Розанов Василий Васильевич
Ключевский

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    (К 75-летию со дня рождения)


   

В. В. РОЗАНОВ

Ключевский
(К 75-летию со дня рождения)

   В. О. Ключевский: pro et contra, антология
   СПб., НП "Апос­тольский город -- Невская перспектива", 2013.
   
   ...Читал весь вечер Ключевского -- о Лермонтове, Нартове, Петре Великом, "Недоросль" Фонвизина и проч. И опять удивлен, и опять восхищен.
   Что за ум, вкус и благородство отношения к русской истории. "Оглядываясь кругом" (литература, печать) -- думаю, что это -- последний русский ум, т. е. последний из великих умов, создавших от Ломоносова до него, вот Ключевского, славу "русского ума", славу, что "русские вообще не глупы". Ибо теперь, в настоящее время, русские решительно как-то глуповаты. Плоски, неинтересны.
   Ключевский -- полон интереса.
   Историки до него, как равно и современные нам теперь, кажутся даже и не историками вовсе. Кажутся каким-то "подготовительным матерьялом". Он есть, в сущности, первый русский историк. Но мне хочется, от пресыщенности удовольствием, назвать его и "последним историком". Отвертывая страницу за страницей, учась из каждой строки, думаешь: "Лучше -- не надо". Я даже не хочу, чтобы "лучше Ключевского объяснили историю": я хочу, чтобы ее непременно объясняли и чувствовали, как Ключевский.

* * *

   Даже удивительно, каким образом в такое пошлое время, как наше, мог появиться такой историк. Это его сохранила Троице-Сергиева лавра (долго был там профессором, до приглашения в университет), да (прости добрая память, если ошибусь в имени) Евпраксия Ивановна1. Говорят, он очень любил свою старушку. Во всяком случае, за Ключевского мы обязаны 1) Церкви, 2) Сергию Радонежскому2, 3) Евпраксии Ивановне и 4) студенческой богеме, массе этих "нечесаных", которых он очень любил (рассказы).

* * *

   Ключевский -- весь благороден. Как он пользуется везде случаем сказать уважение о Болтине, Татищеве и пр. (своих предшественниках).

* * *

   Фигуру его на кафедре я помню... Как сейчас... Она вся была прекрасная. Голос писклявый и смешной (бабий). Вертится (двигается) на кафедре... Ни о чем не думает, о слушателях не думает... Творит. И он творил, как соловей. Как соловей, "с мудростью человека в нем", т.е. как вещая птица.
   Мне кажется, если сказать, что Ключевский был "русский историк", то этого недостаточно. Место его выше. Мне сейчас хотелось сказать, что его место "в литературе": но, в сущности, и этого он выше. Его место среди "замечательных русских людей", или -- вооружимся классицизмом -- "среди достопамятных людей земли русской"... Это одна из фигур длинного ряда, начатого Ярославом Мудрым, Иоаннами и Василиями, Артамоном Матвеевым, Ордын-Нащекиным, Нартовым, Екатериною, Фонвизиным и Новиковым3, Пушкиным, С. М. Соловьевым и -- им, Ключевским.
   Это -- создатели Русской Земли. Ключевский именно не "написал русскую историю", но создавал самую русскую землю,-- орудием чего избрал курс лекций.

* * *

   Как мало мы от него воспользовались! О, какое бедствие (профессора мне казались недоступными), что я не "попил у него (студентом) чайку"! бесконечное бы заприметил в нем. Как (студентом) мне всегда хотелось пойти к профессору ("боги"). Но боялся. Ведь не помнил хорошенько латинских спряжений. "С такими-то сведениями пойду"...
   Вдали моей юности какие это три столпа: Буслаев, Ключевский, Тихонравов. Самый рост их и вся фигура как-то достопримечательны и высокодостойны. Теперь я таких людей (фигурою) не вижу. Обыкновенные.
   Но договорю: самое слово его (стиль, слог) прекрасны, т. е. везде в уровень с предметом. Он не "отстает от тем", хотя темами этими были Лермонтов, Пушкин, Петр. Говорит он везде, как "господин дела". Нет, "господин" к нему не идет: говорит как друг и отец, как "верноподданый" великих государей своих и как сописатель писателей (о Лермонтове, о Пушкине4, о Фонвизине). Он еще не побежал тою "воющею собакою" около трона,-- тем клеветником около сословий и исторических лиц, впечатление чего дают последующие "историки и публицисты", все эти Бильбасовы, Пыпины, Стасюлевичи, Лемке5,-- и сколько их там еще есть...
   Несчастные...
   Но Бог с ними...

* * *

   Его место в рядах классической русской литературы, классических русских умов, поскольку проявлением ума своего они сделали не поступок, а -- слово. Между Карамзиным, коего больше не читают (и читать невозможно), но на неговорящий памятник никогда не перестанет оглядываться всякий благородный русский человек, как бы далеко ни укатилась наша история и разнообразно она ни покатилась,-- и между Львом Толстым с его постоянною (удачною или неудачною -- другой вопрос) заботою о нравственном воспитании русского народа, возле "нашего наставника" Крылова6, певца -- Кольцова7 и его (Ключевск.) семинарская тень. Не смейте улыбнуться. Без "семинарии" русская история не полна и однобока. Упрямо и могуче топнув, он сказал: "Семинария -- не нигилизм. Семинария -- не Чернышевский"8. Те были неучи, чего обо мне никто не скажет. Талантом я не убожее Чернышевского, и прыткости во мне не меньше, а ученостью, знанием и наукою я богаче, не только всего "Современника"9, но и кумиров его -- Бокля, Дрэпера10 и какие там еще есть. Семинария -- не нигилизм, и в Славяно-греко-латинской академии11 выучился Ломоносов.
   Семинария имеет золотое в себе зернышко, золотую пшеничку, идущую от Иоаннов Златоустов, от Савватиев и Зосим12 и всех праведников Русской Земли. Нет, больше того: и не это еще -- главное. От самого Иисуса Христа, пришедшего грешные спасти, хранится в семинарии луч, и он хранится только в семинарии, в университетах его нет, в Петербурге он погас, погас в чиновничестве и придворной жизни. Но этот дрожащий вечерний луч -- он греет всю Землю Русскую, он просвещает всех,-- и это одна Церковь напоминает на литургии каждый день:

Свет Христов просвещает всех.

   Вот, господа. И этому лучу я остался верен. Пришел в университет -- и верен; избран в ученые академики -- и верен. Прославлен в печати, в журналистике -- и все-таки верен. И не отрекаюсь и не хочу отрекаться от темной, заскорузлой, с гречневой кашей -- семинарии, которая "при всей гречневой каше" одна тем не менее стоит не колеблющимся стражем у:
   
   Бессмертия души
   Загробной жизни
   Памяти Бога
   Совести человеческой,
   
   Без чего вообще у вас,-- и в журналах, и у Боклей, и в придворной жизни, и у чиновничества,-- рассыпается все мелкою крупою, которую расклевывают воробьи. Верен и аминь.

* * *

   Хорошо теперь Василию Осиповичу. Пошел он со своей бороденочкой и дьячковскими волосами, ковыляющей походкой, "на тот свет", не сняв даже мундира своего "Ведомства". Идет, ничего не думает, точно читает свои "столбцы" (мелкое письмо XVII-XVI века,-- разных "приказов"). Без ответа и без страха, с одними столбцами. И встречает его Господь Иисус Христос словами: -- Верным тебя послал, верным ты возвращаешься. Иди, сын Мой возлюбленный, семинарская голова,-- вот тебе и куща заготовлена, и давно дожидается там тебя твоя спутница... Видишь, сияет вся, что остался верным ее друг, и оба вы, верные Мои, теперь загоритесь вечными звездочками на северной части Моего неба, в странах православных и русских.
   

КОММЕНТАРИИ

   Печатается по: Колокол. 22.1.1916. No 2908. Подпись: В. Ветлугин.
   
   Розанов Василий Васильевич (1856-1919, Сергиев Посад) -- русский религиозный философ, литературный критик и публицист.
   
   1 Ключевская (урожд. Бородина) Анисья Михайловна (1837-1909) -- жена В. О. Ключевского. В. В. Розанов путает имя жены Ключевского.
   2 Сергий Радонежский (ок. 1314-1392) -- святой Русской православной церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой. Ему посвящена работа Ключевского "Значение Преподобного Сергия для русского народа и государства" (Богословский вестник. 1892. No 11)
   3 Ярослав (Владимирович) Мудрый (ок. 978-1054) -- великий князь Киевский (1016-1018, 1019-1054); Иван I Данилович Калита (1283-1340), Иван II Иванович Красный (1326-1359), Иван III Васильевич (Великий) (1440-1505), Иван IV Васильевич (Грозный) (1530-1584) -- московские великие князья и цари; Василий I Дмитриевич (1371-1425), Василий II Васильевич (Темный) (1415-1462), Василий III Иванович (1479-1533) -- московские великие князья; Матвеев Артамон Сергеевич (1625-1882) -- русский государственный деятель, боярин, дядя Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра I; Екатерина II (1729-1796) -- русская императрица с 1762 по 1796 г.; Нартов Андрей Константинович (1693-1756) -- русский ученый и механик; Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич (1605-1680) -- русский государственный деятель, глава Посольского приказа; Новиков Николай Иванович (1744-1818) -- русский просветитель, общественный деятель, журналист, издатель. Ключевский посвятил ему статью "Воспоминания о Н.И. Новикове и его времени" (Русская мысль. 1895. Кн. I).
   4 А. С. Пушикину В. О. Ключевский посвятил несколько работ: "Речь, произнесенная в торжественном собрании Московского университета 6 июня 1880 г., вдень открытия памятника Пушкину", которая впервые была опубликована в журнале "Русская мысль" (1880. Кн. VI) и в том же году в книге "Венок на памятник Пушкину" (СПб., 1880). 1 февраля 1887 г. Ключевский прочитал в "Обществе любителей российского словесности" доклад "Евгений Онегин и его предки", опубликованный в журнале "Русская мысль" (1887. Кн. II), а 26 мая 1899 г. в связи со столетием со дня рождения А. С. Пушкина Ключевский произнес в торжественном заседании Московского университета речь "Памяти А. С. Пушкина", которая впервые была опубликована лишь в 8 томе "Сочинений" В. О. Ключевского (М., 1959).
   5 Бильбасов Василий Алексеевич (1838-1904) -- русский историк и публицист, автор трехтомной "Истории Екатерины II", редактор либеральной газеты "Голос", приват-доцент Петербургского университета, профессор Университета св. Владимира в Киеве; Стасюлевич Михаил Матвеевич (1826-1911) -- русский историк и общественный деятель, редактор-издатель журнала "Вестник Европы" (1866-1908); Лемке Михаил Константинович (1872-1923) -- русский историк и журналист, издатель сочинений Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена и др.
   6 Крылов Иван Андреевич (1769-1844) -- русский поэт-баснописец и переводчик, академик (1841).
   7 Кольцов Алексей Васильевич (1809-1842) -- русский поэт.
   8 Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889) -- русский мыслитель, публицист революционно-демократического направления, литературный критик и писатель.
   9 "Современник" -- литературный и общественно-политический, основанный А. С. Пушкиным в 1836 г. и выходивший до 1866 г. под разными редакциями; с 1847 г. журналом фактически руководил Н. А. Некрасов, привлекший к редактированию в 1853 г. Н.Г. Чернышевского, а в 1856 г. Н. А. Добролюбова.
   10 Бокль Генри Томас (1821-1862) -- английский историк, автор "Истории цивилизации в Англии"; Дрэпер (Дрейпер) Джон Уильям (1811-1882) -- американский ученый, историк и философ позитивистского направления, автор двухтомной "Истории умственного развития Европы" (1862).
   11 Славяно-греко-латинская академия -- первое высшее учебное заведение в России, открытое в 1687 г. Просуществовала до 1814 г.
   12 Савватий Тверской (ум. ок. 1434) -- святой Русской православной церкви, основатель Савватьевского монастыря под Тверью, закрытого в XVIII в.; Савватий Соловецкий (ум. 1435) -- преподобный Русской православной церкви, основатель Соловецкого монастыря; Иоанн Златоуст (ок. 347-407) -- архиепископ Константинопольский, богослов, один из отцов Церкви; Зосима Соловецкий (ум. 1478) -- святой Русской православной церкви, основатель Соловецкого монастыря; Зосима (XV в.) -- иеромонах Троице-Сергиеева монастыря, автор сочинения "Книга, глаголемая Ксенос, сиречь Странник диакона Зосима о пути иерусалимском до Царяграда и до Иерусалима"; Зосима (Захария Васильевич (Богданович) Верховский (1768-1833) -- преподобный Русской православной церкви, основатель Туринского Николаевского монастыря и Троице-Одигитриевской Пустыни.
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru