Салов Илья Александрович
С натуры. Очерки и рассказы И. Салова

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Съ натуры. Очерки и разсказы И. Салова. Изданіе книжнаго магазина журнала "Артистъ". 1893 г. Цѣна 1 руб. Содержаніе и тонъ этихъ разсказовъ оправдываютъ заглавіе книги и убѣдительно свидѣтельствуютъ о томъ, что все это писано "съ натуры", но не списано, какъ это бываетъ въ произведеніяхъ мало-талантливыхъ авторовъ, не понимающихъ разницы между писаніемъ "съ натуры" и списываніемъ, не имѣющимъ ничего общаго съ художественнымъ творчествомъ. Г. Саловъ принадлежитъ къ числу тѣхъ писателей-беллетристовъ, у которыхъ наблюдательность и память преобладаютъ надъ выдумкой и регулируются большимъ художественнымъ чутьемъ. Въ лежащей передъ нами книгѣ авторъ описываетъ только видѣнныя имъ событія и людей хорошо ему извѣстныхъ. Но дѣлаетъ онъ это не фотографически, и дѣйствующія лица его разсказовъ выходятъ живыми людьми, сохранившими всю свою самобытность, оригинальность и присущія каждому изъ нихъ типическія черты. Выдающимся достоинствомъ произведеній г. Салова и въ высокой степени симпатичнымъ мы считаемъ доброе, любовное отношеніе автора къ изображаемымъ имъ лицамъ. Это не есть спокойная объективность наблюдателя, равнодушнаго къ добру и злу, къ хорошимъ и дурнымъ,-- нѣтъ, тутъ сказывается гуманное отношеніе къ слабостямъ и порокамъ людскимъ, отношеніе чисто-русскаго человѣка, всегда готоваго пожалѣть и помочь и не склоннаго осуждать и карать своихъ ближнихъ. Дурно поступаетъ человѣкъ или преступно, въ добродушіи русской натуры всегда звучитъ примиряющій голосъ, находящій мотивы для оправданія, говорящій о томъ, что проступки и даже преступленія суть несчастья и результаты неблагопріятно складывающихся обстоятельствъ. Никакихъ темныхъ, порою очень мрачныхъ, явленій нашей провинціальной и деревенской жизни авторъ не замалчиваетъ, напротивъ, иногда отмѣчаетъ ихъ съ большою рѣзкостью, но никогда онъ не сгущаетъ красокъ для изображенія дѣйствующихъ лицъ, какъ бы въ дѣйствительности ни были дурны эти лица и ихъ дѣянія. Г. Саловъ передаетъ только правду, какъ она есть, и правда говоритъ сама за себя и производитъ тѣмъ большее впечатлѣніе, чѣмъ меньше авторъ старается о томъ, чтобы вызвать извѣстное, заранѣе имъ разсчитанное впечатлѣніе. Таковы наиболѣе тяжелые изъ разсказовъ Ласковый баринъ и Фотій Ивановичъ, таковъ же и самый свѣтлый, по нашему мнѣнію -- лучшій, изъ разсказовъ этой книжки Дармоѣдка. Изъ тринадцати разсказовъ только въ двухъ передаются событія, происходившія въ городѣ, остальные посвящены деревенской жизни, отчасти помѣщичьей, отчасти крестьянской, которую авторъ знаетъ доподлинно, до мельчайшихъ подробностей повседневнаго обихода крестьянской семьи. Мы, по всей справедливости, можемъ назвать г. Салова однимъ изъ лучшихъ знатоковъ жизни нашихъ крестьянъ-хлѣбопашцевъ и однимъ изъ писателей, вѣрно понимающихъ міровоззрѣніе описываемыхъ имъ людей, содержаніе ихъ "сѣренькой", но далеко не простой жизни, выдающіяся черты которой отмѣчаются г. Саловымъ очень тонко, благодаря выдающейся наблюдательности и долголѣтнему близкому общенію съ деревенскимъ людомъ. Разсказъ Кавалеръ представляетъ собою выдающуюся жанровую картинку крестьянскаго быта, благополучнаго и счастливаго до тѣхъ поръ, пока семья не раздробилась отдачею въ солдаты меньшого сына. Отнятіе одной рабочей силы повело къ значительному упадку цвѣтущаго хозяйства, котораго не могло уже поднять возвращеніе изъ службы героя разсказа, явившагося домой уже не пахаремъ, а "кавалеромъ", очень хозяйственнымъ, но пригоднымъ лишь на то, чтобъ открыть деревенскій трактиръ и обзавестись "гражданскою женой", выгнавши законную жену изъ дома въ "гражданскія жены" къ купцу-кулаку... Наименѣе удачнымъ изъ всѣхъ мы считаемъ разсказъ Глоты, въ которомъ передается случай неправосудія и нелѣпости волостного суда, дикаго истязанія, поголовнаго пьянства,-- случай, въ дѣйствительности возможный, конечно, но совершенно исключительный и отнюдь не характерный, какъ всякая аномалія, для опредѣленія значенія крестьянскаго суда, стоящаго въ неразрывной связи съ сельскимъ самоуправленіемъ, безусловно необходимымъ для развитія народной жизни, для ея подъема выше того уровня, который опредѣляется словомъ "темнота". Изъ "темноты" народъ выводить надо, но выводить такъ, чтобы шелъ онъ самъ на своихъ ногахъ и своимъ собственнымъ смысломъ-разумомъ, а не чужимъ произволеніемъ. "Темноту" разсѣетъ только свѣтъ, такъ и давайте же больше свѣта, свѣта, свѣта... и проявленіемъ, темноты" не укоряйте сущихъ во тьмѣ...

"Русская Мысль", кн.VI, 1893

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru