(Hans Sachs) -- знаменитый немецкий поэт XVI века. Род. в 1494 г. в Нюрнберге. Отец его был зажиточным портным. Семи лет от роду он был отдан в "латинскую школу", что, однако, не дало ему классического образования. В 1508 г. он поступил в учение к сапожнику; к этому времени относится его первое знакомство с лирикой мейстерзингеров. По окончании учения он побывал в большинстве больших городов Германии. Г. Сакс принимал деятельное участие в реформационном движении и был одним из самых видных сторонников Лютера в южной Германии. Есть основание думать, что Г. впоследствии бросил свое ремесло и занимался исключительно поэзией, зарабатывая ею и деньги. В первых своих стихотворениях он называет себя "сапожником", в последующих -- "любителем поэзии". Он умер в 1576 г. в родном своем городе, где могила его существует поныне. Уже при жизни Г. пользовался не только глубоким уважением сограждан как человек, но и славой и широкой популярностью как поэт. Лишь в XVII веке, когда поэзия мейстерзингеров окончательно пала, померкла слава Г. Сакса и заменилась отрицательным, даже презрительным отношением к нему, всего резче высказавшимся в комическом эпосе "Hans Sachs" поэта Вернике (1703), в котором Г. Сакс служит типом плохого и смешного рифмоплета. Гете был первый, который понял высокое историческое и поэтическое значение Г. Сакса: но лишь с 1840-ых гг. этот взгляд может считаться установившимся в истории немецкой литературы. Современных ему немецких писателей Г. С. превосходит не только по количеству произведений, но и по богатому разнообразию их содержания. Они могут быть разделены на три группы: лирико-дидактическую, эпическую и драматическую. К первой принадлежат его стихотворения в духе и тоне мейстерзанга (всего 4275). В начале своей деятельности он берет сюжеты и мотивы преимущественно из св. Писания; впоследствии он значительно расширяет рамки мейстерзанга, вводя в него весь круг тогдашних знаний (см. Мейстерзанг). К той же группе должно быть отнесено одно из первых и наиболее популярных его стихотворений "Die wittenbergische Nachtigall" (1523), в котором он воспевает Лютера и его учение. С 1555 г. на первый план в творчестве Г. Сакса выступает так называемая "Spruchdichtung", характеризуемая более свободным стихосложением. Сохраняя в общем дидактическую окраску, "Spruchdichtung" включает, с одной стороны, эпические рассказы, частью серьезные ("Historie und Geschichte"), частью комического содержания ("Fabeln und Schwank"), с другой стороны, в нее входят трагедии, комедии и святочные фарсы. Драматическими эти пьесы могут быть названы только вследствие их диалогической формы; по существу они ничего общего с драмой не имеют. Это те же рассказы, только изображаемые -- для большей наглядности -- в лицах. И в "рассказах", и в "драмах" преобладает нравоучительная аллегория (разговор смерти с жизнью, добродетели со счастьем и т. п.); сюжеты для "трагедий" взяты из Библии, классических преданий, народного эпоса, сказок. Г. С. был очень начитан, и все, что он читал, переводилось им на стихи. Он писал обо всем, но в трагедиях и серьезных рассказах никогда сам не создавал фабулы. Больше самостоятельности заметно в его веселых рассказах и фарсах, где с особенной силой сказывается остроумие, юмор и глубокая житейская мудрость поэта. Материалом служили и здесь отчасти книжные, отчасти устные народные предания; но поэт нередко черпает непосредственно из окружающей его жизни, метко подмечая смешные стороны ее и создавая жанровые картинки, иногда в высшей степени важные в культурно-историческом отношении. Вводя в круг изображения все сословия тогдашнего общества, он наглядно, метко и вместе с тем добродушно характеризует их особенности. Всегда и повсюду рассказ ведет к нравоучению, формулируемому в конце пьесы. Из рассказов Г. Сакса самые характерные: "St. Peter mit den Landsknechten", "Schlaraffenland"; из комедий: "Die ungleichen Kinder Eve"; из святочных пьес: "Das Narrenschnei d en" и "Der fahrende Schüler im Paradies". Вся "Spruchdichtung" Г. С. составляет 1700 номеров, из которых 208 драм. По словам Гервинуса, "Г. С. был учителем народа в духе гуманизма, подобно тому, как ученые гуманисты были учителями юношества". Город Нюрнберг поставил поэту памятник в 1874 г. Многое из написанного Г. С. еще не издано (собственноручные рукописные сборники поэта хранятся в Цвикау, Дрездене и других городах). В 1867 г. "Litterarischer Verein" в Штутгардте предпринял новое издание всего напечатанного при жизни поэта; до настоящего времени появилось 14 томов. Более доступное издание избранных сочинений: "Deutsche Dichter des XVI Jahrhunderts; Dichtungen von Hans Sachs" (Лейпциг, 1883-1885). -- Лучшее издание всех святочных пьес: "Neudrucke deutsche r Litteraturwerke des XVI und XVII Jahrhunderts. Hans Sachs" (Галле, 1880-1887). --
ЛучшиебиографииГ. С.:
Ranisch, "Historisch-kritische Lebensbeschreibung Hans Sachsens, ehemals ber Эhmten Meistersängers zu Nürnberg" (Альтенбург, 1765);
Hoffmann, "H. Sachs, sein Leben und Wirken" (Нюрнбург, 1847);
Haupt, "Leben und dichterische Wirksamkeit des Hans Sachs" (Познань, 1868);
Lützelberger, "Hans Sachs" (Нюрнберг, 1876); Fleck, "Charakteristik der Poesie des Hans Sachs" (Дортмунд, 1882).
В "Deutsche National-Litteratur" (тома 20 и 21) помещены наиболее характерные произведения Г. Сакса и хороший биографический очерк Arnold'a.
Источник текста: [Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона]