицемерие буржуазных болтунов, пекущихся о благе народа до тех пор, пока не возникает опасность для личного благополучия, разоблачается С. в рассказах "Погром", "Мать", "Утро", "Любовь", "Ночной дождь". Тонкий психологический рисунок образов отличает рассказы С. о положении женщины-крестьянки. Их героини -- Матрена ("Одинокий двор", 1910), Христя ("Сухое море", 1914), Варвара ("Две ночи", 1913), Малаша ("Фетисов курень", 1916) -- выделяются среди окружающих полнотой душевной жизни, поэтичностью устремлении. Но эти их качества остаются "невостребованными". И С. показывает, как зреют в их душах зерна протеста, приводящего в одних случаях к гибели, в других -- к разрыву с миром порабощения. Мысль С. тревожат и взаимоотношения народа и интеллигенции, нелегкий путь к взаимопониманию ("Две ночи", "Галина").
   После поражения революции писатель много ездит по югу России с лекциями о литературе. Основные темы его выступлений -- развенчание антидемократической сущности модернистского искусства, защита искусства социального звучания. Особое внимание он уделяет нравственному облику писателя ("Чехов перед публикой и сам"). Размышления С. по поводу места художника в общественной жизни найдут свое завершение в статье "Писатель и читатель" (1913).
   В 1906 г. С. приступает к своему самому значительному произведению дореволюционного периода -- роману "Город в степи" (напечатан в 1912 г. в журнале "Современный мир"), о котором Луначарский отозвался как о произведении, "достойном Бальзака" (Луначарский А. В. Собр. соч.: В 8 т.-- Т. 2.-- С. 531). К этому роману сходятся все линии раннего творчества С., он подытоживает его наблюдения над "ходом рабочего движения, его ростом, его значением" (Собр. соч.-- Т. 4.-- С. 490). История жизни
   Захара Короедова, разбогатевшего на грабеже и насилии, прошедшего путь от мелкого приобретателя до крупного фабриканта, переплетается с историей жизни инженера Полынова, типичного либерального интеллигента, несмотря на внутреннее сопротивление и недовольство собой в конце концов капитулирующего перед властью Короедова. Так же поступает и его брат Петр, в прошлом революционер, бунтарь на час, расставшийся с иллюзиями молодости. Показывая набирающий силу русский капитализм, С. одновременно рисует и рост сопротивления рабочих, их тягу к объединению. И пусть это только "миги пробуждения классового самосознания" (Собр. соч.-- Т. 5.-- С. 352), перед читателем раскрываются перспективы исторического движения, неизбежность и непобедимость грядущей революции. Благодаря историзму романа создается представление об истинном соотношении классовых сил. Однако желание углубить социальную трактовку явлений, психологически мотивировать поведение персонажей в этом произведении частично обернулось у С. биологизацией социальных процессов. Чтобы доказать нравственное вырождение буржуазии, он использует такой сюжетный ход, как сожительство Короедова с собственной дочерью и рождение от этого союза нежизнеспособного наследника. А Полынова к ренегатству толкает патологическая ревность жены, невыносимая семейная обстановка.
   В процессе работы над романом происходило обогащение художественной системы писателя. Предчувствие великих перемен, ранее облекавшееся в романтические одежды или подаваемое через публицистически заостренный тезис, приобретало конкретно-исторические контуры. В прозе С. 10 гг. все большее значение начинают иметь "вещная" деталь, звуки, музыкальная тема, краски, ритм движений и состояний. Возникает символический подтекст ("Две ночи", "Сухое море"). Скрытая дискуссионность произведений апеллирует к активному соразмышлению читателя. Экспрессивная декларативность стиля революционных лет уступает место эпически спокойному повествованию, вбирающему в себя и сложные душевные переживания героев, и широкий исторический фон, и мир природы.
   Годы нового революционного подъема и первая мировая война вновь заставляют писателя окунуться в гущу жизни. Он опять возвращается к журналистской работе. По следам своего путешествия по Дону на мотоцикле, позволившем заглянуть в самые потаенные уголки жизни "степных людей", С. создает циклы очерков "По родным степям" (1912), "Скитания" (1913), "С сыном в горах" (1917). Он становится военным корреспондентом "Русских ведомостей", для чего ему пришлось записаться в военно-продовольственный отряд санитаром. Непосредственное соприкосновение с ужасами войны, общение с М. И. Ульяновой помогают окрепнуть мировоззрению писателя, и он оказывается на стороне большевиков еще задолго до Октября. Его очерки "В Галиции", "На батарее", "Встреча" (1915) заметно выделялись на фоне ура-патриотических корреспонденции с театра военных действий. В этом же ключе написаны и военные рассказы писателя "Термометр", "Сердце сосет", "На побывке". С. показал, как копится ненависть народа к войне и тем слоям общества, которым она выгодна. И даже в этих незатейливых "снимках с натуры" он сумел раскрыть панораму народной жизни.
   Через несколько месяцев после февральской революции С. войдет в число сотрудников "Известий Московского Совета рабочих депутатов",,за что подвергнется остракизму со стороны бывших собратьев по перу, будет изгнан из "Среды". Создавшуюся ситуацию он проанализирует и даст ей социально-политическую характеристику в очерке "В капле" (1917), который многими своими положениями предвосхитит блоковскую статью "Интеллигенция и революция".
   В период от Февраля до Октября С. пишет очерки, в которых дает принципиальную партийную оценку политической ситуации. Дальнейший путь художника после Октябрьской революции оказывается тесно связан со строительством советской литературы. Вся предшествующая литературно-общественная деятельность С. подготовила его к созданию классического произведения пролетарской литературы -- роману "Железный поток" (1924), который, по определению Луначарского, "уже не только предсказывает, не только оценивает грядущие явления пролетарской революции, но и отражает ее самое" (Луначарский А. В. Собр. соч.: В 8 т.-- Т. 2.-- С. 527).
  
   Соч.: Собр. соч.: В Ют./ Ред. и коммент. Г. Нерадова.-- М., 1940--1948; Собр. соч.: В 7 т.-- М.. 1959--1960; Собр. соч.: В 4 т.-- М., 1987.
   Лит.: Блок А. О реалистах // Собр. соч.: В 8 т.-- М.; Л.-- 1962.-- Т. 5; А. С. Серафимович. Исследования. Воспоминания. Материалы. Письма.-- М.; Л., 1950; Гладковская Л., Наумов Е. А. Серафимович. Д. Фурманов. Семинарий.-- Л., 1957; А. С. Серафимович в воспоминаниях современников.-- М., 1961; Волков А. А. Творческий путь А. С. Серафимовича.-- М., 1963; Воспоминания современников об А. С. Серафимовиче.-- М., 1977; Xигерович Р. Путь писателя.-- М., 1981; Ершов Г. А. Серафимович. Страницы жизни, борьбы и творчества.-- М., 1982; Чалмаев В. А. Серафимович. Неверов.-- М., 1982; Михайлова М. Стилевое своеобразие социалистического реализма в творчестве А. С. Серафимовича 1910-х годов // Из истории русского реализма конца XIX -- начала XX века.-- М., 1986; Бобух Т. Особенности творческого метода в романе А. С. Серафимовича "Город в степи" // Научные доклады высшей школы.-- Филологические науки. 1986.-- No 2.
  

М. В. Михайлова

  
   Источник: "Русские писатели". Биобиблиографический словарь.
   Том 2. М--Я. Под редакцией П. А. Николаева.
   М., "Просвещение", 1990
   OCR Бычков М. Н.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru