Саларёв Сергей Гаврилович
Письмо к редактору

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    [Рецензия на "Историю государства Российского" Н. М. Карамзина в виде воображаемого диалога].


  

Письмо къ Редактору.

   Два уже года въ отставкѣ отъ всѣхъ удовольствій, которымъ вѣрно служилъ до пятидесяти пяти лѣтъ, сдѣлавшись домосѣдомъ по неволѣ, нарядился въ халатъ и колпакъ и переѣзжаю только съ креселъ на диванъ, чтобы на новомъ мѣстѣ часа два посидѣть, поскучать, позѣвать и опять переѣхать съ дивана на креслы. Отъ праздности читаю иногда журналы и новыя книги, и часто сержусь, для чего ихъ читаю. По понедѣльникамъ навѣщаетъ меня старинный мой сослуживецъ, Бригадиръ, почти мнѣ ровесникъ, большой охотникъ спорить: цѣлый день мы толкуемъ и кричимъ до тѣхъ поръ, пока словесный нашъ поединокъ не прекратится сильнымъ кашлемъ; разстаемся, и до слѣдующаго понедѣльника собираемъ новыя силы къ новому сраженію. Вотъ, господинъ Редакторъ, мое времяпровожденіе! Разумѣется, что у васъ бываютъ и ученые диспуты. Хочу описать вамъ послѣднюю нашу бесѣду.
   Предъ приѣздомъ Бригадира получены мною изъ Петербурга восемь Частей Исторіи Россійскаго Государства въ кожаномъ переплетѣ; появленіе такого творенія, скажу словами самаго Автора {Въ его словѣ, произнесенномъ при торжественномъ собраніи Императорской Росс:йской Академіи.}, утѣшаетъ насъ какимъ-то великимъ утѣшеніемъ! Давно ждалъ я съ нетерпѣніемъ етой книги; простите слабости стариковъ: они, какъ малыя дѣти, нерѣдко мучатся пустымъ любопытствомъ. Только принялся я за чтеніе, какъ является мой Бригадиръ.
   Б. Вѣрно какая нибудь новость? Душевно радъ! А я имѣю сегодня особенное расположеніе критиковать! Мы немного покритикуемъ.
   Я. Исторія Государства Россійскаго.
   Б. Тѣмъ лучше. Въ дурной книгѣ не нужно искать погрѣшностей, потому что она вся погрѣшность; вотъ славно, если мы замѣтимъ сомнительное въ хорошемъ твореніи!
   Я. И такъ ты будешь находить недостатки потому только, что тебѣ хочется ихъ найти?
   Б. Если небудетъ недостатковъ, то я и ненайду ихъ, и признаюсь, мнѣ это будетъ досадно, потому что я -- хочу, хочу критиковать.
   Онъ развернулъ на удачу первую Часть книги и сталъ читать Объ источникахъ Россійской Исторіи до XVII вѣка.
   "Несторъ, инокъ монастыря Кіевопечерскаго, прозванный отцемъ Россійской исторіи, жилъ въ XI вѣкѣ." Первое преткновеніе! сказалъ мой Бригадиръ: когда Преподобный Несторъ прозванъ былъ отцемъ Россійской исторіи"? Можно его такъ назвать кому угодно, потому что и г. Сочинитель и мы почитаемъ Нестора первымъ Русскимъ Лѣтописателемъ; но нaзвaніe не есть еще прозваніе, которое для всякаго человѣка то же, что и фамилія, какъ на примѣръ: Владиміру, Димитрію прозваніе Мономаха, Донскаго. Что, ежели со временемъ откроется еще какой нибудь древнѣйшій Нестора лѣтописятель? Тогда или надобно будетъ послѣдняго называть дѣдомъ Россійской Исторіи или у Нестора отнять его отечество. Но будемъ продолжать. "Одаренный умомъ любопытнымъ, слушалъ со вниманіемъ изустныя преданія древности, народныя Историческія сказки." Что такое любопытный умъ и почему извѣстно г. Сочинителю, что любопытный Несторъ слушалъ со вниманіемъ? --
   Я. Ты настоящій рѣпейникъ; прицѣпляешься къ однимъ словамъ. Положимъ, что несвойственность словъ и непозволительна въ исторіи; но мы читаемъ еще Вступленіе.
   Хорошо! сказалъ Бригадиръ; нѣтъ ли чего нибудь въ самомъ повѣствованіи. Онъ развернулъ книгу въ другомъ мѣстѣ, и на страницѣ, сто двадцать третьей читалъ: "Олегъ, пылая славолюбіемъ Героевъ, не удовольствовался симъ войскомъ, но присоединилъ къ нему великое число Новогородцевъ, Кривичей, Веси, и проч." И теперь, повторялъ Бригадиръ, неговорить о несвойственности словъ? Можно ли сказать объ Олегѣ, что онъ пылалъ славолюбіемъ Героевъ? Какъ будто бы необразіованный, или по самой крайней мѣрѣ полуобразованный Олегъ, увлекаемый жадностію къ добычѣ, дѣлалъ набѣги и грабежи, пылая славолюбіемъ Героевъ? Естьли въ Ѳукидидѣ, Тацитѣ, въ другихъ древнихъ и новыхъ славнѣйшихъ Историкахъ даже одинъ подобной несвойственный епитетъ? --
   Я. Ты говоришь о славнѣйшихъ Историкахъ древности... Но не правда ли, что Исторія Государства Россійскаго есть лучшая книга между книгами нашихъ писателей?
   Б. Не о томъ дѣло. Обратимся къ источникамъ: что ты мнѣ скажешь о народныхъ историческихъ сказкахъ, которыя со вниманіемъ слушалъ Несторъ? Не могу придумать, изъ какого источника сія мысль почерпнута! Развѣ въ числѣ народныхъ историческихъ сказокъ помѣститъ Олегово сухопутное плаваніе, хитрость Ольгину, или нѣкоторыя другія невѣроятности; но сіи происшествія кажутся невѣроятными для насъ, а Лѣтописецъ, безъ сомнѣнія, вѣрилъ имъ; хотя бы, положимъ на часъ, и большая часть лѣтописи признана была теперь сомнительною, все ето еще не доказательство, чтобы Несторъ слушалъ со вниманіемъ народныя историческія сказки! Если бы, на примѣръ, и въ самой Исторіи Государстова Россійскаго нашлись происшествія, по видимому, неистинныя и слѣдовательно похожія на сказку; то развѣ можно было бы сказать, что Сочинитель слушалъ сказки?
   Далѣе! далѣе! сказалъ я съ досадою,
   Б. (Читатель) "Видѣлъ (Несторъ) памятники, могилы Князей; бесѣдовалъ съ Вельможами, старцами Кіевскими, путешественниками, жителями иныхъ областей Россійскихъ; читалъ Византійскія хроники, записки церковныя, и сдѣлался первымъ лѣтописцемъ нашего Отечества." Въ числѣ причинъ, отъ которыхъ Несторъ сдѣлался Лѣтописателемъ, стоятъ памятники, могилы Князей. Меня нѣсколько останавливаетъ пышное названіе памятниковъ; сколько могу припомнить, кажется, сей титулъ принадлежитъ однѣмъ только Ольгинымъ санямъ, сохраненнымъ до временъ Несторовыхъ во Псковѣ! -- Приступимъ теперь къ бесѣдамъ Нестора и спросимъ: можно ли все это множество вельможъ, старцевъ, путешественниковъ и жителей иныхъ областей вывести изъ Несторовыхъ словъ: "яко же рекоша?" Если не можно, то заглянемъ въ Нестора, чтобы узнать, о комъ онъ говоритъ изъ числа сихъ вельможъ, старцевъ, путешественниковъ и жителей ихъ областей. Несторъ упоминаетъ въ своей лѣтописи только о Новогородцѣ Юрьѣ Тароговичѣ, который разсказывалъ ему о, горахъ Уральскихъ, и еще о старцѣ Янѣ; слѣдовательно одна особа Юрья Тароговича заключаетъ въ себѣ путешественниковъ и жителей иныхъ областей Россійскихъ; а другая особа Яна -- Вельможъ и старцевъ.
   Я. По чему же не льзя отнести ето мѣсто къ риторическимъ украшеніямъ?
   Б. Вотъ почему (онъ тотчасъ развернулъ четыреста четвертую страницу и прочелъ слова г. Авщора): "Истина служитъ основаніемъ для исторической Поезіи; но, Поезія не исторія: первая болѣе всего хочетъ возбуждать любопытство. (интересъ?), и для того мѣшаетъ быль съ небылицею, вторая отвергаетъ самые остроумные вымыслы и хочетъ только истины." -- Теперь слегка усумнимся въ запискахъ церковныхъ, по которымъ вѣроятно Несторъ означалъ дни преставленія нѣкоторыхъ древнихъ Князей: сіи слова добавлены г. Сочинителемъ въ примѣчаніи. Несторъ родился около 1050 года, съ небольшимъ черезъ тридцать лѣтъ послѣ смерти Владиміра Перваго; слѣдовательно при Несторѣ много было современниковъ не только Владиміра, но также Ярополка, Святослава и даже Ольги, а потому и день преставленія, Владиміра, перваго хрістіанскаго Князя и при томъ не древняго въ отношеніи ко временамъ Несторовымъ, былъ извѣстенъ, и Heсторъ могъ въ семъ случаѣ руководствоваться не церковными записками, а современниками Владиміра; такихъ же древнихъ Князей дни преставленія означалъ Несторъ по церковнымъ запискамъ, когда всѣ древніе Князья, кромѣ одной только Ольги, Княгини, были язычники, слѣдовательно невписанные ни въ какія церковныя записки, которыхъ вовсе не было. Нельзя ли сказать о сихъ небывалыхъ запискахъ, что онѣ удивляютъ насъ какимъ-то великимъ удивленіемъ! --
   Д. Кончилъ ли ты свое удивленіе?
   Б. Тотчасъ, еще два слова; въ числѣ источниковъ въ десятомъ разрядѣ стоятъ древнія монеты и медали, надписи, сказки, пѣсни, пословицы. О надписяхъ въ примѣчаніи сказано, что къ сожалѣнію на древнихъ гробахъ нѣтъ надписей, или онѣ вырѣзаны уже въ новѣйшія времена. Когда нѣтъ надписей, то почему же онѣ сопричислены къ исочникамъ Россійской исторіи? Достойная примѣчанія надпись, не говоря о надписяхъ на церковныхъ стѣнахъ и на камняхъ надгробныхъ, мало исторической важности въ себѣ заключающихъ, у насъ только одна; на камнѣ Тмутараканскомъ, которую однакожъ нѣкоторымъ позволено почитать сомнительною. Послѣ сожалѣнія о надписяхъ, г. Сочинитель продолжаетъ:, за то въ Харатейныхъ евангеліяхъ и Апостолахъ и другихъ церковныхъ книгахъ встрѣчаются подписи историческія." Но позвольте сказать, что какъ названіе не есть прозваніе, такъ и подпись не есть надпись. Безъ сомнѣнія надписи и медали могутъ быть источниками исторіи, но не Россійской, потому что двѣ или три, такъ сказать, лужицы не составляютъ еще источника. Теперь послѣднее слово; Сочинитель источниковъ говоритъ въ началѣ; "сіи источники суть." А въ заключеніи: "Вотъ матеріялы Исторіи и предметъ исторической критики!" Во первыхъ должно замѣтить, что источники и матеріалы двѣ вещи ровныя; во вторыхъ можно спросить, почему между пѣсень, сказокъ, пословицъ, каталоговъ Митрополитовъ и Епископовъ, не видно Писцовыхъ книгъ, содержащихъ весьма нужныя свѣдѣнія касательно раздѣленій земли? Почему неупомянуты книги Кормовыя или Вкладныя, и Келарскія, въ которыхъ Россійская Церковная исторія найдетъ большія пособія? Напослѣдокъ, когда исторія народа должна вмѣстѣ быть исторіею. постепенныхъ успѣховъ его ума; то почему въ числѣ источниковъ не поставлены художественныя произведенія, какъ на примѣръ; изваянія, живопись, рѣзьба, источникъ хотя бѣдный, но все богатѣйшій въ сравненіи съ источникомъ медалей и сказокъ историческихъ?
   Я. Не забудь, что ты обѣщалъ только два слова.
   Б. Кончилъ.
   Закрывши книгу, мы долго между собою спорили -- и каждый остался при своимъ. Въ слѣдующій понедѣльникъ съ общаго согласія положено возобновить бесѣду, о которой также увѣдомлю васъ, г. Редакторъ; до тѣхъ же поръ позвольте отдохнуть истинно уважающему васъ

Жителю Дѣвичьяго поля (*).

   (*) Не смѣшивайте меня, г. Редакторъ, съ дорогимъ сосѣдомъ моимъ, Лужицкимъ Старцемъ. Онъ прохворалъ почти всю зиму, и потому неуспѣлъ пересмотрѣть записокъ, приготовленныхъ для вашего Вѣстника. Ж. Д. П.

-----

   [Саларев С.Г.] Письмо к редактору: [Рец. на "Историю государства Российскаго" Н.М.Карамзина в виде воображаемого диалога] / Житель Девичьяго поля // Вестн. Европы. -- 1819. -- Ч.104, N 6. -- С.115-124.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru