Розанов Василий Васильевич
Закржевский о Конст. Леонтьеве
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1912
Обновлено: 28/08/2020. 13k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Публицистика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Розанов В. В. Собрание сочинений. Признаки времени (Статьи и очерки 1912 г.)
М.: Республика, Алгоритм, 2006.
ЗАКРЖЕВСКИЙ О КОНСТ. ЛЕОНТЬЕВЕ
В Киеве издается очень недурной еженедельный журнал "Огни", хоть несколько противоборствующий разливу в "матери городов русских" еврейской крикливой и бесстыдной печати. В нем по поводу вышедших трех томов "Собрания сочинений Константина Леонтьева" напечатана вдумчивая статья г. Александра Закржевского, автора двух книг о Достоевском. Г-на Закржевского вообще мы можем отметить как редкое явление польского писателя, отдающего весь энтузиазм русскому духу, русской культуре, русской (хочется сказать) тайне. Вот что он говорит о Леонтьеве,
--
издание которого, кстати сказать, судя по отзывам в книжных магазинах, получает успех:
"Удивительно, сколько еще никому не известных кладов хранит в себе Россия! Творят они в одиночестве, в одиночестве пребывают,
--
и знают о них лишь одинокие и такие же страдающие, никем не понятые люди, как они сами... При жизни никто о них не знал и они не были никому нужны... Впрочем, это участь общая для всех истинно глубоких художников; улица подхватывает и превозносит лишь то, что годится для улицы, а алмазы сохраняются за семью печатями до тех пор, пока случай не вытащит их на поверхность жизни... Все обаяние Леонтьева, вся его красота именно в том и заключается, что он заявил неслыханное дерзание: пошел вразрез со своим временем, с господствующими идеями, с догматами, с традициями
--
во имя своей личной свободы, которая непонятна стаду и тем, на устах которых слово "свобода" звучит так же привычно, как, напр., слово "автомобиль".
* * *
Леонтьев восстал против той нивелировки личности и общества, которую обещает революция; он восстал против
обещаний
революции, а не только против ее эмпирической действительности. Памятно его слово: "Нужно отделять военные успехи революций от их же
штатских последствий".
В самом деле, пока революция воюет
--
она героична, красива, интересна. Но едва она победила, и везде, где победила,
--
она обнаруживает такое
плоское существо свое,
такую
мизерную душу в себе
--
что воротит душу. Социализм, который собрал в себе все задачи и загадки революции, с его перераспределением богатства и работы,
--
и только,
-- есть та же самая "буржуа
зия", которую мы переживаем, но буржуазия обобщенная и доведенная до апогея.
"Grand bourgeois"
--
"petits bourgeois"
{
"Крупная буржуазия"
--
"мелкая буржуазия"
(фр.).
}
--
вот разница между "теперь" и "в будущем".
"Все
буржуа",
--
"некоторые
все-таки
не
буржуа", вот различие между потомками нашими и нами. Рабочий тянется к некоторому достатку и обеспеченности: это справедливо и основательно, это, наконец, прекрасно
в себе самом;
но когда нас учат, что и ангелы на небесах молят Бога только "О пенсии на старость для рабочего", что и фараоны, и консулы, и короли вращались единственно около "социального вопроса", не зная, как разрешить его, и погибли оттого, что не разрешили,
--
что Ромео и Юлия любили друг друга на почве "обеспеченного состояния" и без этого "обеспеченного состояния" никогда бы не полюбили один другого: то это становится до того противно и скучно, это до того ложно и извращенно, что сама
истина рабочего вопроса
тонет в бессмыслице. Вопрос "о рабочем", доведенный до абсолюта,
--
самовзрывается; становится ненавистен и презренен. И чувствуется, что именно социализм-то и будет для рабочего гибелен: как короли погибли в формуле
"l'Иtat c'est moi"
{
"Государство
--
это я"
(фр.).
}
,
рыцарство
--
в гидальго из Ла-Манча и смиренный и
нужный
чиновник погиб во
всевластии
бюрократии. "Самодержавный рабочий" так же точно провалит
вообще весь рабочий вопрос:
он явит миру не теперешнее страдальческое лицо свое, вызывающее всеобщее сочувствие, а лицо крошечного
буржуа
же, но со всемирными претензиями, давящее на все, что повыше его, получше его, что подревнее его, что духовно, физически и социально аристократичнее его. Увы, как и во всем, как в
сегда, рабочий гонимый и отверженный превратится в рабочего гонителя и отвергателя, но в гонителя уже без тех "задерживающих центров", какие для духовенства содержались в Евангелии, для королей
--
в "благе народов", для аристократии
--
в напоминании о том же "народном благе". Спрашивается, о
чем
и
что
напомнит "пролетарию-самодержцу", когда история его
началась
с забвения всего до себя и
состоит
в забвении всего до себя?! И вот этот господин, поистине без границ и поистине без удержу, но с душонкой в три копейки, с самолюбием фараона, но уже без жрецов и воинов около себя, сам весь деревянный и соломенный,
--
сгорит как масленичная кукла, которую после шести дней блинов отвозят в мусорную кучу заднего двора. Как всемирный человеческий идеализм, обобщенный человеческий идеализм,
без специфичностей,
--
сейчас сочувствует рабочему, бедняку, пролетарию, сочувствует ему в положении
части среди других частей,
--
так этот же идеализм восстанет и разорвет его на клочки, едва лишь он явится в положение
всего
и
целого.
А ведь суть социализма: "пролетарий
--
это
все!"
* * *
Вернемся к дальнейшей характеристике Закржевским Леонтьева: "Судьба этого человека по существу своему трагична... Трагедия Леонтьева
--
это трагедия русской души, которой противны все рамки, все условности, все
традиции, которая в своей одинокой, странной, загадочной жизни видит такие миры, прозревает такие горизонты, проникает в такие глубины, где водоворот, где хаос, где безумие, где боль, где Христос... Во имя единственной радости в страдании, во имя эстетического и религиозного чувства страдания
--
готов он был принести в жертву и свой покой, и покой и радость человечества, ибо ведомо было ему, что не спокойствием, не сытостью, не мещанскою жизнью покупается мир горний, мир гения, а жертвой, слезами и кровью... Красоту страдания он возлюбил выше своей жизни... Это не всем понятно; только в России еще встречаются такие удивительные, странные, безумные люди, только здесь во имя страдания отрекаются от прогресса и счастья, только здесь любят одинокую и страшную свободу свою сильнее всей жизни!.."
Все это хорошо сказано и верно сказано. Закржевский правильно судит, что
личность Леонтьева
замечательнее и любопытнее, чем "Сочинения Леонтьева", которые воистину есть лишь приложения к его портрету. В каждом штрихе, в каждой черточке эти сочинения только рисуют и дорисовывают его личный портрет. Это очень редко бывает; это бывает только тогда, когда под сочинениями лежит по-настоящему могущественная и прекрасная личность. Леонтьев вообще был весь
настоящий,
без подделок, без фальши, без притворств, без заимствований. И он поистине не мог прийтись по вкусу последней трети XIX русского века, где все за всеми бежали, все всем подражали, каждый страшился быть собою, прятал поглубже свое внутреннее "я",
--
да, может быть, этого "я" и не было совсем. Шелгунов был похож на Михайловского и Скабичевского, Скабичевский был похож на Шелгунова и Михайловского, и вся русская литература являлась "пропорцией) из тех же членов с перестановками"... Пока в обществе не пронеслось (декаденты) глухое:
--
Ну, и скучища же!..
* * *
Теперь это факт: можно почти считать критериумом литературного ума и вкуса, литературной образованности
--
иметь у себя на столе "Сочинения К. Леонтьева". По этому будут определять, войдя в кабинет:
"стадный
ли человек хозяин дома" (без Леонтьева), или он
--
лицо, "сам", "я" (с Леонтьевым). Ну, а усвоение мировоззрения Леонтьева
--
это целый переворот. Он еще не настал. Но около него борются. Вот уж когда подходяще сказать, принимая во внимание зерно его личности и учения,
--
его
эстетический идеал
:
Дружно гребите
во имя прекрасного
Против течения.
Как часто стихи эти произносились некстати,
--
произносились устами холодными и пошлыми. Но теперь они воистину
кстати!..
КОММЕНТАРИИ
НВ. 1912. 11 авг. No 13080.
"Огни"
--
еженедельный журнал, выходивший в Киеве в 1911-1914 гг. Редактор
--
О. П. Прохаско; No 29-39 за 1912 г. редактировал А. К. Закржевский.
"Собрание сочинений Константина Леонтьева"
--
см. выше комментарий к статье от 16 июня 1912 г.
...статья г. Александра Закржевского...
--
Закржевский А.
Литературные впечатления: III. Воскресший писатель
И
Огни. Киев, 1912. No 30. 28 июля.
С.
12-14.
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1912
Обновлено: 28/08/2020. 13k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.