Снова в сознании и в чувствах народных рождается Предвечный Младенец, - рождается в вертепе, т.е. в пещере, куда на ночь сирийские пастухи загоняли свой скот, охраняя его от хищных зверей. Снова приходят поклониться Младенцу и Богу сперва пастыри, т.е. пастухи окрестных стад; и затем приносят Ему дары, золото и благовонные смолы "волхвы с Востока", - дары, знаменующие и священническое, и царское служение рожденного Младенца. Так в этих чертах, и простых и народных, говорящих что-то "свое" и "родное" каждой бедной хижине, - и вместе в чертах небесных и религиозных, уже предрекающих будущие звоны христианских церквей, родился наш Христос, научивший людей и народы новой истине, новой правде; родился Тот, Кто возвестил всем новый закон благодатного существования.
"Свое", "родное" говорит каждой хижине Рождество Христово. Никакие царства и никакие власти, никакие обширные и новые законы, требующие от человека повиновения и говорящие ему языком приказания, - не могли бы внести и не вносят того внутреннего содержания, того сердечного говора, какой принес людям Рожденный Младенец. Здесь разница и разделение религии от царств. И здесь причина, что все царства и власти склоняются перед религиею, ибо даже для них-то, для этих царств, религия дает больше царственного и законодательного, чем сколько они содержат в себе. Религия дает внутреннее убеждение, собственное влечение человека следовать лучшему, благороднейшему, человечному. Навстречу закону, суровому и внешнему, с его тоном приказания, - и раньше, чем он умел приказать, - религия вызывает порывы в самом человеке, не только совпадающие с законом, но и дающие "благодатную прибавку". Никаким законом и никакими его строгостями нельзя бы вызвать того сияния подвига и добрых дел, какими бывает наполнена, - и до сих пор часто, не говоря о ранних веках христианства, - жизнь деятельного и порывистого христианина. "Христа ради" - это относится не до одних нищих... "Христа ради" воздвигаются больницы. "Христа ради", через сборы по копеечке, воздвигнуты все наши храмы. "Христа ради" льется и льется добро из щедрых рук в руки неимущие, - и этот поток до сих пор, через 1900 лет после рождения Божественного Младенца, так велик, обилен и энергичен, что говорить об "угасании христианства" могут только больные языки, покрытые струпьями, и могут только больные изнеможенные совести, задыхающиеся в собственном эгоизме. А говорят многие, и говорят с радостью о "падении религии вообще" и, в частности, об "изношенности и потускнении христианства", - радуясь, что "исчезают предрассудки и суеверия". Но народ им не уступит "своего" и "родного", о чем мы сказали выше. Толща народная хорошо знает, что светская безрелигиозная филантропия оставит их голыми на снегу, что она из тысячи накормит только одного, - не будь народного движения сюда "Христа ради", не будь в самой толще народной порыва делиться с соседом, кормить неимущего, - не ради себя и не ради своей человечности, не ради своего образования и учености, но "ради Христа", Который жертвою за человечество научил и каждого жертвовать для человечества.
И тысяча девятьсот лет не истощился этот поток. Померкли царства и силы, сколько республик пало и монархий разрушилось! - а поток христианских чувств и сила благотворения его не пала; и никто не спрашивает: "Скажите, где же проявление христианского добра?" Оно - везде, добрый читатель, - умей только смотреть; оно в самом тебе, даже если ты отрицаешь христианство, потому что ты уже смотришь совсем новым глазом на человека, на бедняка или больного. И этот новый взгляд или, точнее, этот новый глаз рожден в тебе Христом и христианством, воспитан в тебе церковью и молитвою в родительском дому: ибо об этом ничего не говорит тебе алгебра с геометрией, не говорят филология и медицина, не говорили тебе школьные учителя, торопливо занятые совсем другими предметами и иными темами. Но, как сосуд с дорогим миром долго еще сохраняет аромат мира после того, как из него исчерпано или из него выплеснуто на землю миро, и даже черепки разбитого сосуда долго пахнут тем же, так точно отвернувшийся от церкви и христианства безбожник долго еще сам остается христианином, останутся христианами даже его дети, что бы ни говорил их язык. И настоящий холод безбожия появится только в третьем поколении, когда "пройдет уже все"... Но до такого ужаса никогда не допустит народы Младенец, рождение Которого мы сегодня празднуем.
Христианство - теплота, всемирная теплота. Колыбель - тоже теплота. И ясли, и Младенец в них - все теплота. В противоположность холодному, бездушному буддизму, в противоположность формальному Моисееву законодательству с его мстительным "око за око и зуб за зуб" и с фарисейским разделением людей и даже предметов на "чистые" и "нечистые", - Христос принес на землю благодатное царство, где погашена мстительность и где все "нечистое" освящено благодатью и сделалось чистым. "Не греет ли солнце добрых и злых", не "светит ли оно равно добрым и злым", изрек Христос: запас добра и сила добра, которое принес на землю Божественный Младенец, были столь велики и обильны, что Тот, Кто изрек это слово о солнце, замыл даже рану разделения вещей и людей на добрых и злых, на чистых и нечистых. О, не для того, чтобы попустить зло и нечистое: но чтобы самое зло и нечистоту обратить к Богу, повернуть к Богу, повернуть к правде и очищению. Христос именно победил кривое и лукавое, нисколько с ним не согласившись и ни в чем ему не уступив. Он исцелил, исправил, - а не смежил глаза на существенную разницу между добром и злом. Но Он оставил "огонь неугасимый" последних дней для всего, что и после Его учения и Его образа останется упорным, косным и холодным.
Христианство - защита народная, Христос есть заступник народный. Никогда, никогда народ не отступится от этой защиты своей, никогда он не отойдет в сторону от своего Заступника. Мелкая и неумная школа и некоторые обезумевшие семьи рубят под собою корень, пренебрегая религиозным воспитанием детей, и само пастырство тоже сушит этот корень формальным и внешним исполнением своего благодатного долга и в школе, и в семье. Но 1900 лет держится корень и еще свеж. Немалое время! - и оно крепит в нас надежды. Пройдут безумные дни, все опамятуются и поймут, что нет воспитания без "закона Божия", нет благодатного роста детей без молитвы, без поставленной в церкви восковой свечи, без всего круга забот и мыслей, нить которых начинается в церкви, а оканчивается на далекой орбите нашей целокупной деятельности гражданской, служебной, всяческой.
Но, забывая об отрицательных и кривых явлениях душевной и общественной жизни, кончим - обращаясь к добрым. Скажем слово тем, кто верен Христу и христианству, верен Церкви. Пусть смело и твердо стоят они на этом камне: не смоет его цивилизация, не подмоют его науки, ибо этот камень сам их утверждает и все на нем держится. На правом камне стоите вы, правые и лучшие люди Руси. Только не забывайте: ведите непременно детей ваших к церкви в этот день, приобщайте их морю народному и морю веры народной. Детские впечатления - на всю жизнь. Это относится к возможному небрежению, так распространенному на Руси: будьте бодры и внимательны эти дни, ибо ничто так не воспитывает детей, как правильно вошедший в их душу смысл праздника. Но затем, оставляя рассудительность в стороне, - сами и вольной душой отдайтесь этому празднику; и, помня, что во всем году "Рождество Христово" и связанные с ним "святки" есть главный и единственный семейный праздник всея Руси, - не кидайте драгоценных дней на пустые визиты, светские удовольствия, не спешите в театры и вообще на внешние удовольствия, а старайтесь проводить их лучше дома, делясь душою и мыслью с семьей своей, которой ведь вы по обязанностям службы и всяческого вообще труда - так мало принадлежите, в сущности. Святки - годовой миг воскресенья семьи, или ее оживления, тех счастливых ее дней, когда все "в сборе" и "дома". Вот этим "в сборе" и надо воспользоваться, это "дома" надо разработать, украсить узором игр и забав, чистых, веселых и простодушных. Напомним, что у нас есть (т.е. продается везде) превосходный большой труд - "Святочная хрестоматия" Швидченка, где родители и взрослые дети найдут все, что в праздник нужно, в смысле умного развлечения. Тут и народные всевозможные песенки, и игры, и маленькая пьеска для домашнего спектакля. Книжка и собрана (из поверий всех народов), и написана в целях именно дать русской семье невинное и вместе образованное развлечение на дни Святок!
Ну, с Богом! Здравствуйте все, помните бедных и что-нибудь им уделите в праздник! И сами не забывайте Бога и простодушной русской веселости.
Впервые опубликовано: "Новое время". 1913. 25 дек. No 13575.