...Публика любила последнее время и, может быть (?????), и теперь (???) любит действительность, реализм Щедрина и Ко. А этой действительности у меня нету <...>
Вы пишете: "Пришлите денег, я без гроша, и скорее". Денег нет. Сенковский вместо 70 должен 45. <М. М.> Достоевский (врет или нет?) не должен1 <...> Где достать денег? Если отдать статью Усову2, который не отдаст (тогда) даже и старого долга,-- это глупо. Деньги надо сейчас. У него их нету. "Современное слово" (т. е. "Инвалид") -- кабак, выстроенный из бревен, оставшихся после балагана -- "Современника"3. Остается невинная и тупо смирная "Библиотека"4 <...> Вам литературным трудом (одним) жить за границей будет трудно не потому, чтобы вы не могли написать в год достаточно листов, чтобы прожить, но потому, что писать постоянно, появляться в журналах часто, подписывая свое имя под беспрестанными мелочами, н_е с_л_е_д_у_е_т. Не надо приучать публику к тому, чтоб она, увидев ваше имя, могла подумать, что содержанье -- мелочь, или перевод, или резюме чужой книги. Наконец войдите в положенье редактора. Времена переменились. Теперь сократить что-нибудь, прибавив два слова от себя, может много народу, которые возьмут мало, что дадут <...>
Сначала были Загоскины, Лажечниковы. Они удовлетворяли. Потребовалось новое. Явился Гоголь. Там есть грязное, но оно плачет. Этого не поняли, схватились за грязное и давай разворачивать, но теперь оно уже хохочет и хвастает и заявляет право на существование. Тургенев показал другую дорогу, но нашим Писемским и Григоровичам, т. е. безграмотным талантам, необразованным, идти так не приходилось по силам. Надо было или не писать, или превратить литературу в гоголевского Петуха, выходящего из озера, только не прикрываясь на манер Венеры Медицейской. За Щедриным, увидев, что писатель должен описывать жалкую грязь и что чем она сильнее, тем лучше,-- бросилась в литературу целая толпа, сволочь грязная, с грязью в руках <...> Красивая литература явилась <...>
О гласном судоустройстве вы уж знаете5. Я становлюсь совершеннейшим не монархистом, а Романистом (Романовы). Действительно, с одной стороны я вижу прокламации, фиглярничество Чернышевского и Антоновича, с другой-- подчас умное и благонамеренное правительство <...> Правительство плохо и глупо, но лучше и умнее общества. Прогресс не в гостиных Чернышевских, Достоевских, Трубецких, Голицыных, не в усадьбах помещиков, теперь он во дворце ...
Фотокопия с несохранившегося автографа Рапперсвильского музея (Варшава). ЦГАЛИ, ф. 447, оп. 1, ед. хр. 19.
Граф Евгений Андреевич Салиас де Турнемир (1840--1908) -- сын писательницы Евгении Тур, студент, исключенный из Московского университета; вращался среди революционно настроенной молодежи, но вскоре перешел на реакционные позиции. Впоследствии -- популярный исторический романист.
Постоянно живя во Франции, Е. Тур остро нуждалась в деньгах. Она просила сына устроить в какой-нибудь петербургский журнал посылаемые ею корреспонденции и договориться о постоянном сотрудничестве. В начале 1862 г. Салиас сообщал ей: "... Вы не писали о "Время". Тут платят за стр<оку> 9 1/4 копеек. Это, кажется, довольно. Впрочем, если есть возможность, то как-нибудь передадим во "Время", если та сторона (Достоевский) согласится. Я к нему поеду. Корреспонденции) -- семь копеек, строка. Если невыгодно, перемените названье писем иначе и высылайте во "Время"" (Фотокопия. ЦГАЛИ, ф. 447, оп. 1, ед. хр. 19).
1 В апрельской и июньской книжках "Времени" 1862 г. были напечатаны очерки Евгении Тур "Шесть недель в гостях и дома" и "Воспоминания и размышления". В "приходо-расходном" журнале "Времени" А. В. Лохвицким сделана расписка: "Получил для передачи г-же Евгении Тур двести рублей 00 к. А. Лохвицкий" (Авт. ЛБ, ф. 93.1.3.22).
2 Павел Степанович Усов (1828--1888) -- в 1860--1864 гг. редактор "Северной пчелы".
3 С июня 1862 г. некрасовский "Современник" был приостановлен правительством на восемь месяцев. С 1 июня того же года неофициальная часть правительственной газеты "Русский инвалид" была выделена в отдельную газету, выходившую под названием "Современное слово" (редактором ее был Н. Г. Писаревский). В этом издании, имевшем открыто оппозиционный характер, участвовали некоторые сотрудники приостановленного "Современника". Недовольство правительственных кругов направлением газеты привело к ее закрытию в начале июня 1863 г.
4 "Библиотека для чтения".
5 Отклик на публикацию в печати "Основных положений нового судоустройства", положивших начало судебной реформе в России. Проект новых судебных уставов был утвержден царем 20 ноября 1864 г.