В фондах Музея Островского хранится черная клеенчатая тетрадь, на первой ее странице рукой М. П. Садовского написано: "Отрывочные, не связанные между собой воспоминания актера Мих. Пр. Садовского". Несколько ниже другая запись:
"Эти записи начаты отцом в 1910 году, в год его смерти. Начаты они в январе -- умер он в июле. В эти месяцы у отца были два удара. Иногда память ему изменяла, но, как всегда бывает, более далекое он превосходно помнил.
Пр. Садовский".
Вышеприведенные слова написаны сыном М. П. Садовского -- П. М. Садовским.
Далее следует текст самого Михаила Прововича Садовского (1847--1910), артиста Малого театра, лично знавшего Островского.
В тетради записаны разные курьезные и комические случаи, анекдоты, остроты и т. д. Записи эти делались для памяти. Возможно, что Михаил Провович собирался впоследствии положить их в основу мелких рассказов или воспользоваться этими записями для своих мемуаров. Известно, что М. П. Садовский кроме сценической деятельности занимался и литературной работой. Его перу принадлежит девять оригинальных рассказов и двенадцать переводных пьес. В 1890 г. за литературные заслуги он был избран почетным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете (см. газету "Малый театр", 1939, 18 апреля, No 15), а в 1899 г. в Москве вышел двухтомник его произведений: М. Садовский. Рассказы. М., изд. журнала "Русский вестник", 1899.
Ниже приводятся выдержки из тетради М. П. Садовского, касающиеся только А. Н. Островского. В конце последнего очерка указано: "(От А. Н. Островского)", т. е. об этом эпизоде Садовскому рассказал сам драматург.
Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее Островского, -Р-524, лл. 21, 23, 23 об., 34 об. 4
Публикуется впервые.
Когда А. Н. Островский написал "Лес", то Чистяков1 рассказывал:
-- Мы ведь с ним старые приятели, пришел я к нему и опрашиваю, правда ли, что он написал пьесу из актерской жизни? Правда, отвечал тот. Я и говорю, что быт актерский мне известен как свои пять пальцев и что я вставлю от себя кое-какие слова; он обнял меня и сказал: "Петя, вставь!"
Обедали мы как-то с А. Н. Островским в Купеческом клубе; подошли к столу с закуской пить водку; я, проглотив рюмку, по привычке понюхал кусочек черного хлеба; А. И. Дюбюк2 мотнул на меня головой и сказал Островскому:
-- Вот до чего, подлецы, допились, -- забыли, чем хлеб пахнет.
А. Н. Островский был обуреваем какой-то странной уверенностью в обстоятельства или в предмет, которых вовсе не существовало. Раз играем в карты (Александр Николаевич, Музиль, Бурдин3 и я). Александр Николаевич засдался; собрал колоду и говорит сыну:
-- Сережа4, подними карту с полу.
-- Никакой карты на полу нет, -- отвечал тот.
-- Под столом.
-- И под столом нет.
-- Просто ты засдался -- говорит Бурдин -- сдай сначала.
-- Да я никогда не засдаюсь!
-- А ты все-таки сдай.
Александр Николаевич сдал, и вышло верно; после большой паузы он со вздохом сказал:
-- Ну, уж со мной какие-то чудеса стали делаться!
В знаменитой кофейне Печкина А. Н. Островский играл с кем-то на биллиарде, а за столом сидел рыбник Мочалов с каким-то купцом. Они долго и горячо спорили, наконец Мочалов сказал своему собеседнику:
-- Чем нам без толку шуметь, пойдем к Александру Николаевичу, он нам окажет наверное.
Подошли. Александр Николаевич положил кий и спросил:
-- В чем дело? Об чем вы?
-- Об "Горе от ума"; спорим об том, -- была Софья Павловна в связи с Молчаливым или нет?
-- А Софья Павловна барышня из хорошего дома?
-- Вполне.
-- Так пристало ли об хорошей барышне говорить такие вещи, да еще в трактире?
Хохот и шампанское.
1 Чистяков -- артист провинциальных театров.
2 Дюбюк Александр Иванович (1812--1898), композитор, пианист, профессор Московской консерватории.
3 Музиль Николай Игнатьевич (1841--1906), артист Московского Малого театра; Бурдин Федор Алексеевич (1827--1887), артист Александрийского театра в Петербурге.
4 Островский Сергей Александрович, сын драматурга.