СЕНТ-БЕВ [Charles Auguste de Sainte-Beuve, 1804--1869] -- яркий представитель французского романтизма в литературоведении и лит-ой критике. Плодовитый и разнообразный писатель, С.-Б. пробовал свои силы и в поэзии, и в романе, и в истории, но основная сфера его деятельности -- история лит-ры и лит-ая критика, в к-рой С.-Б. создал свой метод, получивший позже название "биографического". Начав лит-ую деятельность в годы Реставрации и широко развернув ее во время Июльской монархии и Второй империи, С.-Б. с первых шагов примкнул к мелкобуржуазной группе французских романтиков. Отвращение к капиталистической действительности, сочувствие всем обездоленным торжеством капитализма -- от бедняка-крестьянина до родовой знати, -- одновременно неопределенность социальных формулировок, "общечеловеческие" идеалы, тенденции замыкания в мир душевных переживаний, вкус к психологическому анализу и интерес к формальным проблемам искусства, все эти черты, характеризующие французский романтизм, определяют творческие и теоретические установки С.-Б. Выступив впервые [1824] в журн. "Globe" -- органе "молодого поколения", пропагандировавшем романтизм, -- со статьями о В. Гюго, С.-Б. быстро сблизился с кружком Гюго и сделался присяжным критиком этой группы. Первая крупная работа С.-Б. -- "Tableau historique et critique de la poésie française et du théâtre français au XVI siècle" [1828] -- посвящена историческому обоснованию и оправданию романтизма как завершения подлинных традиций французской лит-ры, прерванных временным господством классицизма. "Предков" романтизма С.-Б. видит в Ронсаре, дю Беллэ и др. поэтах XVI в. К периоду дружбы с кружком романтиков, ознаменованному интенсивной работой в журн. "Globe", относится и первая попытка С.-Б. сказать свое слово в художественной лит-ре -- книга "Vie, poésies et pensées de Joseph Delorme" [1829]. За ней следуют две книги стихов "Consolations" [1830] и "Pensées d'août" [1837] и роман "Volupté" [1834] -- история самоуглубленной и жаждущей наслаждений души. Художественные произведения С.-Б, не имели значительного успеха, и с 1837 он отдался исключительно историко-литературной и критической работе.
Лит-ый и жизненный путь С.-Б. был путем метаний и поисков. Вскоре после Июльской революции он порвал связи с кружком Гюго и предался новым увлечениям. Стоя в резкой оппозиции к буржуазной Июльской монархии, он перешел от сенсимонизма к католическим идеям Ламеннэ, сочетая идейную близость к лит-ому вождю республиканской Франции Каррелю с активной симпатией к роялистскому салону m-me Рекамье, меняя социалистический "Globe" на республиканский "National" и "National" на светскую "Revue des deux mondes", ведя непрерывно блестящую, страстную и сопровождающуюся неизменным успехом лит-ую работу. В 1844 бывший романтик С.-Б. вошел во Французскую академию, покровительствуемый роялистами и сторонниками классицизма, но уже в 1848 выпустил книгу "Chateaubriand et son groupe littéraire sous l'Empire", в к-рой резко порывал с монархическими и католическими тенденциями. Позднее он декларировал преданность Наполеону III, осыпая насмешками легитимистов и орлеанистов, в последние же годы жизни примкнул к "свободомыслящим", разрывая с империей. Правоверный католик в 30-х гг., он выступил в 60-х как умный и смелый противник клерикализма.
Метания С.-Б. заставили буржуазных историков лит-ры ломать голову над причинами столь необычайной изменчивости и подчеркивать крайнюю сложность индивидуальности С.-Б. Сам С.-Б., объявляя себя "самым изломанным и склонным к метаморфозам умом", кокетничал своею способностью к крупнейшим поворотам, видя в ней залог "надклассовости" своих суждений и той "беспартийности" и "беспристрастности", к-рая казалась ему, как и его буржуазным интерпретаторам и последователям, ценнейшим качеством мыслителя и критика. Однако размах политических и философских колебаний С.-Б. не выходит из узких рамок мелкобуржуазного мировоззрения. С романтиками С.-Б. идеализировал личность, гибнущую в пошлом царстве наживы, с утопистами он искал идеального выхода из этого царства; сближаясь с католиками и роялистами, он скорбел о докапиталистическом прошлом, сочувственно тяготея ко всем обиженным господством капитала; в лицемерном режиме Второй империи он хотел видеть режим, установленный "народом" и направленный против владычества буржуазии. С.-Б. не переходил на позиции ни пролетарского социализма ни мировоззрения промышленной буржуазии. Он до конца был верен мелкобуржуазной идейной концепции, нашедшей столь полное выражение в романтизме, от к-рого С.-Б. рьяно открещивался в позднейшие годы, но который определил теоретические предпосылки его трудов.
С.-Б. не оставил теоретических, в узком смысле слова, трудов. Его монументальные "Портреты", "Causeries du lundi", "Nouveaux lundis" представляют собою сборники конкретно-критических статей, в течение долгих лет появлявшихся в парижских журналах. Но метод этих статей, представлявших принципиально новый жанр критики, восходит к целостной концепции, в основу к-рой положен определяющий теорию и практику всей романтической школы философский индетерминизм. С.-Б. не исследует законов творчества, законов, обусловливающих лит-ый процесс. Самое понятие закона в соотнесении его к явлениям лит-ры связано для романтика с классическими канонами, к-рые он призван потрясти и разрушить. С.-Б. интересует не общее, но особенное. Раскрытие творческой индивидуальности во всем ее своеобразии -- единая задача лит-ой критики. С.-Б. не отказывается от изучения "эпохи, общества и движения умов", но это изучение в его трудах должно быть соотнесено с ролью "couleur locale" (местного колорита) в творческой практике романтизма, и напрасно было бы рассматривать учет исторических условий существования художника как руководящий принцип критического метода С.-Б. С.-Б. допускает исторический подход к художнику лишь с оговорками. Он мало пригоден по мнению С.-Б., "когда речь заходит о поэтах и художниках, которые часто ведут уединенную и замкнутую жизнь, потому что тут очень часты исключительные явления". Художник как исключительное явление, творец и творчество как замкнутое единство -- вот объект статей и этюдов С.-Б. Изучение личности и проекции ее в творчестве определяет границы историко-литературного анализа. С.-Б. стремится изучить "моральную физиологию" автора, дать исчерпывающий анализ его психики. Отсюда -- любовь к мелочам биографии, интерес переписки, мемуарам, дневникам. Детальное знание жизни и переживаний автора открывает путь к решению основной задачи лит-го исследования: "смело и осторожно дотронуться скальпелем до тех мест, где замыкается панцырь, разыскать место перехода души в талант". Это определение "места перехода души в талант" на основе воссоздания душевного мира автора, проникновения в тайники его сердца достигается интуитивным постижением, творческим вдохновением критика.
В соответствии с методом находится и лит-ный слог С.-Б. "Его способ изложения изменчив, как его предмет, он смешивает биографию с критикой, вставляет множество затемняющих условий и скобок в свои периоды, нагромождает кучу фраз, к-рые смягчают и ослабляют друг друга; предпочитает неопределенные обороты" (Брандес). Итог работы С.-Б. -- живой портрет художника. Острый ум С.-Б. наталкивает его зачастую на верные догадки, зоркий глаз его умеет наблюдать и схватывать, но портрет в целом основан на произвольном изменчивом воображении критика, и его "длительное изучение моральной физиологии" отнюдь не приближается к процессу научного исследования.
Стремление к резко выраженной индивидуальности творца, признание независимости художника от законов, отказ от обобщений в пользу неповторимого, единичного, особенного -- эти принципы эстетики французского романтизма канонизировали свободу фантазии поэта и романиста, породили теорию "актерского нутра", создали особый жанр лит-ой критики, опирающейся на интуитивное прозрение, на творческую догадку. Творчески реализованные в лит-ре Гюго и Мюссе, в музыке Берлиозом и Обером, в театре Бокажем и Дорваль, эти принципы были блестяще представлены в критике "вдохновенным критиком" С.-Б. на всем протяжении его почти полувековой лит-ой работы.
СЕНТ-БЁВ (Sainte-Beuve), Шарль Огюстен (23.XII.1804, Булонь-сюр-Мер, -- 13 или 15.X.1869, Париж) -- франц. критик и поэт. Род. в провинц. бурж. семье. Ранний период лит. деятельности связан с газ. "Le Globe" ("Глобус"), органом группы философов и критиков бурж.-либерального направления. С.-Б. опубликовал в 1824 очерки: "Самос", "Хиос", "Крит", выразив сочувствие греческому народу, боровшемуся против тур. деспотии. В 1827 присоединился к романтич. кружку поэтов "Сенакль"; написал статьи "Оды и баллады Виктора Гюго" и др., а также кн. "Исторический и критический обзор французской поэзии и театра XVI века" ("Tableau historique et critique de la poésie française et du théâtre français au XVI siècle", 1828), в к-рых обосновал лит. новаторство романтиков, утверждал романтизм как лит. программу, возникшую под воздействием Великой франц. революции, требовавшую свободы творчества, обновления поэтич. форм, введения в лит-ру новых героев из нар. среды. С.-Б. увлекся поэзией и написал цикл стихов, составивших кн. "Жизнь, стихотворения и мысли Жозефа Делорма" ("Vie, poésies et pensées de Joseph Delorme", 1829). Этот лирич. сб. в пору расцвета романтизма пользовался большим успехом. В образе Делорма воплощена трагич. судьба личности, неверие в возможность счастья, презрение к мещанскому благополучию. Тогда же А. С. Пушкин обратил внимание на достоинства и недостатки лирики С.-В.: "Между сими болезненными признаниями, сими мечтами печальных слабостей и безвкусными подражаниями давно осмеянной поэзии старого Ронсара, мы с изумлением находим стихотворения, исполненные свежести и чистоты" (Полн. собр. соч., т. 5, 1950, с. 178). Окрыленный успехом "Жозефа Делорма", С.-Б. выпустил еще одну книгу стихов -- "Утешение" ("Les consolations", 1830), но она уже не имела такого успеха.
В 1829 С.-Б. напечатал в "Le Globe" и в "Revue de Paris" ("Парижское обозрение") лит. портреты П. Корнеля, Н. Буало, Ж. Лафонтена. Критик отдавал должное худож. наследию 17 в., отмечал высокое достоинство стиля Корнеля (его возвышенные интонации в патетич. сценах), колоритность и нар. сметливость героев Мольера, высоко ценил выдержанную в античных тонах фривольную поэзию Лафонтена. И вместе с тем при анализе соч. классиков он находил убедит. аргументы, доказывающие уязвимость худож. конструкции классич. трагедии, искусственность поведения сценич. персонажей. Лит. деятельность С.-Б. в период Июльской монархии была исключительно плодотворной и многосторонней. На формирование его воззрений оказали воздействие бурж. республиканизм, учение А. К. Сен-Симона, христ. социализм Ф. Р. Ламенне. Существ. особенность эстетики С.-Б. состояла в том, что он считал иск-во важным обществ. явлением, изменявшимся в связи с революц. переворотами, происходившими во Франции (ст. "Надежды и стремления литературного и поэтического движения после революции 1830 г.").
На протяжении 30-х гг. С.-Б. опубл. в журн. "Revue des deux Mondes" ("Обозрение двух миров") критич. этюды о франц. писателях 17--19 вв., к-рые впоследствии были включены в сб. "Литературно-критические портреты" ("Critiques et portraits littéraires", v. 1--5, 1836--39). В 1834 появился роман С.-Б. "Сладострастие" ("Volupté"). Здесь автор не ограничивается изображением индивидуальных чувств и страстей, но показывает, как под гнетом обществ. условий гаснут способности героя романа Амори, рисует картину жизни общества времен Консульства и Империи. Долгие годы С.-Б. изучал творчество писателей Пор-Рояля -- Б. Паскаля, Севиньи, братьев Р. и А. Арно и др. ("История Пор-Рояля" -- "Port-Royal", v. 1--5, 1840--59). С 1849 С.-Б. писал для париж. журналов критич. статьи, к-рые печатались по понедельникам, а впоследствии составили многотомную серию "Беседы по понедельникам" ("Causeries du lundi", 1851--62) и ее продолжение "Новые понедельники" ("Nouveaux lundis", 1863--70). Этот период его деятельности продолжался почти 20 лет.
Применяя разные методы критич. анализа, чередуя и комбинируя различные приемы историч., психологич., философ. критики, С.-Б. искал истоков лит. движения в историч. действительности, отвергал догматич. критику, к-рая в своих приговорах строго карала отступления от произвольно установленных норм и образцов. Критик разрабатывал разнообразные эстетич. проблемы: художник и общество, иск-во и революц. движения, степень правдивости произведения, характер его популярности и народности. В своих статьях С.-Б. нарисовал широкую картину развития франц. лит-ры, во многом сохранившую свое значение и для нашего времени. Живое ощущение историч. и психологич. атмосферы каждой эпохи, тонкое постижение эстетич. идеалов позволили С.-Б. по-новому оценить творчество мн. франц. писателей, раскрывая такие черты, к-рые были близки его современникам.
Сочинения:
Causeries du lundi, v. 1--15, P., 1857--72;
Nouveaux lundis, v. 1--13, P., 1863--70;
Chateaubriand et son groupe littéraire sous l'Empire, P., 1861;
Etudes des lundis et des portraits, v. 1--2, P., 1930.
Литература:
Угрюмов П. (Лавров П. Л.), Сент-Бев как человек, "Отечеств. записки", 1881, No 1--2;
Обломиевский Д. Д., Франц. романтизм, М., 1947;
Плеханов Г. В., Литература и эстетика, т. 1, М., 1958, с. 339;
Séché L., Sainte-Beuve, v. 1--2, P., 1904;
Michaut G., Sainte-Beuve, P., 1921;
Billy A., Sainte-Beuve, sa vie et son temps, v. 1--2, P., 1952;
Bonnerot J., Bibliographie de l'œuvre de Sainte-Beuve, t. 1--3, P., 1937--52.
М. С. Трескунов.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 6: Присказка -- "Советская Россия". -- 1971. -- С. 761--763.