Саларёв Сергей Гаврилович
Дополнительныя замечания к статье о русских грамматах...

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Описаніе разнаго рода Россійскихъ Грамматъ.

   Подъ названіемъ Грамматъ извѣстны у насъ въ Россіи договоры, жалованья, крѣпости, письма и разныя обрядныя бумаги. Договоры Игоря и Олега съ Греками можно бы почесть за первыя Грамматы нашего отечества, еслибъ онѣ существовали въ такомъ видѣ, въ какомъ являются въ лѣтописяхъ; но можетъ быть онѣ заключены были словесно, утвержденныя одною клятвою, и сначала содержали въ себѣ малое количество статей, прибавленныхъ въ позднѣйшія времена; съ другой стороны предположить можно и то, что сіи Грамматы писаны были на Греческомъ языкѣ: ибо вѣроятно до письменнаго Славенскаго языка Греческій употреблялся многими Руссами, по частымъ сношеніямъ съ Греческого Имперіей; а потому, не основываясь на догадкахъ, первою писанною на Славенскомъ языкѣ Грамматою можно почитать Правду Ярославову. За нею слѣдуютъ Грамматы Новогородскія, которыя древнѣе (?) всѣхъ донынѣ извѣстныхъ; Князья Новогородскіе неимѣли права давать ихъ безъ Посадниковъ, съ коими, сверьхъ того, имѣли участіе Тысяцкіе и Архіепископы: власть духовенства въ дѣлахъ свѣтскихъ, вѣроятно, началась при самомъ введеній въ Россію хрістіанства, по особенной набожности Владиміра. Къ Грамматамъ прикладывались печати повѣленіемъ всего Господина Государя Великаго Новагорода {Граммата, данная Игумену Соловецкаго монастыря Іонѣ около 1450, которая въ семъ монастырѣ и теперь хранится.}. Татарскія вскорѣ начались послѣ нашествія на Россію Мунгаловъ; онѣ раздѣлялись на большія и меньшія {Архив. Иностр. Коллегіи. Дѣла Ногайскія No 2. Въ послѣдствіи также будутъ ссылки на Архивскія бумаги, которыми я пользовался изъ Исторіи Щербатова и изъ Росс. Вивліоѳики.}. Изъ нихъ были: шертныя или клятвенныя, въ которыхъ давалось обѣщаніе свято сохранятъ заключенный договоръ о дружбѣ и любви, что называлось: дать шерть или шертовать {Граммата Ислама Гирея къ В. К. Ивану Васильевичу, также отъ Мурата Гирея къ Царю Ѳеодору Алексѣевичу.}. Челобитныя {Граммат. Князя Богыргана къ В. К. Ивану Васильевичу.} и ярлыки или жалованныя, иногда составлявшія родъ несудимыхъ, а иногда опасныхъ Грамматъ. Слогъ Татарскихъ Граммать много отличается отъ Русскаго: Ханъ Муртазинъ, описывая В. К. Ивану Васильевичу окончаніе войны, говоритъ: "Кои потоки кровью текли, тѣ опять между ихъ молокомъ протекли, а тотъ бранный огонь любовною водою угасили, а съ вашимъ Юртомъ нашъ Юртъ какъ бы одинъ учинилъ." Или въ Грамматѣ Матри Мурзы: "Многаго Христіанскаго улуса Государю, изъ дальнія земли ближнею мыслію, многомъ много поклонъ, молвя слово то". А въ заключеніи: "молви, съ тяжелымъ поклономъ, съ легкимъ поминкомъ, граммату послалъ есьми." Писывались иногда потатарски, иногда порусски. Ко владычеству же Мунгаловъ должно отнести начало, какъ Тарханныхъ Грамматъ, и которыя, несмотря на запрещеніе въ Судебникѣ, продолжали даваться преемниками Царя Ивана Васильевича, такъ и всѣхъ обрядныхъ судебныхъ. Не одни владѣтельные и удѣльные Князья и Цари давали Грамматы, но также Патріархи, а во время междоцарствія и бояре; Грамматы сихъ послѣднихъ при владѣтельныхъ Князьяхъ назывались листами. Всѣ договоры хранились или у Великаго Князя, или у Митрополита {Перемирная К. Дмитрія Георгіевича и К. Іоанна Андреевича. Арх. Ин. Кол. Грам. Вел. Князей No. 58.}.
   

Печати.

   Къ Грамматамъ прикладывались печати; почти у всѣхъ жалованныхъ и у договоровъ съ Европейскими и Азіатскими Дворами и съ Патріархами были печати восковыя красныя {Вивл. Ч. XVI, стр. 134, 163 и 164 и пр. Уложенья Гл. XVIII Статья 5. Опытъ трудовъ Вольнаго Россійс. Собранія Ч. I, стр. 124.}, а очень рѣдко черныя {Вивл. Я. XVI, стр. 247.} и желтыя {Грам. В. К. Марьи Яковлевовны Глушицкому Покровскому монастырю, гдѣ она и теперь хранится.}. Всѣ онѣ или прикладывались къ бумагѣ, или привѣязывались на разноцвѣтныхъ шнуркахъ, шелковыхъ и золотыхъ. Иногда къ одной Грамматѣ привѣшивалось нѣсколько печатей {Арх. Ин. Кол. Грамматы Великихъ Князей No 11, 13 и 27.}; иногда же ее было ни одной {Тамъ же No. 48 и 49.}. Къ нѣкоторымъ договорамъ съ печатями договаривающихся Князей прикладывались и Мистрополичья {Тамъ же No, 75, 79.}. У духовныхъ Грамматъ были печати серебряныя, съ изображеніемъ того Святаго, котораго имя носилъ на себѣ завѣщатель {Арх. Инос. Коллегіи Грамматы В. К. Mo 22, 27.}. Новогородскія были свинцовыя, Посадниковъ, Тысяцкихъ и Архіепископовъ, въ пятнадцатомъ столѣтіи: всѣхъ пяти концевъ Новагорода; но съ 1671 года, не договору съ В. К. Иваномъ Васильевичемъ, у всѣхъ Новогородскихъ Грамматъ стали прикладываться печати Великихъ Князей, Россійскія государственныя печати были: большая, кормиленная и воротная {Вивліо. Ч. CVI стр. 243 и слѣд.}. До временъ В. К. Ивана Васильевича на нѣкоторыхъ печатяхъ изображались вмѣсто гербовъ просто имена Князей, Архіепископовъ, Посадниковъ, или съ образомъ какого нибудь Святаго на оборотѣ, а на другихъ вырѣзывались рѣзныя изображенія. В. К. Иванъ Васильевичь первый началъ употреблять распластаннаго Римскаго орла, по родству съ домомъ Греческихъ императоровъ, и сій орелъ сдѣлался съ того времени государственнымъ гербомъ. При Царѣ Алексѣѣ Михайловичѣ большая и для Грамматъ изображала двуглаваго орла съ тремя коронами, означавшими три Царства: Казанское, Астраханское и Сибирское; съ двухъ сторонъ орла представлены были по три города (т. е. съ правой стороны: великія, и малыя, и бѣлыя Россіи; а съ лѣвой; восточныхъ, и западныхъ, и сѣверныхъ); подъ орломъ знакъ отчича и дѣдича, на персяхъ изображеніе наслѣдника, скипетръ и держава (Самодержца и обладателя) {Вивліоѳ. Ч. XVI стр. 118.}. Какъ у договоровъ были печати, такъ и у всѣхъ обрядныхъ Грамматъ: въ каждомъ Приказѣ была особенная печать до 1699 года; а въ етомъ году Пеиръ Первый повелѣлъ Приказамъ имѣть одинакую орловую печать, кромѣ Посольскаго и Ратуши, въ которой печать изображала вѣсы изъ облаковъ; но въ 1702 году и сія послѣдняя печать уничтожена, и всѣ указы и Грамматы печатать велѣно въ одномъ печатномъ Приказѣ {Указатель законовъ Ч. III, стр. 8.}.
   

Пошлины.

   За приложеніе печатей брались пошлины со всѣхъ Грамматъ жалованныхъ и обрядныхъ: съ переносъ по количеству четвертей жалованной земли, что потомъ перемѣнено Царемъ Алексѣемъ Михайловичемъ и опредѣлено брать съ человѣка; со вторыхъ также, или съ человѣка (съ головы), или съ числа рублей. Бояре получали пошлины за приложеніе печати, дьяки за подпись, а подъячіе за написаніе. Съ того, кто бралъ лишнее, взыскивалось втрое болѣе полученнаго. Пошлины съ Боярскаго суда шли боярамъ, а съ Государева Государю.
   

Образъ письма.

   Самыя древнія Грамматы писаны были на пергаментѣ, а новѣйшія на бумагѣ: для государственныхъ употреблялась Александрійская большой, средней и меньшой руки, смотря по важности лица {На большихъ листахъ Грамматы писались: къ Патріархамъ Александрійскому и Антіохійскому, къ Римскимъ Императорамъ, къ Королямъ Французскому и Испанскому, къ Турецкимъ Султанамъ и Шаху Индійскому. На среднихъ: къ Патріархамъ Константинопольскому и Іерусалимскому, къ Королямъ Англійскому, Датскому, Польскому и Шведскому, къ Грузинскимъ Царямъ, къ мѣлкимъ Италіянскимъ владѣтелямъ, къ Нѣмецкимъ Курфирстамъ, къ Ханамъ Крымскимъ и къ Китайскому Богдыхану. Къ Персидскимъ Шахамъ писались на большихъ и среднихъ. На меньшихъ листахъ къ Калмыцкимъ Тайшамъ. Вивліоѳ. Ч. XVI, стр. 134 и слѣд.}. Богословіе (Божіею милостію) {Въ Грамматѣ Е. Георгія Дмитріевича Московскаго съ Князьями Иваномъ и Михайлою Андреевичами, въ первый разъ встрѣчается Божіею милостію. Арх. Грам. Великихъ Князей No 55.}, имя царское и того Государя, къ кому Граммата посылалась, писаны были золотомъ; вокругъ сего листа обводились коймы съ фигурами, или безъ фигуръ; въ Грамматахъ же къ Турецкимъ Султанамъ сверхъ того изображались круги: въ первомъ было богословіе, во второмъ титулъ Государя, а въ третьемъ титулъ Султана. Къ Персидскимъ Шахамъ, Бухарскимъ, Юргенскимъ и Крымскимъ Ханамъ и Кабардинскому Мурзѣ писались на Татарскомъ языкѣ; къ Китайскому Богдыхану на Латинскомъ, а къ прочимъ на Русскомъ. Жалованныя и обрядныя писаны были на столбцахъ, что и продолжалось до 1702 года въ которомъ Петръ Великій писать столбцами запретилъ, и притомъ для каждаго рода крѣпостей опредѣлилъ особенную гербовую бумагу, съ наложеніемъ разныхъ пошлинъ. Дьяки своимъ именемъ скрѣпляли Грамматы по склейкамъ, а имя царское они же писали на оборотѣ, что также уничтожено въ 1699 году {Нѣкоторыя Грамматы, коихъ очень мало, подписывались и самими Государями Вивл. Ч. XV, стран. 240.}. Во многихъ Грамматахъ, особенно въ древнихъ, года не показано {Apx. No 15.}; въ другихъ же показывался годъ, мѣсяцъ, числа, Индиктъ {Тамъже No 20 и 29.} и имя того, кѣмъ онѣ писались {Тамъ же No 44.}. Древніе Грамматы обыкновенно чаще были написаны, нежели послѣдующихъ временъ. Въ первыхъ Грамматахъ изъ препинательныхъ знаковъ употреблялись однѣ только точки, поставленныя по срединѣ словъ, между коими не было никакого раздѣленія; сокращеній въ нихъ также было немного: онѣ расплодились до излишества въ пятнадцатомъ столѣтіи {Въ западной Европѣ сокращенія были въ большомъ употребленіи: онѣ вводиться начали съ VI вѣка; умножались постепенно въ VIII, IX и X. Въ XI не было строки, которая бы не содержала осьми сокращеній, наконецъ въ XII, XIII, XIV и XV столѣтіяхъ употребленіе ихъ доведено было до излишества. Французскій Король Филиппъ въ 1304 г. принужденъ былъ обнародовать указъ, которымъ запретилъ въ судебныхъ актахъ дѣлать сокращенія, весьма часто затѣмнявшія смыслъ.}.
   

Титулъ.

   До Великокняженія Ивана Васильевича, когда Россія состояла изъ множества отдѣльныхъ, малыхъ государствъ, большею частію независимыхъ другъ отъ друга, хотя по наружности Великимъ Князьямъ подчиненныхъ, титулъ Государей заключался въ простомъ наименованіи Великаго Князя, или Князя, съ приосвокупленіемъ названія владѣемой области: Великій Князь Тверскій, Князь Рязанскій. Когда В. К. Московскій, Великій Князь Иванъ Васильевичь покорилъ Новгородъ и привелъ въ подданство многихъ удѣльныхъ Князей, тогда першій началъ писаться: Государемъ, или единымъ правымъ Осподаремъ есея Руссіи; cie названіе давалось ему отъ Таткръ и отъ императора Максимиліана, которой въ 1504 году ему и сыну его давалъ титулъ Царей, а напослѣдокъ онъ же В. К. Василія Ивановича съ 1514 года называлъ уже Цезаремъ и Обладателемъ Всероссійскимъ {Подлинная Граммата писана на Нѣмецкомъ языкѣ и по повелѣнію Петра Перваго напечатана въ С. Петербургѣ.}. Сіе императорское названіе давалось въ послѣдствіи времени Царю Ивану Васильевичу и преемникамъ его Римскими императорами, Королями Испанскими, Французскими, Англійскими и Папами, Польскіе же Короли За титулъ Царскій долгое время вели войну {"А межъ Великихъ Государей нашихъ (Россійскихъ) и вашихъ (Польскихъ) многіе крови лились за царское именованье, что Государи ваший по своему безмѣрью великихъ Государей нашихъ Царей Россійскихъ, Царскаго именованья и титлъ сполна не писывали." Вивліоѳ. Ч. IV, стр. 66.}; В. К. Василій Ивановичъ первый самъ себя началъ именовать Царемъ, что уже постоянно принято Царемъ Иваномъ Васильевичемъ, покорившимъ Царство Казанское и вѣнчавшимся короною, присланной отъ Греческаго императора Владиміру Мономаху; онъ даже въ одной Грамматѣ называетъ себя Императоромъ {Щербатова Исторія первая Часть 5 го Тома стр. 549.}. Названіе же Великаго Князя, съ присоединеніемъ благороднаго, осталось послѣ того титуломъ Царскихъ дѣтей.
   Всѣ Грамматы раздѣлить можно на три разряда: 1) на государственныя, къ которымъ принадлежатъ договоры, жалованья, уставы, законы; 2) на обрядныя, употреблявшіяся въ судопроизводствѣ и въ другихъ случаяхъ, и 3) на смѣшанныя, дававшіяся по разнымъ предметамъ.
   

1) Государственныя.

   1) Договорныя самыя древнія, какія только извѣстны намъ; въ XIII вѣкѣ онѣ весьма умножились не только съ окрестными государствами, но по раздробленію Россіи на княжества, и съ удѣльными Князьями.-- Грамматы, въ которыхъ совершенно оканчивали договоръ, назывались докончальными или утвержденными {Арх. Грамм., В, К. No 7 и 71.}; а содержавшія въ себѣ какую-нибудь клятву крестными, отъ обыкновенной присяги, производившейся цѣлованіемъ креста. Духовенство имѣло участіе въ договорахъ, что можно видѣть изъ многихъ, заключенныхъ по благословенію владыки. Посланникамъ давались списки съ Грамматъ, дабы они знали, что въ подлинныхъ было писано {Такъ же дѣла Татарскія No 1, и Гр. В. К. No 124 и 128.}, а иногда вѣрющія, которыми ихъ уполномочивали въ словесныхъ договорахъ. Царь Ѳеодоръ Іоанновичъ, отправивши пословъ къ императору Рудольфу съ денежнымъ вспоможеніемъ противъ Турецкаго Султана, въ вѣрющей Грамматѣ писалъ о нихъ: "что они тебѣ брату нашему учнутъ говорить и тыбъ имъ вѣрилъ, то есть наши рѣчи". {Вивліоѳ. Ч. XV, стр. 121.} Къ сему послѣднему роду Грамматъ принадлежитъ полномочная, данная Петромъ Великимъ Матвѣеву, Россійскому посланнику въ Лондонѣ. Договорныя перемирныя Грамматы, заключавшіяся съ сосѣдственными государствами, привозились и подлинныя, и списки съ оныхъ къ Россійскимъ Государямъ, у которыхъ они хранились. Для подтвержденія договоровъ посылались любительныя или любовныя Грамматы {Тамъ же стр. 84. и Ч. XVI, стр. 245.}. Договоры назывались иногда вкладными {Тамъ же Ч. I, стр. 200 и пр.} Грамматами. 2) Жалованныя (жаловальныя) давались владѣтельными Государями на вотчины, званія, чины и другія выгоды; тѣ которыми давалось право неподсудимости назывались несудными, а содержавшія въ себѣ жалованье вотчинами, жалованными вотчинными {Грам. Царя Алексѣя Михайловича Крестовоздвиженскому Бизюкову Дорогобужскому монастырю въ 1655 году, которая и теперь хранится въ семъ монастырѣ. О семъ смотри въ Исторіи Россійской Іерархіи, Архимадрита, нынѣ Епископа и Кавалера, Амвросія.}. Пo кончинѣ Государя, данная отъ него Граммата представлялась на утвержденіе преемнику, которымъ она утверждалась или во всей силѣ, или съ нѣкоторыми отмѣнами; сіе подтвержденіе писалось дьяками отъ имени Государя, по личному его повелѣнію, или по приказу дворецкаго, на оборотѣ Грамматы, на которой въ послѣдующее время писывались другія подтвержденія отъ другихъ преемниковъ {Тамъ же.}. Патріархи въ свои монастыри и села посылали отъ себя жалованныя Грамматы, которыя по смерти ихъ также подтверждаемы были послѣдующими Патріархами. Во время междуцарствія Бояре съ духовенствомъ дали жалованную Граммату К. Трубецкому на вотчину Вагу, въ которой однако же помѣщена оговорка: "Когда Богъ дастъ Царя, то всѣмъ просить, чтобъ Государь пожаловалъ недѣлъ Боярину и Воеводѣ Князю Д. Т. Трубецкому на тое его вотчину дати свою Царскую Граммату, противъ сеежъ Грамматы." Подлинная писана на большомъ пергаментѣ за четырмя печатями, по краямъ выведены разныя травы, внизу подпись дьяка, а на оборотѣ Митрополита, Архіереевъ, Архимандритовъ и Бояръ, въ числѣ коихъ и К. Пожарскій {Вивліоѳ., Ч. XV, стр. 201.}. Въ Грамматахъ, жалованныхъ Царемъ Алексѣемъ Михайловичемъ на званіе гостей Федотову въ 1659 и Гурьеву въ 1679, встрѣчается выраженіе, что тѣ Грамматы даны съ повелѣнія Царскаго Величества и сказавъ о томъ боярамъ и приказнымъ людямъ {Тамъ же стр. 229 и слѣд.}. Дьяки подписывали имя царское на оборотѣ, а собственное свое на лицѣ Грамматы ниже печати {Указатель Ч. II, стр. 365.}. Петръ Великій въ 1686 году, по случаю вѣчнаго мира съ Польшею, велѣлъ заготовить жалованныя печатныя Грамматы, и въ семъ же году напечатанъ и образецъ сихъ Грамматъ {Вивл. Ч. XV, стр. 326 и слѣд.}.
   3) Безсудныя (несудимыя) были двухъ родовъ: 1) тарханныя, которыя давались отъ Государя въ знакъ особенной къ кому нибудь милости {В. К. Иванъ Васильевичь въ 1539 (?) Тарханскою Грамматою Кадомской Мордвѣ далъ право несудимости отъ Князя Янглыча, выключая душегубства и разбоя съ поличнымъ (Вив. Ч. XV, стр. 74). Царь Иванъ Васильевичь игумена Антоньевскаго Новогородскаго монастыря, Геронтія, не велѣлъ никому судить, кромѣ Государя, а въ духовномъ, дѣлѣ кромѣ Новогородскаго Архіепископа или Патріарха. Всѣ жившіе въ монастырѣ и въ селахъ монастырскихъ до послѣдняго поселянина отъ Архіепископа судимы были съ однихъ духовныхъ дѣлахъ, а отъ Намѣстника съ одномъ душегубствѣ, разбоѣ съ поличнымъ; во всемъ же прочемъ судилъ ихъ Игуменъ одинъ, а въ случаѣ смѣстнаго суда съ Намѣстникомъ. Другими Грамматами не велѣно было призывать монашествующихъ къ суду, кромѣ опредѣленныхъ сроковъ (смотри Грам. Патріарха Филарета въ Арзамасскомъ Преображенскомъ монастырѣ). Царемъ Михаиломъ Ѳеодоровичемъ дана полная несудимая Строгонову (Вѣст. Русской 1808 No 72).}, для освобожденія отъ всякой подсудимости, кромѣ подсудимости Государю или опредѣленному мѣсту и лицу. 2) Собственно называемые безсудныя или несудимыя, называвшіяся тогда бѣглыми Грамматами {Судебникъ § 55 -- 66.}. Истцы, получивъ ихъ, имѣли право обвиненныхъ, скрывающихся противниковъ ловить и представлять къ суду, а часто даже бить и грабить. Патріархи давали также несудимыя Грамматы монастырямъ и духовнымъ властячмъ; часто на безсудныя давались Намѣстникамъ уничтожительныя; нѣкоторыя же всегда сохраняли свою силу, и въ сихъ послѣднихъ писалось, что на сію Граммату грамматъ нѣтъ {Грам. В. К. Ивана Васильевича Арcенію Сахарусову, основателю Вологодскаго Грязовецкаго монастыря, гдѣ она и теперь хранится.}. Пошлины съ сихъ Грамматъ брались печатниками, дьяками, подъячими и недѣльщиками {Судебникъ §. 43 и 49.}. Тарханныя Грамматы введены въ Россію во время нашествія Мунгаловъ, что доказывается самымъ названіемъ ихъ; чинъ Тархана у Татаръ былъ весьма важенъ и давался за большія услуги. Царь Иванъ Васильевичь въ § 45 Судебника и Стоглавный Соборъ въ 67 Главѣ своихъ правилъ, отмѣнили несудимыя Грамматы относительно независимости духовныхъ отъ епархіальныхъ властей, оставивъ имъ право неподсудимости властямъ свѣтскимъ; однакожъ въ послѣдствіи времени какъ самъ Царь Иванъ Васильевичь, такъ и преемники его уклонились отъ сего постановленій; Царь Ѳеодоръ Ивановичъ далъ несудимую Граммату Псковскому Епископу Геннадію, по сгорѣніи коей дана точно такая же другая въ 1616 году Царемъ Михаиломъ Ѳеодоровичемъ {Указатель Ч. I, стр. 153.}. Въ царствованіе Алексѣя Михайловича право несудимости оставлено однимъ откупщикамъ, пока за ними состояли откупы {Уложеніе. Гл. XVIII, пунктъ 22.}; и впрочемъ всѣ несудимыя Грамматы {Тамъ же. Гл. X, пун. 153.} давать запрещено, и прежнія уничтожены, кои велѣно, отобравъ, прислать въ Москву въ тѣ Приказы, изъ которыхъ были выданы. Хотя послѣ сего болѣе уже недавалось безсудныхъ Грамматъ, однакожъ многія изъ нихъ подтверждаемы были до осьмагонадесять столѣтія {Несудимыя Грамматы были въ употребленіи и въ государствахъ Римскокатолическаго исповѣданія: Императоръ Отонъ еще въ 966 году данною Грамматою Гамбургскому Архіепископу Адельдагу освободилъ церковныя земли Шлезвигскія, Рипенскія и Aapгужскія отъ всякой службы и зависимости; право судить ихъ и взимать подати также отнято было отъ Комптовъ (Графовъ). Chronic. Episc. Othin, et Gramm. not. in Meurs I, 5, p. 151.}.
   4) Указныя столповыя заключали въ себѣ коренные законы Государства по всякимъ дѣламъ {Вив. XIX, стр. 6.}.
   5) Уставныя составляли нѣкоторыя учрежденія или уставы непремѣнные, продолжительные. Древнѣйшими могли бы почесться уставы Владиміра и Ярослава о церковныхъ судахъ и о дѣлахъ земскихъ, если бы оно совершенно были изъяты отъ сомнѣнія въ подлогѣ. У Герберштейна помѣщена въ переводѣ уставная Граммата В. К. Ивана Васильевича 1499 года. Царемъ Иваномъ Васильевичемъ изданы многія: о доходахъ Архіерейскихъ въ 1555; о доходахъ Двинскихъ. Тіуновъ; о платежѣ Двинскими судьями пошлинъ Государю. Съ 1577 издана уставная таможенная Граммата, которую таможники или цѣловальники должны были хранить въ таможенномъ казенномъ ларцѣ за печатями; когда же по прошествіи года они смѣнялись, то Граммату подъ сохраненіе отдавали другимъ {Указат. Ч. I, стр. 118.}. Царь Алексѣй Михайловичь издалъ такую же Граммату о снятіи лишнихъ пошлинъ.

(Оконч. въ сл 23;д. книж.)

-----

   [Саларев С.Г.] Описание разнаго рода российских граммат // Вестн. Европы. -- 1819. -- Ч.103, N 4. -- С.272-289.
   

Описаніе разнаго рода Россійскихъ Грамматъ.

(Окончаніе.)

   6) Губныя содержали въ себѣ разныя постановленія и наказанія по уголовнымъ преступленіямъ {Судеб. §. 60.}. За розыскомъ убійцъ, грабителей и за ихъ казнію имѣли смотрѣніе губные старосты, изъ коихъ каждый имѣлъ у себя подъ начальствомъ въ уѣздѣ особенный дистриктъ, называвшійся губою {Татищевъ въ прим. къ Судеб. стар. 71.}: губные старосты завѣдываемы были разбойнымъ Приказомъ. Названіе губныхъ Грамматъ перешло въ русской языкъ изъ Германскаго, на которомъ губа означала деревенскую усадьбу {Русскія достопамятности Общества Ист. и древ. Росс. Ч. I, стр. 133.}.
   7) Опасныя были двухъ родовъ: первыя давались иностранцамъ для свободнаго приѣзда въ Россію и обратнаго возвращенія, что можно видѣть изъ Грамматы, данной иностраннымъ художникамъ отъ Царя Ѳеодора Ивановича, приглашавшаго ихъ въ Россію для отысканія и плавленія руды {Вивл. Ч. XV, стр. 126.}; нѣкоторыя же изъ нихъ посылались къ иностраннымъ посламъ {Тамъ же М. IV, стр. 103.}: въ обоихъ случаяхъ давалось обнадеженіе въ безпрепятственномъ возвратѣ въ свое отечества. Вторыя, имѣвшія еще названіе заповѣдныхъ, давались доносителямъ, показывавшимъ на кого нибудь въ угрожаемомъ убійствѣ; въ сихъ Грамматахъ по волѣ доносителя назначаема была сумма за его убіеніе; и если случалось, что получившій опасную Граммату въ самомъ дѣлѣ былъ умерщвленъ тѣмъ человѣкомъ, на кого онъ прежде доносилъ, то убійца наказывался смертію, а изъ оставшагося имущества его взыскивалась вся написанная въ опасной Грамматѣ сумма, которой половина отдавалась женѣ или дѣтямъ убитаго, а половина бралась въ казну Государя {Улож. Гл. X, пун. 133 и 134.}.
   

11) Обрядныя.

   1) Жалобницы и челобитныя, то же что теперь прошенія, содержали въ себѣ какой нибудь искъ или жалобу. Названіе челобитныхъ уничтожено указомъ 1786 года Февраля 19 го.
   2) Приставныя памяти были родъ повѣстокъ, съ которыми посылались приставы за отвѣтчиками, для призыва ихъ къ суду; истецъ, означивши въ приставной весь свой искъ съ цѣною, отдавалъ ее за своею рукою дьяку, которой, подписавъ оную, записывалъ въ книгу и отдавалъ приставу, вмѣстѣ съ наказною памятью; сеи послѣдній, отыскавъ отвѣтчика, давалъ его на поруки (для чего собирались поручныя записи), и назначалъ срочный день къ отвѣту; когда истецъ, приставивши (т. е. пославши приставную память), недѣлю не искалъ, то въ судѣ ему отказывалось {Cудеб. § 44, 45, 46, 47, 48, 49, и Улож. Гл. X, пун. 100, 101, 119, 137, и Гл. ХVIII, пун. 46.}.
   3) Срочныя и отсрочныя. Приставъ, посылавшій по жалобѣ истца за отвѣтчикомъ, срочною Грамматою назначалъ сему послѣднему срокъ былъ на отвѣтѣ, и сіе называлось: накинуть срочную. Отвѣтчикъ послѣ опредѣленнаго времени могъ просрочить шесть дней, если объ находился за сто верстъ, а болѣе или менѣе по расчисленію; но когда послѣ сего не являлся и не присылалъ повѣреннаго, то былъ объявленъ виноватымъ {Судеб. § 21 и 74.}; въ случаѣ же просрочки по какой нибудь крайней необходимости онъ былъ обязанъ только заплатить пѣню за столько дней (по гривнѣ за каждый), за сколько прежде него приѣзжалъ истецъ {Указъ Царя Михаила Ѳеодоровича 1644.}. По взаимному согласію, истецъ и отвѣтчикъ могли отдалить положенной срокъ, на что давалась имъ отсрочная, послѣ которой пропустившій срокъ былъ непремѣнно обвиненъ, выключая болѣзненныхъ случаевъ и объявленія о неимѣніи повѣренныхъ {Улож. Гл. X, пун. 108.}.
   4) 3азывныя. Когда отвѣтчикъ по жалобѣ истца не являлся, а между тѣмъ поручную запись, что онъ явтися къ суду, по себѣ присылалъ, то давалась на него, по прозьбѣ истца, другая зазывная, и въ случаѣ вторичнаго непоявленія обвинялся онъ, выключая только если просрочилъ по службѣ; за каждую зазывную истецъ имѣлъ право взыскивать съ отвѣтчика пошлины, проѣсти и волокиты {Тамъ же пунк. 109, 11 и 118.}. Отвѣтчики могли по зазывнымъ Грамматамъ вмѣсто себя присылать родственниковъ и дворовыхъ людей {Тамъ же Гл. ХVIII, пунк. 44; и Гл. X, пунк. 156.}. Съ сими Грамматами посылались недѣльщлки {Разряд. Архив. въ Указателѣ стр. 118.}. Подъ названіемъ зазывной извѣстна еще одна пригласительная Граммата Китайскаго Хана Валлила, сына Джуханда, присланная въ 1649 году съ прозьбою, чтобы Рускіе по прежнему ѣздили въ Китай.
   5) Правыя давались во первыхъ оправданному въ судѣ, и въ нихъ писался весь приговоръ; во вторыхъ обвиненному, если онъ не былъ доволенъ судомъ и хотѣлъ просить о пересудѣ {Татищ. примѣч. къ Судебнику стр. 13.}. Когда оправданнаго не было на лицо, то Граммату посылали въ то мѣсто, гдѣ онъ находился: посылка такой Грамматы необходилась безъ пошлинъ. Намѣстники, имѣвшіе судъ боярской, имѣли право съ докладу давать сіи грамматы и одни только холопы на господъ и господа на холоповъ не могли получать ихъ {Судеб. § 65, 65, 66, 6,7.}. Правыя Грамматы названіе свое вѣроятно получили отъ оправданія или правости того, кому онѣ давались; ихъ употребленіе показывается до временъ В. К. Ивана Васильевича {Вивліоѳ. Ч. XV, стр. 15.}.
   6) Крѣпости. Подъ симъ названіемъ извѣстны разныя Грамматы, какъ то купчія, закладныя, поступныя и проч., которыя писывались подъячими на Ивановской площади до 1699; а съ сего года, по повелѣнію Петра I, въ помѣстномъ Приказѣ. Кромѣ городовъ, нигдѣ въ другомъ мѣстѣ прелестей писать не позволялось; въ деревняхъ же писывались однѣ только сговорныя судебныя записи, духовныя и заемныя памяти {Улож. Гл. X, пун. 250.}. Всякія крѣпости въ малыхъ суммахъ долженствовали имѣть не менѣе двухъ, а въ большихъ, отъ пяти до шести свидѣтелей {Тамъ же пун. 246.}. Къ крѣпостямъ относятся также сдаточныя зanucu, по которымъ родственникъ родственнику сдавалъ свое помѣстье, съ тѣмъ чтобы кормиться отъ него по смерть {Тамъ же. Гл. XVI, пун. 2.}, и таковыя помѣстья назывались сдаточными {Тамъ же Указъ 188.}; полныя, и докладныя Грамматы, по которымъ крестьяне и дворовые люди считались крѣпостными. Вольные люди могли сами себя продавать; также отцы и матери продавали въ крѣпость дѣтей своихъ. Судъ холопской всегда производился по полнымъ Грамматамъ {Судеб. § 75.}, которыя съ 1597 записывались у казначеевъ въ книгу, скрѣпленную дьякомъ, безъ платы пошлинъ {Тамъ же § 148.}; Грамматы сіи давались только Намѣстниками, имѣвшими право боярскаго суда {Тамъ же § 65, 66.}; должно притомъ замѣтиить, если въ полной на холопа сказано было, что покупщикъ покупалъ его себѣ и дѣтямъ своимъ, а о внучатахъ и правнучатахъ ничего неупоминалось; то сіи послѣдніе и неимѣли права на удержаніе того холопа {Улож. Гл. XX, пун. 101.}. По всѣмъ крѣпостямъ, вступающимъ во владѣніе какого нибудь имѣнія, давались отказныя {Тамъ же. Гл. ХVIII, пун. 14 и 17.}.
   7) Отпускныя велѣно было давать съ боярскаго доклада, съ приложеніемъ къ нимъ боярскихъ печатей и съ подписью дьяковъ: въ Москвѣ давали ихъ бояре и дьяки, а въ Новѣгородѣ съ дьяками Намѣстники; кромѣ же сихъ двухъ городовъ нигдѣ болѣе писать ихъ не позволялось. Бояре (а въ Государевомъ судѣ печатники), дьяки и подъячіе, такъ какъ и по другимъ Грамматамъ, получали и съ отпускныхъ пошлины (съ отпускаемыхъ людей). Отпускныя, данныя безъ боярскаго доклада и безъ подписи дьяковъ, уничтожались {Судеб. § 40, 77, 158.}.
   8) Раздѣльныя и передѣльныя. Первыя давались для раздѣла оставшагося имѣнія, а вторыя дли передѣла, если первымъ раздѣломъ были недовольны и послѣ онаго просили другаго, непропуская годоваго срока. Болѣе трехъ передѣльныхъ недавалось {Улож. Гл. XVI, пун. 55.}.
   9) Духовныя или завѣщательныя содержали распоряженіе, какое завѣщатели желали сдѣлать въ имѣніи послѣ смерти своей, и обыкновенно начинались: Во имя, Отца и Сына и Святаго Духа, что и донынѣ сохраняется. Къ завѣщательнымъ Грамматамъ владѣтельныхъ Князей прикладывались печати, какъ самаго завѣщателя, такъ и Митрополичья, и писывались онѣ при Свидѣтеляхъ {Архим. Грам. В. К. No 22 и 27.}. Къ нимъ бывали еще дополнительныя, и въ семъ случаѣ прежнія назывались большими {Тамъ же.}. Духовныя Грамматы сверхъ того называемы были душевными {Вивліоѳ. Ч. I, стр. 160, 165 и пр.}. По Тарханной Грамматѣ Ѳеодора Ивановича Псковскій Архіепископъ Геннадій имѣлъ право брать пошлины съ духовныхъ.
   10) Межевыя. На жалованныя Великими Князьями сыновьямъ своимъ или другимъ удѣльнымъ Князьямъ города и земля даваемы были межевыя Грамматы, въ которыхъ означались границы даннаго мѣста. Для межеванія посыланы были нарочно къ сему опредѣленные чиновники съ дьяками, что называлось: розъѣзжать границы {Тамъ же Ч. IV, стр. 84.}. Грамматы сіи носили еще на себѣ имя ободныхъ отъ обода (межа, окруженіе) {Грам. В. К. Василья Ивановича, данная Игумену Антоньевскаго Новогородскаго монастыря Геронтію, гдѣ она и теперь находится.}.
   11) Рядныя начинаютъ показываться около 1671 года {Вивл. Ч. I, Договоръ Новогородцевъ съ В. К. Иваномъ Васильевичемъ.}: онѣ имѣли силу долговаго обязательства, и капиталъ въ нихъ написанной взыскивался до пяти лѣтъ безъ процентовъ, а по прошествіи сего срока съ процентами {Судеб. § 140.}.
   12) Кабалами назывались обязательства, данныя свободными людьми заимодавцамъ своимъ, чтобы у нихъ служить вмѣсто процентовъ. Вольноотпущенные, по полученіи свободы, являли свои отпускныя въ Холопьемъ Приказѣ, гдѣ по оставленіи съ нихъ списковъ, писались кабалы, которыя всегда приклеивалисъ къ отпускнымъ, печатались боярами, скрѣплялись дьяками и по запискѣ въ книгу (записка сія началась еще при Царѣ Ѳеодорѣ Ивановичѣ съ 1597 года), отдавались господамъ, бравшимъ къ себѣ кабальныхъ холоповъ {Улож. Гл. XX, пун. 8, 9, 10, 12 и 15.}. Когда кабальному обязательству истекалъ срокъ; тогда холопъ, если не хотѣлъ остаться у прежняго господина, взявши свою отпускную, отходилъ въ кабалу къ другому {Тамъ же.}. Дѣти кабальныхъ холоповъ должны были также давать на себя кабалы {Улож. Гл. XX, пун. 50.}. Взимая съ крестьянъ кабальныя обязательства называемы были ссудными записями {Указатель Ч. II, стр. 561.}. Кабалы были: старыя до 1558 го и новыя записныя; съ 1585 го выдавались онѣ съ докладу Холопьего Суда; а съ 1586 го всѣ свободные люди, давшіе на себя старыя и новыя кабалы, вступали въ одинакія обязанности съ докладными холопами, то есть не могли болѣе отходить отъ господъ своихъ {Безкабально же позволялось имъ служить только шесть недѣль; но кто, прослужа полгода, кабалы на себя не давалъ, то отдавался въ кабалу насильно; со времени же Уложенья безкабально позволялось жить три мѣсяца, по прошествіи коихъ отъ Холопьяго Приказа господа въ правѣ были требовать кабалъ на служившихъ у нихъ людей; если же они неслужили у нихъ трехъ мѣсяцовъ, то отпускались на волю. Улож. Гл. XX, п. 16.}. Меньше пятнадцати лѣтъ имѣвшіе отъ роду, не могли на себя давать кабалъ {Тамъ же пунк. 20.}. Симъ именемъ назывались также закладныя и всякія заемныя обязательства {Судеб. § 151 и пр.}. 1558 года по кабаламъ деньги взыскивались въ пять лѣтъ, безъ процентовъ, въ каждой годъ по пятой части {Судеб. § 155.}; если же должники не въ состояніи были заплатить денегъ, то ихъ отдавали заимодавцамъ головою {Тамъ жe § 157.}, что и продолжалось до царствованія Алексѣя Михайловича, которымъ отдача головою людей большихъ чиновъ уничтожена, а по представленіи ко взысканію кабалы давалось послѣ сроку льготы мѣсяцъ и потомъ производилось взысканіе безо всякія пощады {Улож. Гл. X, пун. 264.}; стрѣльцовъ также не выдавали, а платили заимодавцамъ ихъ жалованья (по четыре рубли въ годъ) {Тамъ же пунк. 265.}; прочихъ же простолюдиновъ отдавали головою, обязывая ихъ до самаго искупа отправлять у заимодавцевъ всякія работы, получая за это плату: мущина по пяти рублей, а женщина по 250 коп. {Улож. Гл. Х, п. 266.} Заемныя кабалы сохранили свою силу до пятнадцати лѣтъ {Тамъ же п. 267.}; въ городахъ кабалы давались Воеводами и приказными людьми и губными старостами {Тамъ же Гл. XX, п. 72.} и въ нихъ вписывались примѣты {Тамъ же п. 76.}. По кабаламъ служили дѣти боярскіе {Судеб. § 145.}, но Царь Михаилъ Ѳеодоровичъ въ 1659 боярскимъ дѣтямъ, находившимся въ службѣ и верстаннымъ помѣстными и денежными окладами, а наконецъ Царь Алексѣй Михайловичь и неверстаннымъ боярскимъ дѣтямъ запретили безъ Царскаго повелѣнія идти въ кабалу {Указатель Ч. I, стр. 148, и Улож. Гл. 20 и 2.}. Къ симъ обязательствамъ относятся записи, которыя давали на себя холопы служить или по смерть, или на урочныя лѣта; отцы по записямъ дѣтей своихъ также могли отдавать въ услуженіе {Улож. Гл. XX, п. 44 и 45.}. Различіе кабалъ и записей состояло въ томъ, что по первымъ холопы вступали въ одинакія обязанности съ крѣпостными, а по вторымъ могли они посредствомъ договора приобрѣтать себѣ болѣе или менѣе выгодъ и свободы.
   15) Проѣзжія получались желающими ѣхать въ чужое государство, которое было съ Россіею въ мірѣ, для торговли или по другой необходимости; въ Москвѣ просили ихъ у самаго Государя, а въ городахъ у Воеводъ, которые безъ задержанія: обязаны были выдавать ихъ, подъ опасеніемъ взысканія за причиненной отъ такого замедленія убытокъ.
   Отлучавшійся изъ Россіи безъ проѣзжей Грамматы для какого нибудь дурнаго намѣренія подвергался смерти, а для торговли -- тѣлесному наказанію, чтобы инымъ не повадно было такъ дѣлати {Тамъ же Гл. VI.}. Прозжія Грамматы давались также посламъ {Россійc. Вивл. Ч. IV, стр. 318.} и чужестранцамъ {Указъ 1704 года.}. Образцемъ полной проѣзжей можетъ служить Граммата, данная отъ Петра Великаго Шереметеву.
   14) Полѣтныя означали отсрочку или увольненіе отъ платежа долговъ на нѣсколько лѣтъ; давались по повелѣнію Царскому. Царь Иванъ Васильевичь велѣлъ давать полѣтныя въ разсрочкѣ долговъ на пять лѣтъ тѣмъ, которые лишились въ пожарѣ домовъ {Судеб. § 89.}.
   15.) Льготными Грамматами дѣлалось облегченіе въ податяхъ или въ чемъ нибудь другомъ {Тамъ же § 45.}.
   16) Поручныя давались отъ знатныхъ людей какому нибудь Князю или Боярину, въ знакъ ручательства, что онъ вѣрно будетъ служить своему Государю, съ отвѣтственностію въ противномъ случаѣ опредѣленнаго количества денегъ: Грамматы сіи, писались при свидѣтеляхъ и скрѣплялись дьяками {Архим. Грам. В. К. No 99 и 100.}. Нѣкоторыя особы и сами на себя давали такія Грамматы, за подписаніемъ Митрополита {Тамъ же.}.
   17) Ввозныя выдавались на помѣстья, въ случаѣ потери подлинныхъ жалованныхъ Грамматъ и писаны были съ дозорныхъ книгъ {Улож. Гл. XVIII, пун. 5 и 104.}.
   18) Сыскныя. Кто просилъ себѣ въ помѣстье порозжихъ помѣстныхъ земель, тому для сыску о тѣхъ земляхъ давались сыскныя Грамматы {Тамъ же пун. 5.}.
   19) Откупныя. Всякія оброчныя статьи, питейныя дома, тамги, мѣны, рыбныя ловли и пр. отдавались на откупъ, изъ платы оброчныхъ денегъ, что и утверждалось откупными Грамматами, выдаваемыми изъ Приказовъ Печатнаго и Большаго Дворца, съ вычетомъ пошлинъ. Откупныя статьи были меньшія и большія: въ первыхъ сумма простиралась отъ одного рубля до шести, а во вторыхъ свыше; по первымъ, брались пошлины съ количества людей, а по вторымъ съ количества денегъ, Всякіе откупы отдаваемы были однимъ только посадскимъ людямъ и крестьянамъ волостныхъ и дворцовыхъ селъ {Тамъ же отъ пун. 21 до 31.}.
   20) Въ сотныхъ Грамматахъ, писанныхъ по писцовымъ и дозорнымъ книгамъ, дѣлалось расчисленіе, сколько каждая волость должна была платить Государевыхъ доходовъ {Тамъже пун. 54.}.
   21) Въ таможенныхъ назначалось, сколько платить пошлины таможникамъ {Русскія достопамятности Общества Ист. Древ. Рос. Ч. I, стр. 132.}.
   22) Охранные листы (Салвогвардіи) давались въ военное время для охраненія кого нибудь отъ, грабежа и отъ всякихъ обидъ: они прибивались у воротъ или на публичномъ мѣстѣ {Артикулъ воинскій Гл. III, арт. 23.}.
   23) Безопасная (салвъ кондуктъ) давалась отъ Государя или отъ Генераловъ ушедшему преступнику, которому опредѣлялось время на оправданіе, и до назначеннаго срока бѣглой свободно могъ являться къ суду и возвращаться назадъ, такъ что никто не смѣлъ остановить его, или нанести обиду, подъ страхомъ смертной казни {О процессахъ Гл. II, ст. 1, 2, 3, 4, 5, 6.}.
   24) Настольныя, жаловались Государями, Патріархами и Епископами духовнымъ особамъ, и содержали въ себѣ наставленія о сохраненіи обязанности, о поведеніи и о разныхъ преимуществахъ въ служеніи, какъ то: ими позволялось носить разныя шапки, кресты, панагіи, скрижали съ изображеніями и безъ оныхъ, трикиріи и дикиріи, рипиды, лампады, давалось право во время священнослуженія подстилать ковры, и пр. Въ Греческихъ восточныхъ церквахъ не было сихъ настоятельскихъ отличій, но въ западныхъ начались онѣ съ XI вѣка; въ Россійскихъ показались прежде въ Малороссіи, когда она была подъ властію Польскихъ Королей; а въ Великороссійскую церковь стали уже вводиться въ XVI вѣкѣ. Первому Архимандриту Троицы Сергіева монастыря Клевѳерію въ 1561 году Царь Иванъ Васильевичь и Митрополитъ Макарій пожаловали право совершать священнослуженіе въ шапкѣ съ деисусомъ и херувимами, съ набедренникомъ, полицею и съ двумя рипидами, а также съ нѣкоторыми обрядами Епископскаго служенія. Другимъ Архимандритамъ позволено служить: Пыскорскому въ 1691 въ бѣлой властелинской шапкѣ; Хутынскому въ 1608 въ Епископской; Чудовскому въ жемчужной; Нѣжинскому по Грамматѣ Митрополита Стефана Яворскаго въ многоцѣнной, еликомощно украшеніемъ сіяющей Подобныя сему украшенія были въ жезлахъ, осѣняльныхъ свѣщахъ, матіяихъ и пр., на что всегда давались настольныя Грамматы {Исторія Россійской Іерархіи, Къ симъ Грамматамъ можно отнести: Епатрахильныя и постихарныя, уничтоженныя указами 1765 Февраля 19, и Апрѣля 18.}.
   25) Благословительныя или благословенныя заключали въ себѣ благословеніе на какое нибудь духовное или церковное учрежденіе: однѣми позволялось построеніе церкви или придѣла {Грам. Патріарха Іоакима 1679 церкви: Троицы, что на Листахъ, у Сухаревой башни.}; другими благословлялась вседневная служба {Исторія Россійской Іерархіи Ч. III, стр. 300.}. Къ Царю Ѳеодору Ивановичу Константнуопольскій Пашріархъ Іеремія прислалъ также благословенную Граммату, за руками освященнаго собора, о считаніи Московскаго Патріарха пятымъ Патріархомъ, съ предоставленіемъ Россійскимъ Митрополитамъ и Архіепископамъ права поставлять его на Патріаршій престолъ.
   26) Позволительными и повелительными позволялось церковное строеніе; различіе ихъ въ томъ состояло, что первыя давались Государями, а вторыя Патріархами. Когда соборная церковь въ Ипатскомъ Костромскомъ монастырѣ отъ сильной бури (въ 1649 Января 09) распалась, то Архимандритъ Гермогенъ и Строитель Пафнутій просили у Царя Алексѣя Михайловича дозволенія церковь сію разобрать и построить вновь, на что и дана отъ него (въ 164 Марта 25) позволительная Граммата. Въ церкви же Троицы, что въ Вешняковѣ, придѣлъ Іліи Пророка построенъ стрѣльцами въ 1678 по Грамматѣ повелительной Іоакима Патріарха {При взглядѣ на одно названіе позволительныхъ и повелительныхъ Грамматъ, дававшихся по одному предмету, не льзя не замѣтитъ скромности Монарха и гордости Патріарха.}.
   

III. Смѣшанныя

   1) Четная заповѣдь. Подъ симъ названіемъ извѣстна одна только Граммата Царя Ивана Васильевича къ Шведскому Королю въ 1670 году, которою онъ укоряетъ Короля въ обманѣ и угрожаетъ войною.
   2) Торговая дана была Соловецкому монастырю, которою позволялась продавать безпошлинно тысячь пудъ соли; но въ 1555 она отобрана, а въ замѣну дана монастырю волость Сума съ двумя церквями и семнадцатью обжами земли.
   5) Похвальную Граммату послалъ Петръ Первый за вѣрность Новогородскому Дворянству изъ Троицкаго монастыря, гдѣ онъ скрывался вo время стрѣлецкаго бунта.
   4) Рекомендательныя и просительныя Грамматы, писанныя на Русскомъ и Латинскомъ языкѣ, даны были также Петромъ при отправленіи въ чужіе краи, для обученію дѣтей знатнѣйшихъ дворянскихъ фамилій.
   5) Увѣщательная послана была Петромъ Великимъ къ Астраханскимъ бунтовщикамъ, которые послѣ сея Царской милости пришли въ раскаяніе.
   Древнія государственныя Грамматы не въ большомъ количествѣ дошли до насъ: большая частъ договоровъ удѣльныхъ Князей погибла, какъ отъ нашествія Мунгаловъ и частныхъ сраженій съ Поляками и Литовцами, такъ и отъ собственныхъ междоусобныхъ раздоровъ. Богатая архива Кіево-печерской Лавры, гдѣ послѣ разоренія Батыева (Бату-Сачинъ Хана) собраны были Грамматы Великихъ Князей, Королей Польскихъ и Патріарховъ Константинопольскихъ и Рсссійскихъ, обратилась въ пепелъ отъ страшнаго пожара. Теперь мы имѣемъ небольшой остатокъ сихъ богатѣйшихъ источниковъ отечественной исторіи въ Архивѣ иностранныхъ дѣлъ перешедшихъ изъ Приказа Посольскаго, и они по рѣдкости своей тѣмъ болѣе намъ драгоцѣнны. Что касается до Грамматъ жалованныхъ, то въ нихъ мы гораздо богатѣе; ибо не только во всякомъ или почти во всякомъ монастырѣ онѣ находятся, но ихъ также отыскать можно у многихъ дворянскихъ фамилій, хотя нѣкоторая часть и сихъ Грамматъ сожжена Царемъ Ѳеодоромъ Алексѣевичемъ при истребленіи мѣстничества; обрядныя Грамматы рѣже, но объ нихъ болѣе встрѣчается историческихъ извѣстій. Для объясненія нѣкоторыхъ мѣстъ исторіи нашей, знаніе Грамматъ необходимо; а по сему желательно, чтобы не только скрывающіяся нынѣ въ неизвѣстности были изданы въ свѣтъ, но чтобы и самыя хранилища были отверзты всякому, желающему почерпать знанія въ самыхъ источникахъ.

Саларевъ.

-----

   Саларев С.Г. Описание разнаго рода российских граммат: (Окончание) / Саларев // Вестн. Европы. -- 1819. -- Ч.104, N 5. -- С.25-44.
   

Дополнительныя замѣчанія къ статьямъ о Русскихъ Грамматахъ, помѣщенной въ 4 номерѣ Вѣстника 1819 года.

   На стр. 273. Грамматы Новогородскія, которыя древнѣе всѣхъ донынѣ извѣстныхъ. Къ нимъ же можно отнести и недавно открытую Граммату В. К. Мстислава и сына его Всеволода, Новогородскому Юрьевскому монастырю данную между 1128 и 1132 годами. См. Вѣст. Евр. 1818 No 15 и 16.
   На стр. 285. В. К. Иванъ Васильевичъ въ 1539 Тарханною Грамматою Кадомской Мордвѣ далъ право несудимости отъ Князя Янзлыча. Граммата сія дѣйствительно дана В. К. Иваномъ Васильевичемъ; но въ Древней Россійской Вивліоѳикѣ ошибочно поставленъ (7047) 1539 годъ; сей Государь скончался въ 1505 году. По неимѣніюжъ подлинной Грамматы неизвѣстно, къ какому году отнести ее.

-----

   Дополнительныя замечания к статье о русских грамматах [С.Г.Саларева], помещенной в 4 номере Вестника [Европы] 1819 года // Вестн. Европы. -- 1819. -- Ч.104, N 5. -- С.80.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru