Сочиненія И. А. Салова. Два тома. Изданіе товарищества М. О. Вольфъ. Спб., 1884 г.
Повѣсти и разсказы г. Салова появлялись въ повременныхъ изданіяхъ. Они читаются не безъ интереса и обнаруживаютъ въ авторѣ наблюдательность и свѣтлый взглядъ на явленія современной русской жизни. Должно замѣтить, однако, что кругъ наблюденій г. Салова не великъ, дѣйствующія лица въ его разсказахъ повторяются, а самая значительная по объему повѣсть Грачевскій крокодилъ отличается нѣкоторою каррикатурностію.
Героинею Путиловскаго регента выведена какая-то шаблонно-демоническая дѣвица; маленькіе же разсказы, какъ Аспидъ, носятъ характеръ недостаточно обработанныхъ очерковъ. Встрѣчаются небрежности въ изложеніи. Такъ, въ одномъ мѣстѣ авторъ говоритъ, что въ послѣднюю войну съ Турціей мы взяли Эрзерумъ; на стр. 99-й тома втораго мы встрѣчаемъ слѣдующій неправильный оборотъ: "я пошелъ назадъ, но, немного не доходя дома, въ кустахъ сирени послышался шепотъ". Г. Саловъ прибѣгаетъ иногда къ рискованнымъ сравненіямъ. Говоря о вѣтеркѣ, пробѣгавшемъ по верхушкамъ сосноваго лѣса, онъ замѣчаетъ: "Точно сотни невидимыхъ существъ стучали гдѣ-то палочками и дразнили насъ этой странной музыкой".
Намъ больше всего понравилась Разбитая, гдѣ просто и тепло передается о судьбѣ молоденькой дѣвушки, вышедшей замужъ за безсердечнаго кулака и бѣжавшей отъ него съ семинаристомъ-учителемъ. Послѣдній, умный и добрый по природѣ человѣкъ, оказался горькимъ пьяницей и негодяемъ. Онъ обираетъ и, наконецъ, прогоняетъ беременную Надежду Ивановну, которая пріютилась (дѣло происходитъ въ селѣ) на мельницѣ мѣстнаго купца. Передъ несчастною женщиною блеснулъ было радостный лучъ: возможность стать народной учительницей. Но тутъ мужъ присылаетъ требованіе вернуться къ нему, не скрывая намѣренія издѣваться надъ связанною по закону женою. Надежда Ивановна не выдержала новой бѣды и повѣсилась въ лѣсу.
При расширеніи наблюдательности, при тщательной работѣ надъ своимъ дарованіемъ, г. Саловъ можетъ, думается намъ, написать такое произведеніе, которое займетъ видное мѣсто въ нашей современной беллетристикѣ.