Розанова Ольга Владимировна
Супрематизм и критика

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


Ольга Владимировна Розанова

Супрематизм и критика

   Бездарный художник сидит и выдумывает, как бы ухитриться написать картину, какие бы формы взять, чтобы не показаться устарелым или новизной критиков не раздражить: они этого не любят.
   И псевдотворческий путь бездарности чертит осторожную кривую...
   Осторожность -- самый типичный признак бездарности. Ее лакейское клеймо. А критики смотрят -- не нарадуются: "Вот, говорят, -- культурный художник!"
   Творчество -- величайший акт презрения ко всему, что извне и изнутри нас, к очевидности, и величайший акт внимания к тому, что намечается, грядет.
   Творит только тот, кто предчувствует себя новым, не похожим ни на что.
   Чтобы дать гениальное, нужны наличность величайшей остроты сознания реального и исключительная сила воли для того, чтобы, отрекаясь от прошлого, не смешать его ложного, одряхлевшего образа с возникающим новым.
   Гениальное -- удельный вес того, что есть подлинная жизненность.
   Критика больше всего боится того, что "ни на что не похоже".
   Она оперирует старым материалом, сидя в покойном кресле с высокой спинкой.
   Самое большое удовлетворение в творчестве -- быть ни на что не похожим.
   Самое острое состояние -- возмущение изжитым.
   Меняется не только техника, меняется эстетическая психология в целом, но критики этого сразу никогда не замечают. Они путаются в деталях различий и аналогий, прилаживая новое к старому, никак не могут получить ничего целого.
   "Если бы такой-то да поучился немного у другого, да заимствовал кое-что у третьего, из него бы толк вышел!" Вышел бы "культурный" художник!
   Но бывает безвыходное положение у критиков, когда им приходится, делая умное лицо, говорить или писать о том, в ни черта не понимают.
   О футуризме болтать можно.
   Последняя точка над i, разлом старого мира, но еще не выход из его рамок.
   Правда, целого человека в картине не найдешь, но можно обрести какую-нибудь из конечностей и на ней отвести душу.
   Попробуйте-ка с супрематизмом! Ни руки, ни ноги! Квадрат в пространстве!
   Без указания на его отношение к законам тяготения!
   И для чего это понадобилось писать такие вещи?! Таких вещей ни за границей, ни у Сергея Ивановича Щукина.
   Такие вещи ни на что не похожи!
   И критики важно и авторитетно заявляют, что это-де не совсем искусство. Это -- "лабораторные опыты".
   Но полной уверенности в своих словах у них уже нет -- чувствуют победу за новым искусством, да и публика стала как будто не та: начинает больше верить художникам.
   Обругаешь, да, не ровен час, придется взять свои слова обратно.
   Критика только этим, собственно говоря, и занималась.
   Прокуратура, а не критика.
   Были ли такие случаи, чтобы наши критики сразу оценили и поддержали выдающееся и самобытное дарование или направление в нашем искусстве?
   Заморское им импонирует.
   И стыдно смотреть на это отсутствие такта и самоуважения, с которым они забегают перед Западом и оплевывают или умалчивают обо всем том самобытном, чем ценно наше родное искусство.
   Товарищи критики, хорошо бы вам быть самим на себя непохожими!!!
  

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

   Впервые: "Анархия", 1918, No 86. Источник: Гурьянова Н. А. Ольга Розанова и ранний русский авангард. -- М.: Гилея, 2002. -- С. 204--205.
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru