Саларёв Сергей Гаврилович
Мысли и наблюдения

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Мысли и наблюденія (*).

(*) Изъ новой книжки: Изображеніе Нынѣшнихъ нравовъ и нынѣшняго воспитанія. Москва 1816. Продается въ Университетской книжной лавкѣ.

   Для образованія ума нужны науки и искусства; для образованія сердца -- Религія, нравственность и примѣры. Проходя Исторію древнихъ народовъ, мы удивляемся чрезвычайнымъ ихъ успѣхамъ въ поезіи, витійствѣ и другихъ наукахъ, въ которыхъ мы не можемъ съ ними сравниться. Отъ чего же ето происходитъ! Не говоря о другихъ причинахъ, здѣсь можно упомянуть о способѣ ученія. Принявши въ образецъ Грековъ, мы видимъ, что ихъ существенное образованіе заключалось въ отечественномъ языкѣ; у нихъ не было обыкновенія учиться иностраннымъ языкамъ, и слѣдственно оставалось болѣе времени для необходимыхъ знаній.-- У насъ выходитъ совсѣмъ напротивъ: знаніе иностранныхъ языковъ сдѣлалось главнымъ предметомъ ученія. Чтобы хорошо знать словесность, должно хорошо Знать древніе языки; а для древнихъ языковъ должно употребить большую часть жизни: чтожъ мнѣ сказать о Французскомъ языкѣ -- единственномъ предметѣ нынѣшняго воспитанія? Онъ, такъ сказать, поглощаетъ всѣ прочіе предметы!-- Смѣшно бы опровергать было, что онъ безполезенъ; надобно разумѣть его, чтобы разумѣть знаменитыхъ писателей Французскихъ, пользоваться ихъ образцовыми произведеніями, ихъ открытіями въ разныхъ наукахъ. Но что заставляетъ насъ посвящать большую часть времени на то, чтобъ говорить на немъ какъ на своемъ природномъ, тогда какъ сіе время могло бы посвящено быть другимъ полезнѣйшимъ частямъ ученія?-- Если намъ говорить съ иностранцами!-- То почему же мы должны говорить языкомъ всѣхъ приѣзжающихъ къ намъ бродягъ Французскихъ, а не они вашимъ? Ахъ! если уже не польза, то хотя бы гордость народная образумила избранное общество наше!-- Случиться путешествовать? Но изъ тысячи одинъ будетъ путешествовать; къ тому же и тогда, почему должны мы учиться предпочтительно Французскому, а не Англійскому, не Нѣмецкому?-- Но мы со временемъ должны вступить въ Свѣтъ, быть въ кругу отборнаго общества --. говорить съ Русскими!-- Противъ сего нѣтъ возраженій!..

*

   Для совершеннаго образованія молодаго человѣка воспитаніе приводится въ концу, а часто и начало свое получаетъ въ чужихъ краяхъ: довольно сего, чтобы понять, какую тогда молодой человѣкѣ долженъ имѣть любовь въ своей вѣрѣ и въ Отечеству!-- Для образованія сердца его большею частію отпускаютъ съ нимъ наставника-иностранца: етаго также довольно, чтобы понять, какова должна быть его нравственность; словомъ сказать, онъ ѣдетъ въ чужіе краи человѣкомъ, а часто возвращается-животнымъ!...

*

   Смотря на Русскихъ живущихъ въ Парижѣ, и на Французовъ живущихъ въ Москвѣ, нельзя не удивляться совершенной между ними противоположности: Русскіе, обыкновенно большихъ фамилій, ѣздятъ во Францію; французы большею частію приѣзжаютъ къ намъ изъ бродягъ. Первые проживаютъ въ Парижѣ свои богатства; вторые наживаютъ ихъ въ Москвѣ. Одни, оставаясь во Франціи, занимаютъ отъ Французовъ характерѣ, безвѣріе и равнодушіе къ Отечеству; другіе, оставаясь въ Россіи, истребляютъ въ Русскихъ характеръ національной и привязанность къ вѣрѣ и къ Отечеству. Русскіе ѣздятъ учиться; Французы приѣзжаютъ учить. Одни ѣздятъ для того, чтобы позволять себя обманывать; другіе приѣзжаютъ обманывать!-- Гораздо выгоднѣе путешествовать къ иностранцамъ, нежели къ себѣ ихъ выписывать; сообщеніе (не говоря о политическихъ связяхъ) для того съ ними нужно, чтобы мы могли подражать ихъ полезнымъ учрежденіямъ и открытіямъ: во всемъ подражать вредно, но избирать предметы подражанія необходимо нужно для частнаго и общаго благосостоянія. Главное стараніе должно употребить на то, чтобы незанять ихъ нравовъ; всѣ государства для сохраненія бытія своего и величія должны сохранить свои національной характеръ и отеческіе нравы.. Привязанность къ старинѣ не произведетъ зла: она укрѣпитъ любовь къ Отечеству, къ вѣрѣ и къ законамъ; отъ нее зависитъ твердость привыченъ и постоянство характера. Какая нужда, что Китайцы по презрѣнію къ другимъ народамъ отстали отъ нихъ въ наукахъ; но они существуютъ четыре тысячи лѣтъ!-- Можетъ быть пройдетъ и еще же одна тысяча, и Китайцы все будутъ существовать, тогда какъ имя нѣкоторыхъ народовъ останется въ одной только Исторіи!

------

   [Саларев С.Г.] Мысли и наблюдения: Из новой книжки: Изображение нынешних нравов и нынешняго воспитания // Вестн. Европы. -- 1816. -- Ч.85, N 3. -- С.228-232.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru