Савина Марья Гавриловна
Письма к А. В. Топорову

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Тургеневский сборник. Материалы к полному собранию сочинений и писем И. С. Тургенева
   Л., "НАУКА", 1969
   

ТУРГЕНЕВ В ПИСЬМАХ М. Г. САВИНОЙ К А. В. ТОПОРОВУ

   В переписке Тургенева последних лет его жизни, как уже неоднократно отмечалось, выделяются его письма к Марии Гавриловне Савиной (см. вступительную статью А. Ф. Кони к сборнику "Тургенев и Савина", стр. V--XXXVIII; см. также: М. П. Алексеев. Письма И. С. Тургенева. Письма, т. I, стр. 33--34, 42--43). Известно 77 писем и 4 телеграммы Тургенева к ней за 1879--1883 гг. (Письма, т. XII, кн. 2; т. XIII, кн. 2. Об истории их публикации см.: Тургенев, Сб., вып. III, стр. 271--279). Письма образуют цикл, который отличается лиричностью, особой поэтической тональностью. Тургенев выступает в них замечательным мастером эпистолярного стиля. А. Ф. Кони писал, что "... письма Тургенева показывают, как близко принимал он к сердцу интересы Савиной, с каким заботливым вниманием и тревогой относился он к ее здоровью, как раздражало его бюрократическое бездушие в пользовании ее дарованиями, как делился он с нею своими воспоминаниями, художественными впечатлениями и переживаемым лично" (Тургенев и Савина, стр. XXX). Ответные письма Савиной неизвестны. В связи с этим несомненный интерес представляют публикуемые ниже письма актрисы к А. В. Топорову, который выполнял поручения Тургенева, обращенные к ней (о Топорове см.: Письма, т. X, стр. 723; см. также письма к нему Тургенева за 1879--1883 гг., в которых постоянно встречается имя Савиной: там же, т. XII, кн. 2; т. XIII). Они свидетельствуют о том, что на заботливое отношение к себе Тургенева Савина отвечала большим вниманием. Искренней тревогой о его здоровье полны ее письма 1882--1883 гг. Желая получить верные сведения о больном писателе, когда он уже не мог писать сам, Савина в 1883 г. даже обращалась с письмом к Полине Виардо (см. ниже письмо 13).
   Первые из публикуемых нами писем (1--3) дополняют сведения, извест-пые о начале общения Тургенева с Савиной в 1879 г. В некоторых письмах Савина (письмо 5 об одесских гастролях или письмо Но театральных порядках) отвечает на вопросы, которые задавал ей в своих письмах Тургенев, что позволяет судить о характере ответов Савиной, вызывавших ту или иную реакцию писателя (см., например, Письма, т. XII, кн. 2, стр. 263; т. XIII, кн. 2, стр. 78). Таким образом письма Савиной к Топорову дополняют комментарии к письмам Тургенева к актрисе.
   С именем Савиной связана сценическая история ряда произведений Тургенева ("Месяц в деревне", "Холостяк", "Провинциалка", "Вечер в Сорренте", "Дворянское гнездо"). Как видно из публикуемых писем, она постоянно хлопочет о тургеневских спектаклях (письма 5, 12 и 16) и о постановках еще не шедших в театре пьес Тургенева "Неосторожность" и "Вечер в Сорренте" (письма 14, 15 и 17). Эти хлопоты продолжаются и после смерти писателя.
   Несколько писем Савиной (14, 15 и 17) касаются пьесы Тургенева "Вечер в Сорренте". Уже в 1884 г. в печати появилось сообщение о том, что "незадолго до смерти покойный <Тургенев> отдал ее в полное распоряжение нашей талантливой премьерше М. Г. Савиной с просьбой -- прочесть, но, по возможности, избегать ее постановки на сцене, так как лично автор не придавал пьесе большого значения" (Тургенев и Савина, стр. 109). Топоров в письме к актрисе от 19 февраля 1885 г. так изложил свой ответ на запрос П. А. Гандебурова о рукописи "Вечер в Сорренте": ".... подлинная рукопись "Вечер в Сорренто" находится у Глазунова <...> переписанная рукопись была мною вручена Вам..." (там же, стр. 67; см. также ниже, стр. 532). В комментариях к "Полному собранию сочинений и писем И. С. Тургенева" на основе вышеизложенного утверждалось: "Еще при жизни Тургенева сцена "Вечер в Сорренте" оказалась в распоряжении М. Г. Савиной, которой передал копию этой пьесы, по просьбе самого автора, А. В. Топоров..." (Сочинения, т. III, стр. 451). Письма Савиной к Топорову ставят под сомнение эту точку зрения. В одном из них она писала о "Вечере в Сорренте": "Посылаю Вам рукопись, которую при всем желании разобрать не могла <...> Беспокою Вас, так как боюсь доверить кому-либо оригинал" (см. ниже письмо 14). Это дает основание полагать, что в руках Савиной была подлинная рукопись Тургенева. Естественно, что она называет ее оригиналом, он мог плохо читаться, вследствие чего она и просила сделать удобочитаемую копию. Вряд ли к тому же Тургенев дарил ей копию. С этого оригинала была сделана и та писарская копия, которая была представлена в Театрально-литературный комитет 17 ноября 1884 г. и которая хранится в настоящее время в Ленинградской государственной театральной библиотеке им. А. В. Луначарского. Известно, что несколько позже Савина уступила рукопись пьесы Тургенева Дирекции императорских театров (см.: Сочинения, т. III, стр. 450). 25 февраля 1885 г. она дала следующую подписку: "Представляя при сем переданную мне при жизни И. С. Тургенева рукопись сочиненной покойным пьесы "Вечер в Сорренто", уступаю ее в собственность Дирекции за единовременное вознаграждение в триста рублей" ("Ежегодник императорских театров", 1913, вып. V, стр. 52). В связи с этим можно высказать два предположения. Первое заключается в том, что подлинные рукописи пьесы "Вечер в Сорренте" были и у Савиной, и в распоряжении И. И. Глазунова. Местонахождение их неизвестно. Второе предположение состоит в том, что Савина передала в Дирекцию импе раторских театров копию рукописи, оригинал же остался у Топорова, который после 1884 г. мог передать его Глазунову для Сочинений Тургенева. Во всяком случае, в договоре Тургенева с Глазуновым от 21 августа 1882 г. включение в Сочинения "Вечера в Сорренте" не оговорено (ИРЛИ, ф. 283, он. 2, No 221, лл. 1--2). Отметим также, что в договоре о поспектакльной оплате, заключенном между Тургеневым и Дирекцией императорских театров 27 января 1883 г., "Вечер в Сорренте" также не упомянут (ЦГИА, ф. 497, он. 2, No 24569, лл. 25--26. Договор по доверенности Тургенева был подписан Топоровым). Таким образом, до января--февраля 1884 г., когда Савина напомнила о рукописи "Вечера в Сорренте" (письмо 14), в переговорах с издателями и театрами, которые вел Топоров по поручению Тургенева, эта пьеса совершенно не учитывалась.
   Ответ Топорова Гайдебурову мог быть продиктован его личной материальной заинтересованностью. Согласно дарственной записи от 3 апреля 1883 г., "... Иван Сергеевич Тургенев подарил навсегда г-же Кузьминой в собственность право пользования платою за представление драматических его произведений на сцене императорских и частных театров" (ЦГИА, ф. 497, он. 2, No 24569, л. 28). Эти деньги предназначались для воспитанницы Топорова Любочки Ивановой. Полученные от Дирекции театров 300 руб. за рукопись "Вечера в Сорренте" Савина должна была передать Топорову (см. письмо 18 и примеч. 2 к нему и примеч. 7 к письму 13; см. также: "Ежегодник императорских театров", 1913, вып. V, стр. 52).
   Одно из публикуемых писем Савиной (письмо 9) позволяет установить" что до нас дошли не все письма Тургенева к ней. А. Ф. Кони, выступая 4 декабря 1915 г. в кружке им. Я. П. Полонского, говорил: "Как известно, Тургенева считали "однолюбом'', но теперь ни для кого не тайна, что уже глубоким стариком он увлекался М<арией> Г<азрнловной> -- и у М. Г. было несколько писем соответствующего жанра. Эти письма М. Г., однако, после смерти Тургенева уничтожила. Все же в ее распоряжении сохранилась целая коллекция писем писателя, которую она хранила как святыню" ("Речь"т 1915, 6 декабря, No 336; см. также: Тургенев, Сб., вып. III, стр. 278--279).
   Письма публикуются впервые. Подлинники их хранятся в Рукописном отделе Института русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР .(письма 1--8, 10 -- 14, 16--18 -- P. I, on. 29, No 75; письма 9 и 15 -- ф. 283, он. 1г No 47). Короткие выдержки из писем 5, И и 12 были использованы в комментариях к письмам Тургенева к Савиной (Письмо, т. XII, кн. 2, стр. 558; т. ХШ, кн. 1, стр. 497 и 562).
   

1

<Петербург. 11 или 12 марта 1879>.1

   Посылаю Вам, добрейший Александр Васильевич, обещанную ложу и прошу передать прилагаемое кресло Ивану Сергеевичу. Не заедете ли ко мне завтра? Очень хочу знать мнение И. С. о вчерашнем спектакле.2 Говорят, Федоров умер, но что-то не верится.3

Жму вашу руку
М. Савина.

   P. S. 4 часа.
   
   1 Датируется предположительно: по упоминанию о смерти Федорова (см. примеч. 3).
   2 На каком спектакле присутствовал Тургенев, -- неизвестно.
   3 Вероятно, речь идет о смерти писателя, начальника репертуарной масти Петербургских театров П. С. Федорова, последовавшей 11 (23) марта 1879 г.
   

2

<Петербург. 1879>.1

   Завтра дома до двух часов, добрейший Александр Васильевич. Очень боюсь затруднить Ивана Сергеевича -- воображаю, как он устал! Не лучше ли мне к нему приехать, чем тревожить его поездкой "за пределы цивилизации" -- как думаете?2

Савина.

   15 марта
   
   1 Год написания письма устанавливается по содержанию и по сопоставлению с письмами 1 и 3.
   2 Речь идет о встрече Савиной с Тургеневым для репетиции в связи с назначенным на 16 (28) марта выступлением с чтением в пользу Литературного фонда (см. письмо 3 и примеч. к нему).
   

3

<Петербург. 16 (28) марта 1879>.1

   Я ничего не поняла из ответа моей горничной, Александр Васильевич.3 Дадите ли Вы мне знать, когда можно видеть Ивана Сергеевича или прямо ехать до часу? Последнее почти невозможно, так как у меня уже назначено троим свиданье сегодня. Я в отчаяньи: без репетиции читать немыслимо. Придется уже в клубе во время антракта. Только ради бога не тревожьте Ивана Сергеевича. Он, я думаю, не рад, что попал в Петербург -- замучили совсем. Я свободна до двух ч. и от 4-х до 8-ми.3

М. Савина.

   1 Датируется по содержанию и по связи с письмом 2.
   2 В записке, которая была дана горничной, Савина писала: "Могу ли я видеть г. Тургенева часу в 12-м дня ..." (ИРЛИ, P. I, оп. 29, No 75, л. 24).
   3 Тургенев писал Савиной 16 (28) марта 1879 г.: "Любезнейшая Марья Гавриловна, я буду у Вас сегодня ровно в 4 часа" (Письма, т. XII, кн. 2, стр. 49). О посещении Тургеневым Савиной в этот день см.: Тургенев и Савина, стр. 66: см. также: Письма, т. XII, кн. 2, стр. 430.
   

4

<Петербург. 28 января (9 февраля) 1880>.1

Добрейший Александр Васильевич.

   Поцелуйте от меня Ивана Сергеевича и дайте знать, где он остановится.2 Наверно, Вы и он не усомнитесь в моем желании поехать на дебаркадер, но я все еще больна и сегодня приняла такие лекарства, что о выходе не позволено думать. Завтра, во всяком случае, буду у Ивана Сергеевича (если можно его видеть).3 Жму Вашу руку.

Савина.

   1 Датируется по содержанию и по связи с письмами Тургенева к Савиной от 7 (19) и 9 (21) февраля 1880 г. В первом из них Тургенев писал: "Об Вас слышно, что Вы тоже <Тургенев заболел по дороге в Петербург) поправляетесь <...> Топоров все эти дни не мог у Вас быть (я через него получал верные сведения о Вашем: здоровье) ..." (Письма, т. XII, кн. 2, стр. 212; см. также стр. 529--530). Письмо Савиной написано в день приезда Тургенева в Петербург.
   2 По приезде в Петербург 28 января (9 февраля) 1881 г. Тургенев остановился в "Hôtel de la Paix" на Б. Морской, а через два дня переехал в меблированные комнаты Квернера на Невском, 11.
   3 Точная дата посещения Савиной Тургенева неизвестна. В программе продолжения своих воспоминаний "Мое знакомство с Тургеневым" Савина отметила: "Мой визит -- Морская, 11..." (Тургенев и Савина, стр. 71).
   

5

Одесса. Северная гостиница. No 1
18 13/VI 80.

   Не удивляйтесь моему молчанию, добрейший Александр Васильевич! Я буквально никому не пишу: во-первых, некогда, а во-вторых, рассказы о здешних порядках и об Одессе вообще меня очень расстраивают.1 В настоящее время все мое существование заключается в нетерпеливом ожидании первого июля, т. е. дня моего выезда. Если меня что-нибудь задержит -- утоплюсь!2 Вчера окончила первую серию спектаклей, во вторник бенефис, ставлю "Виноватую".3 Труппа невыносимая, невозможная, театру название балагана больше присуще, а публика... "Материнское благословение" дает больше сбору, чем "Женитьба Белугина".4 Меня принимают прекрасно, по я предпочитала бы не приезжать в Одессу. При свидании расскажу Вам самые невероятные вещи. Получил ли И<ван> С<ергеевич> мое письмо проездом из Москвы? б Давно не имею от него известий. "Месяц в деревне" дать нельзя: нет Беляева и Натальи Петровны. Хороша труппа! Страшно скучаю и занята репетициями до обморока. Не взыщите за каракули -- тороплюсь. До свидания. Поделитесь петербургскими новостями. Жму Вашу руку.

М. Савина.

   1 С 20 мая по 28 июня ст. ст. 1880 г. в Одессе проходили гастроли Савиной.
   2 О подобных настроениях Савина писала из Одессы и Тургеневу (см. письмо Тургенева к Савиной от 27, 28 мая (8, 9 июня) 1880 г. Письма, т. XII, кн. 2, стр. 263).
   3 "Виноватая" -- пьеса А. А. Потехина, в которой Савина исполняла роль Катеньки.
   4 "Материнское благословение или Бедность и честь" -- пьеса А. Деннери и Г. Лемуана, в переделке Н. Перепельского (Н. А. Некрасова). "Женитьба Белугина" -- пьеса А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева.
   6 В сохранившихся письмах Тургенева упоминаний об этом нет.
   

6

<Петербург. Конец января 1881>.1

   Конечно, Александр Васильевич, Вы решили, что я не хочу Вас видеть и т. п. Мне не могло прийти в голову, что Вы явитесь в воскресенье на Масляной между 13-м и 14-м спектаклем; согласитесь, -- при такой работе трудно принимать гостей. Я сама не могу сказать -- жива я или нет. Больна и страшно расстроена <...>. Недавно послала Ивану Сергеевичу шесть страниц в ответ на его поздравление.2 Что значат присланные деньги? Ни с Вас, ни с Якова Петровича 3 денег за билеты не желаю получать и удивляюсь, что Вы мне их прислали.4 Если будете свободны на первой неделе -- навестите

Савину.

   P. S. Анне Ивановне мой поклон.6
   
   1 Датируется по сопоставлению с письмом Тургенева к Савиной от 24 января (5 февраля) 1881 г., в котором он писал: "... Топоров уведомил меня, что 26-го числа, т. е. послезавтра, -- Ваши именины; мое письмо к тому дню поспеть не может, -- но все равно: пользуюсь этим, чтобы пожелать Вам всех возможных благ, начиная со здоровья, упроченья Вашего положения -- и кончая успехами..." (Письма, т. XIII, кн. 1, стр. 47).
   2 См. примеч. 1.
   3 Речь идет о Я. П. Полонском. Савина писала в своих неопубликованных воспоминаниях "Литераторы": "Первый "настоящий" литератор, с которым я познакомилась в Петербурге, был Як. Петр. Полонский. Случилось это на одном из благотворительных вечеров в первый [год] сезон моего поступления на импер<аторскую> сцену 1875 <...> Я была приглашена на литературные пятницы <Полонских...> Пятницы я их посещала охотно, когда была свободна..." (ЦГАЛИ, ф. 853, он. 2, No 38, лл. 1 и 4). Савина была в переписке с Я. П. Полонским и Ж. А. Полонской и особенно сблизилась с ними после знакомства с Тургеневым. 5 писем Савиной к Полонскому и 9 писем к Полонской хранятся в рукописном отделе ИРЛИ (12945. LXXIб. 13; 12417. LXXб.4; 13314. LXXIIб.8. Из них письма к Полонскому от 26 апреля 1882 г. и к Полонской от 13 мая 1882 г. опубликованы: "Бирюч петроградских государственных академических театров". Сборник статей. II. <Пгр.>, 1920, стр. 262--263; 265-266).
   4 Имеются в виду билеты на спектакли Александрийского театра, которые Савина присылала Топорову и Полонским.
   5 Анна Ивановна -- жена Топорова.
   

7

<Петербург. 22 апреля 1881>.1

   Я Вас не видела сто лет, Александр Васильевич! <...> Не знаете ли чего об Иване Сергеевиче? Написал, что скоро будет, даже назначил день и обещал телеграфировать, а между тем мне неизвестно, здоров ли он.2 Сегодня крещу у сестры.3 Вчера получила формальный развод,4 но замуж еще не успела выйти.5 Жму Вашу руку. Поклон Анне Ивановне.

М. Савина.

   1 Датируется по штампу на конверте: "СПб. 22 апр. 1881".
   2 Речь идет о письме Тургенева к Савиной от 25 марта (6 апреля) 1881 г., в котором он писал: "Через неделю я уезжаю в Петербург <...> Вы будете извещены о дне моего прибытия" (Письма, т. XIII, кн. 1, стр. 76). Тургенев выехал из Парижа 26 апреля (8 мая) 1881 г. и прибыл в Петербург 29 апреля (И мая).
   3 Савина была крестной матерью Н. Н. Соболева, сына ее сестры Е. Г. Соболевой (по сцене -- Стремляновой).
   4 Речь идет о разводе Савиной с первым мужем -- Н. Н. Славичем (по сцене -- Савин).
   5 См. письмо 11 и примеч. 12 к нему.
   

8

Петербург. 6 (18) января 1882>.1

   Я здорова, Александр Васильевич, но очень волнуюсь бенефисом, репетиции которого начались сегодня.2 Получила тоже письмо от чудного Ивана Сергеевича и только что ответила.3 Ивана Александровича 4 рассчитываю увидеть не ранее пятницы в театре.
   До свиданья.

Савина.

   1 Датируется по штампу на конверте: "СПб. 6 янв. 1882".
   2 Вероятно, речь идет о бенефисе Савиной, состоявшемся 6 февраля 1881 г. Она выступила в роли Любы в комедии "Общество поощрения скуки", переделанной В. Александровым (В. А. Крыловым) из комедии Э. Пальерона.
   3 Речь идет о письме Тургенева от 29 декабря 1881 г. (10 января 1882 г.) (Письма, т. XII, кн. 1, стр. 173). В этот же день им было написано письмо и к Топорову (см.: там же, стр. 174--175).
   4 Речь идет о директоре императорских театров И. А. Всеволожском. Савина, как и Тургенев, хлопотала об устройстве Топорова на службу (см.: Письма, т. XII, кн. 2, стр. 175, 498).
   

9

<Петербург>. 13 мая <1882>.1

   Спешу Вас уведомить, добрейший Александр Васильевич, что Ивану Сергеевичу гораздо лучше: он надеется встать через полторы недели и в августе быть в Спасском. Я только что получила от него письмо, по которому видно, что он совершенно ожил духом и телом, чему я безгранично рада и Вы, надеюсь, тоже.2 Завтра я еду в деревню с курьерским поездом. Контракт мой подписан на новых основаниях: 12 т. в год без разовых и бенефиса, отпуск четыре месяца, играть не более десяти раз в месяц. При этих условиях я теряю почти три тысячи, но зато избегаю хлопот и мучений бенефиса. Жму Вашу руку и кланяюсь Анне Ивановне

Савина.

   P. S. Здоровье в том же положении, но в деревне надеюсь поправиться окончательно.
   
   1 Год написания письма устанавливается по содержанию. С марта по сентябрь 1882 г. из-за болезни Савина находилась в отпуску, лечилась в Меране и Париже, по возвращении из-за границы выехала в имение Н. Н. Всеволожского Сива Оханского уезда Пермской губернии. В 1882 г. с нею был заключен новый контракт, о котором она пишет в комментируемом письме (см.: Письма, т. XIII, кн. 2, стр. 320--321).
   2 Об этом же Савина писала и Ж. А. Полонской 13 мая 1882 г. (см.: "Бирюч петроградских государственных академических театров". Сборник статей. П. <Пг.>, 1920, стр. 265--266). Среди известных нам писем Тургенева к Савиной нет письма, о котором она здесь пишет (см. об этом выше, стр. 520). Об улучшении здоровья и о намерении в августе быть в Спасском Тургенев писал 8 (20) мая 1882 г. Е. П. Кавелиной и Ж. А. Полонской (см.: Письма, т. XIII, кн. 1, стр. 250).
   

10

Сива. 22 июня <1882>.1

Добрейший Александр Васильевич.

   Я только что ответила на последнее письмо Ивана Сергеевича и чуть не плачу.2 Он пишет ужасные вещи: "болезнь неизлечима -- это факт", "в гроб гляжу" и "напишите мне еще раз" и т. п. Помимо болезни, он опять, как видно, упал духом. Это меня более всего тревожит. Больной две недели лежит один в Буживале!3 Жозефина Антоновна оставила свое намерение поехать в Париж?4 Если бы у меня была какая-либо возможность, я ни минуты не задумалась бы. Меня мучит мысль, что около Ивана Сергеевича нет человека, который своей преданностью и искренностью заставлял бы забывать его болезнь. Где Анненков?5 Может быть, у Вас есть новости более приятные, сообщите. Что касается меня, то докторские предписания исполняю почти в точности: см, пью, сплю, гуляю, но духом неспокойна. Тем не менее отдыхаю и, кажется, не так больна, как зимой. Погода стоит холодная, что принуждает меня в последнее время не выходить из комнаты, а стало быть, и больше думать, вот почему "дух неспокоен". Театральные новости знаю только по газетам. Товарищи забыли обо мне и не пишут, хотя со дня моего отъезда прошло полтора месяца. Не будьте похожи на моих товарищей и ответьте на мои вопросы. Полонским6 низкий поклон и Анне Ивановне тоже. Адрес: Оханский уезд Пермской губ., Сивенская волость, на мое имя. До свиданья, добрейший Александр Васильевич, жму Вашу руку.

Савина.

   1 Год написания письма устанавливается по содержанию и но штампу на конверте: "Оханск. 25 июн. 1882".
   2 Речь идет о письме Тургенева от 7 (19) нюня 1882 г., в котором он писал Савиной: "Моя болезнь принадлежит к числу неизлечимых <...> Бодрость духа во мне исчезла; в будущее стараюсь не заглядывать -- и уже не позволяю себе мечтать о свидании с Вами" (Письма, т. XIII, кн. 1, стр. 278).
   3 Тургенев писал из Буживаля Я. П. Полонскому 30 мая (11 июня) 1882 г.: "Жалеть обо мне можно было только потому, что я болен -- и, кажется" неизлечимо; во всех других отношениях я, как сыр в масле, катался. То же и теперь продолжается здесь: и болезнь неизлечимая, и всевозможные за мной уходы и удобства" (Письма, т. XIII, кн. 1, стр. 271; см. также: Л. Утевский. 1) М. Г. Савина и болезнь Тургенева. В кн.: "Бирюч петроградских государственных театров". Сборник статен. II. <Пг>, 1920, стр. 261--266; 2) Смерть Тургенева, 1883--1923. "Атенеп", 116., 1923, стр. 46--57).
   4 В письмах к Полонским от 13 (25), 14 (26) и 18 (30) мая 1882 г. Тургенев отрицательно отнесся к намерению Ж. А. Полонской приехать в Париж, вследствие чего ее поездка не состоялась (см.: Письма, т. XIII, км. 1, стр. 251, 255, 260).
   5 П. В. Анненков в это время находился в России.
   

11

Сива. 17 июля <1882>.1

Добрейший Александр Васильевич!

   Новости о нашем дорогом больном не новы: то же самое пишет он и мне.2 Неужели придется помириться с мыслью никогда уже не видать его в России?! О том, что Полонские в Спасском, я узнала из письма Ивана Сергеевича,3 которое получила двумя днями раньше Вашего. Рада, что дети пользуются деревенским воздухом, но не хотела бы жить там без Ивана Сергеевича. Театральные новости приводят меня в ужас.4 Неужели я ошиблась в моем симпатичном друге Алексее Антиповиче.5 Нет, не ошиблась, но доброта делает его бесхарактерным, и главное -- он поддается влиянию, что в его положении пагубно. Не верю глазам, читая список бездарностей, принятых вместо полезных актеров. Затем этот военно-кавказский элемент в конторе!...6 Если бы контору совсем уничтожили, это принесло бы пользу театру, но какая же может быть польза актерам и сцене от того, что у нас заведут казармы. Вместо "свободных художников", как было обещано, мы будем изображать из себя что-то грустное. Верно одно, что при таких порядках сбегу. Я слишком люблю дело, чтобы молчать при виде неправильного его хода, а к строевой службе не привыкла да и привыкать нет надобности! Где же порицатели Федорова,7 барона8 и Лукашевича.9 Что они скажут теперь? Федорова бранили беспощадно, но он знал дело. Барон преследовал экономию. Лукашевич подражал ему и начинал вводить строевой порядокt за что был уволен как "непонимающий". Что же и кто же теперь -- понимающий? Все это свалится на бедную голову Ивана Александровича, всеми своими помыслами желающего поднять русскую сцену, и мне от души его жаль. Порадуюсь, если он откажется от места, как об этом идет слух.10
   Киевская дума отказала моему Сетову, он теперь в весьма печальном положении.11 Куда ни оглянись, всюду грустно и скверно. И в такое-то время я вздумала выходить замуж! Четвертого июля, в 9 ч. вечера, самым скромным образом совершился обряд в нашей деревенской церкви. Уверена в своем счастье, так как сцену не брошу и, переменив фамилию, остаюсь все-таки Савиной.12
   P. S. Выезжаю отсюда 18-го или 15-го, пробуду в Москве несколько дней и к 1-му сентября в Петербург. До свиданья.
   
   1 Год написания письма устанавливается по содержанию и штампу на конверте: "Оханск. 19 июл. 1882".
   2 Речь идет о письме Тургенева из Буживаля от 11(23) июля 1882 г. (см.: Письма, т. XIII, кн. 1, стр. 302--305).
   3 Из письма, названного в примеч. 2.
   4 Савина имеет в виду преобразования, произведенные в управлении и внутренней жизни императорских театров в начале 1882 г. (см. об этом: С. Ф. Светлов. Театральный дневник. В кн.: "Бирюч петроградских государственных театров". Сборник статей. <Пг.>, 1919, стр. 57--60, 79--83; Преобразования в театральном деле. "Голос", 1882, 17 (29) октября, No 282; И. Шнейдерман. М. Г. Савина. 1854--1915. "Искусство", Л.-- М., 1956, стр. 130--132).
   5 Речь идет об А. А. Потехине, назначенном в апреле 1882 г. управляющим репертуаром и труппой Александрийского театра. Об отношении Савиной к нему см. в названной в примеч. 4 книге И. Шнейдермана, стр. 131--132; см. также: Письма, т. XII, кн. 2, стр. 78.
   6 Савина имеет в виду назначение в 1882 г. управляющим конторой петербургских театров В. П. Погожева, отставного гвардейского офицера, окончившего Военно-юридическую академию.
   7 Речь идет о писателе, драматурге П. С. Федорове (1800--1879), который был начальником репертуарной части петербургских театров (см. о нем: "Русская старина", 1892, No 2, стр. 513--514, и "Русский архив", 1896, No 1, стр. 619--628).
   8 Савина имеет в виду барона К. К. Кистера (1821--1893), который в 1875--1881 гг. был директором императорских театров (см. о нем: "Ежегодник императорских театров". Сезон 1893--1894 гг. СПб., 1895, стр. 453--456; "Бирюч петроградских государственных театров", 1919, NoNo 15--20, а также в названном в примеч. 4 дневнике С. Ф. Светлова, стр. 58).
   9 Н. А. Лукашевич (1820--1884) в 1879--1881 гг. был начальником репертуарной части и заведующим гардеробной и декорационной частями императорских петербургских театров (см. о нем в названном выше дневнике С. Ф. Светлова, стр. 58).
   10 Речь идет об И. А. Всеволожском (1835--1909), назначенном 3 сентября 1881 г. вместо К. К. Кистера директором императорских театров. Состоял в этой должности до 1899 г. О нем и отношениях Савиной с ним см. в указанной выше книге И. Шнейдермана, стр. 130--131, 134.
   11 Сетов И. Я. (псевдоним С^тгофера, 1824--1894) -- певец, режиссер, антрепренер, много лет проработавший в Киеве, был дружен с Савиной.
   12 Савина вышла замуж за Н. Н. Всеволожского, который в дальнейшем потребовал, чтобы она покинула сцену. Брак для Савиной оказался несчастливым, в 1891 г. она вынуждена была пойти на его расторжение (см. названную выше книгу И. Шнейдермана, стр. 176--181).
   

12

<Петербург. 4 (16) декабря 1882>.1

Добрейший Александр Васильевич!

   Я сегодня напомнила о существовании "Месяца в деревне", и его дадут на будущей неделе, о чем я и спешу Вас уведомить.2 Приглашаю Вас и Анну Ивановну на вторник на "Злобу дня".3 Вчера в театре видела Третьякова,4 вернувшегося только что из Парижа и, конечно, спрашивала об Иване Сергеевиче, но ничего нового не услыхала. Вся под впечатлением игры Федотовой: вот это актриса в полном смысле слова! 5 Из русских я вижу первую такую. До свиданья.

Савина.

   4 декабря.
   
   1 Год написания письма устанавливается по содержанию.
   2 "Месяц в деревне" был дан в Александрийском театре с участием Савиной (в роли Верочки) 19 и 31 декабря ст. ст. 1882 г.
   3 "Злоба дня" -- пьеса Н. А. Потехина, в которой Савина исполняла роль Елены.
   4 Речь идет об С. М. Третьякове.
   5 3 (15) декабря 1882 г. в Александрийском театре состоялся бенефисный спектакль в пользу А. П. Ленского. Актриса московского Малого театра Г. Н. Федотова выступила в роли Резцовой в 3-м акте комедии П. Штеллера "Ошибки молодости" и в одной из лучших своих ролей -- Катарины в "Укрощении строптивой" В. Шекспира. "Всем давно известно и всеми по достоинству оценено исполнение г-жею Федотовой ролей княгини Резцовой и Катарины, а равно роли Петручио г. Ленским, -- писал об этом спектакле Д. В. Аверкиев. -- Остается заметить, что бенефициант и гостья исполняли свои роли и вчера с обычным громадным успехом" ("Новое время", 1882, 5 (17) декабря, No 2433).
   

13

Сива. 28 июня <1883>.1

Добрейший Александр Васильевич.

   Как видите, я успела перелететь из Финляндии в Пермскую губернию и случилось это так быстро и неожиданно, что я даже с сестрой2 и, еще того хуже, -- с Марьей Карповной3 не простилась! Получила от мужа телеграмму, по которой немедленно должна была выехать.
   Где Полонские и не знаете ли чего об Иване Сергеевиче? На мое последнее письмо я не ждала ответа, а на М-те Виардо надеялась.4 Теперь печаль по смерти мужа, я думаю, прошла настолько, что можно быть вежливой.5 Удовольствоваться газетными слухами не могу и желала бы знать что-либо из ближайших источников. Где Анненков?6 Что Вы поделываете, и здорова ли Ваша девочка?7 Я уже неделю в деревне и отдыхаю в полном смысле слова, несмотря на плохую погоду. Сетова8 со мной и, кажется, не намерена скучать. На здоровье не жалуюсь. Вот покуда все мои новости! Наверно, Ваши будут поинтереснее, и Вы не откажете сообщить их. Крепко жму Вашу руку и прошу передать поклон А<нне> И<вановне>.

Савина.

   Пермская губер.: Оханский уезд.
   Сивинская волость.
   
   1 Год написания письма устанавливается по содержанию и по штампу на конверте: "Оханск. 1 июл. 1883".
   2 Е. Г. Стремляновой.
   3 Лицо неустановленное.
   4 Письмо Савиной к Полине Виардо неизвестно.
   5 Луи Виардо скончался 23 апреля (5 мая) 1883 г.
   ü П. В. Анненков находился в это время в Баден-Бадене.
   7 Речь идет о воспитаннице А. В. Топорова Любочке (Л. Ф. Ивановой), в судьбе которой Савина принимала большое участие (см. письма 16 и 18). Официальной ее опекуншей была Е. И. Кузьмина. По распоряжению Тургенева деньги за издания его стихотворений и поспектакльная плата за представление его драматических произведений шли на ее воспитание (см.: Сочинения, т. I, стр. 507--508; Тургенев и Савина, стр. 67; Н. В. Дризен. И. С. Тургенев и авторский гонорар. "Ежегодник императорских театров", 1913, вып. V, стр. 49-52).
   8 Ж. И Сетова -- компаньонка Савиной.
   

14

<Петербург. Январь--нач. февраля 1884>.1

Добрейший Александр Васильевич!

   Посылаю Вам рукопись, которую при всем желании разобрать не могла.2 Потратила много времени и напрасно. Велите переписать как можно скорее,3 очень может быть, что я поставлю ее.4 Горю нетерпением познакомиться с сюжетом и прошу поторопиться. Беспокою Вас, так как боюсь доверить кому-либо оригинал. Спектакль в пользу Общества состоится только на Пасхе,6 но "Неосторожность" обещают поставить теперь.6 Жму Вашу руку.

Савина.

   P. S. Мой бенефис 8 февраля.7
   
   1 Датируется по содержанию и по связи с письмом 15.
   2 Речь идет о рукописи сцены Тургенева "Вечер в Сорренте" (см. об этом выше, стр. 519).
   3 См. письмо 15.
   4 Намерение Савиной поставить "Вечер в Сорренте" было осуществлено ею в 1884 г. (см. об этом письмо 17 и примеч. 2 и 3 к нему). 18 (30) января 1885 г. в бенефис Савиной состоялось первое представление "Вечера в Сорренте" в Александрийском театре.
   6 Вероятно, речь идет о спектакле в пользу Фребелевского общества, который состоялся на пасхальной неделе, 13 (25) апреля 1884 г. в театре Михайловского дворца. Были исполнены с участием Савиной "Искорка" А. Н. Плещеева и "Институтка" В. А. Дьяченко.
   6 Еще в 1883 г. по инициативе Савиной готовилась постановка комедии Тургенева "Неосторожность". Савина писала А. Ф. Кони 23 октября 1883 г.: "В первых числах ноября пойдет "Неосторожность" Ивана Сергеевича. Как вы думаете, будет ли она иметь успех? Моя роль <донья Долорес> мне чрезвычайно нравится: есть очень тонкие, изящные штрихи, над которыми приятно поработать" (М. Савина и Д. Кони. Переписка. 1883--1915. "Искусство", Л.-- М., 1938, стр. 32). Спектакль не состоялся из-за болезни Савиной. В 1884 г., как и в дальнейшем, задуманная Савиной постановка "Неосторожности" в Александрийском театре не была осуществлена.
   7 В свой бенефис 8 (20) февраля 1884 г. Савина выступила в роли Норы в драме Г. Ибсена "Нора" и в роли Просьбииой в комедии А. П. Шталя "Плата тою же монетой".
   

15

<Петербург. Январь--начало февраля 1884>.1

   Очень Вам благодарна,2 добрейший Александр Васильевич: "Ночь в Сор-ренто" очень милая вещица 3 в жанре "пословиц" Альфреда де Мюссе,4 но и мой бенефис ее поставить нельзя, так как я не могу играть три роли,6 а дать в конце или в начале -- неприлично. Во всяком случае, я буду иметь ее в виду и сыграю при первом случае.6 Жму Вашу руку. Поклон Анне Ивановне и поцелуй Любочке.7

Савина.

   1 Датируется по сопоставлению с письмом 14.
   2 Речь идет о выполнении копии с рукописи сцены Тургенева "Вечер в Сорренте" (см. письмо 14).
   3 Ср. с другим отзывом Савиыой о "Вечере в Сорренте": "... пьеса эта представляет собою грациозную и прелестную жанровую картинку из жизни наших соотечественников за границей, написанную с тем же несравненным талантом и тонкой наблюдательностью, какими отличались все вышедшие из-под пера великого художника бессмертные произведения" (Тургенев и Савина, стр. 109).
   4 Савина имеет в виду "комедии-пословицы", или "драматические пословицы" -- небольшие комедии или сценки, как бы иллюстрирующие ту или иную пословицу. Большим мастером этого жанра был известный французский писатель и поэт Альфред де Мюссе (1810--1857), написавший целый ряд таких пьес, которые в 1840 г. он объединил в один том под заглавием "Комедии и пословицы" (см.: Сочинения, т. III, стр. 454; см. также: А. де Мюссе. Избранные произведения, т. I. Гослитиздат, М., 1957, стр. XXXI--XXXIV).
   5 См. примеч. 7 к письму 14.
   6 См. письмо 17 и примеч. 2 и 3 к нему.
   7 См. примеч. 7 к письму 13.
   

16

<Петербург>. 19 октября <1884>.1

   Вы можете быть вполне уверены, добрейший Александр Васильевич, что Судьба Любочки 2 крайне интересует меня и я желала бы следить за каждым ее шагом, но, к несчастью, я себе не принадлежу. С тех пор как получила Ваше письмо, только нашла свободную минуту для ответа. Всегда у меня было мало времени, но что делается теперь!.. Одна пиеса погоняет другую, и скоро у меня не хватит ни сил, ни терпения. Относительно "Месяца в деревне" заявила, но не знаю, что из этого выйдет.3 В следующую пятницу дают новую пиесу Боборыкина, и у меня голова идет кругом от репетиций; 4 как сдам ее, буду просить отдыха и тогда соберусь к Вам, а пока крепко жму Вашу руку и еще крепче целую Любу. Мой поклон Анне Ивановне.

Савина.

   1 Год написания письма устанавливается по содержанию и по штампу на конверте: "СПб., 19 окт. 1884".
   2 См. примеч. 7 к письму 13.
   3 Последний спектакль "Месяца в деревне" в 1884 г. в Александрийском театре состоялся 23 сентября ст. ст.
   4 26 октября ст. ст. 1884 г. была поставлена пьеса П. Д. Боборыкина "Доктор Мошков", в которой Савина исполнила роль Маши.
   

17

<Петербург. Декабрь (не позднее 18) 1884>.1

   Посылаю Вам, добрейший Александр Васильевич, билет на 19-е декабря.2 Спектакль этот вообще интересен, а в этом году в особенности, так как пойдет "Вечер в Сорренто".3 Художника француза будет играть Гитри" а певца Котоньи.4 Первый раз со смерти Ивана Сергеевича не оскорбят его память.
   Предупреждаю Вас, что места не нумерованы, зала мала и вообще вечер не похож на спектакль, а скорее раут. Тем не менее удовольствие большое и общество отборное. Жму Вашу руку.

Савина.

   1 Датируется по содержанию.
   2 19 декабря 1884 г. в квартире министра иностранных дел Н. К. Гирса состоялся раут и музыкально-драматический вечер, на котором впервые была исполнена сцена Тургенева "Вечер в Сорренте". Савина выступила в ней в роли Марии Петровны Елецкой (см. примеч. 3).
   3 Рецензент "Нового времени" Б. <К. А. Скальковский> писал: "Главною вещью и приманкою концерта служили неизвестные никому сцены Тургенева. Это маленькая вещица во вкусе французских proverbes <поговорок>, написанная, очевидно, для домашнего спектакля <...> Незатейливый сюжет пересыпан остроумными замечаниями насчет положения русских за границею и комичными разговорами саратовского помещика с итальянским лакеем <...> и французским художником <...> Артисты не ударили в грязь перед "европейским концертом дипломатов". Очень натуральны были: г. Давыдов -- благополучным россиянином, которому опротивели гиды, отели, магазины и художники, г-жа Абаринова -- кокетливою и развязною вдовушкою, а г-жа Савина -- наивно-лукавою девушкою" ("Новое время", 1884, 22 декабря (3 января), No 3169).
   4 Гитри, Люсьен (1860--1925) -- французский актер и драматург, в течение ряда лет выступал в Михайловском театре в Петербурге. В "Вечере в Сорренте" в спектакле 19 декабря 1884 г. исполнил роль французского художника м-г Popelin. Котоньи, Антонио (1831--1918) -- итальянский певец, в 1872--1894 гг. ежегодно выступал на сцене итальянской оперы в Петербурге. В тургеневской сцене исполнил роль певца-импровизатора.
   

18

<Петербург. 17 февраля 1885>.1

   В конторе давно можно получить деньги, Александр Васильевич, и, если хотите, я съезжу, но не лучше ли Вам самим.2 Посылаю письмо Гайдебурова -- поступайте по усмотрению.3 Лежу третий день.

Савина.

   1 Датируется по содержанию и по штампу на конверте: "СПб. 17 фев. 1885".
   2 Письмо Савиной является ответом на письмо Топорова к ней от 19 февраля 1885 г., в котором он писал: "Вчера я был в Контроле и узнал, что со стороны Дирекции никакого распоряжения не сделано об уплате денег за представление пьесы "Вечер в Сорренто". Затем я узнал <...> что деньги могут быть выданы только тогда, когда будет получено Ваше письменное заявление о том, что Вы уступает; пьесу на вечные времена Дирекции <...> и просите выдать деньги мне" (Тургенев и Савина, стр. 67; см. также примеч. 7 к письму 13). В дальнейшем Савина уступила рукопись "Вечера в Сорренте" Дирекции императорских театров (см.: Н. В. Дризен. И. С. Тургенев и авторский гонорар. "Ежегодник Императорских театров", 1913, вып. V, стр. 52; см. также выше, стр. 519). Деньги, о которых идет речь в этом письме, были получены. Савина писала Топорову: "В понедельник получу деньги сама и прошу Вас заехать или прислать за ними" (ИРЛИ, P. I, оп. 29, No 75, л. 55).
   3 Речь идет о следующем письме редактора газеты "Неделя" П. А. Гайдебурова к Савиной от 15 февраля ст. ст. 1885 г.: "Многоуважаемая Марья Гавриловна. Меня спрашивают из-за границы, кому принадлежит рукопись "Вечера в Сорренто", можно ли достать с нее копию и перевести на французский язык. Если бы Вы нашли возможным ответить на этот вопрос, то очень обязали бы искренно преданного Вам и уважающего Вас П. Гайдебурова" (ИРЛИ, P. I, оп. 29, No 75, л. 60). Топоров писал Савиной 19 февраля 1885 г.: "Что касается до письма г. Гайдебурова, то я ему уже имел честь объяснить, что подлинная рукопись "Вечер в Сорренто" находится у Глазунова, который приобрел право печатания на все написанное И. С. Тургеневым. И что переписанная рукопись была мною вручена Вам, по поручению Ивана Сергеевича, в полное Ваше распоряжение -- и что Вы могли с нею сделать, что хотите, т. е. поставить на сцену или бросить в печку" (Тургенев и Савина, стр. 67; см. об этом также выше, стр. 519).

Г. В. Степанова

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru