A. Смирнов-Кутачевский. Иванушка-дурачок. Русские народные сказки. Рисунки художников Н. Николаевского, B. Каррика, С. Дудина, Г. Воропонова. С.-Петербург. 1912 г.
Нельзя не порекомендовать горячо доброй русской земле и всем русским детям эту превосходную книжку, где прелесть народного вымысла и народного языка соединилась с тонким искусством художников-иллюстраторов. Книжка заключает в себе сказки: "Дурень и его братья" (с 2 рисунками), "Новины с того света" (4 рисунка), "Набитый дурак" (4 рисунка), "Жар-птица" (6 рисунков), "Дурак" (1 рисунок), "Как три брата спорили" (1 рисунок), "Об Иванушке" (1 рисунок), "Иванушка-дурачок" (8 рисунков), "Царевна, решающая загадки" (4 рисунка), "Четыре братана" (5 рисунков), "Не любо -- не слушай, а лгать не мешай" (8 рисунков), "Иван дурак" (5 рисунков), "Сивка-бурка" (2 рисунка), "Ванька-ротозей" (8 рисунков), "Мудрая жена" (4 рисунка), "Еще об Иванушке" (2 рисунка), "Сказка о семи братьях, удалых молодцах молодых", в стихах (3 рисунка), "Летучий корабль" (3 рисунка), "Иванушка-глушничок и Вифлеевна-богатырша" (6 рисунков).
Уже раньше, начиная с 1905 года, г. Смирнов работал над циклом сказок о знаменитом русском герое-"дураке", который на самом деле всех умнее, а главное -- всех удачливее и счастливее. Об этом своеобразном народном эпосе он помещал статьи в журналах "Вопросы Жизни", "Русская Мысль" и "Образование". Разумеется, эти статьи научного, и вообще теоретического, содержания в данную книжку не вошли и в ней были бы совершенно неуместны. Книжка содержит только текст сказок. Но статьи и вообще все предварительное многолетнее изучение автора служат ручательством за превосходную установку текста и за обдуманность иллюстраций.
Иллюстрации выполнены пером и вообще даны в одной черной краске. От этого они не только не проигрывают, а выигрывают. Мысль сюжета сказки не залеплена красным, желтым, синим и прочее, а выражена в тонко ведущем· свое "дело" перерисовальщика или игле гравера. Большая честь гг. Николаевскому, Каррику, Дудину, Воропонову, -- честь и "спасибо" от русских семей. Изящество и какая-то своеобразная грация рисунков, а вместе -- их выразительность и, я сказал бы, даже психологичность не оставляет ничего желать. Например, "дурак"... Смотришь и говоришь: "Этого дурака я видел где-то". Сцены из сказочно-царской жизни полны пышности и великолепия и какой-то особой сказочной миловидности.
Сказка вообще миловиднее жизни, -- что делать...
Что же такое этот "дурак"? -- Это, мне кажется, народный потаенный спор против рационализма, рассудочности и механики. -- народное отстаивание мудрости, доверия к Богу, доверия к судьбе своей, доверия даже к случаю. И еще, -- выражение предпочтения к делу, а не к рассуждениям, которые так часто драпируют собою тунеядство и обломовщину. Посмотрите-ка на "дурака" в работе, -- хочется аплодировать:
"Он со всяким делом справляется и ни на кого не ругается: дурак и хату мел, и плетни плел, и за водой ходил, и коров доил -- всякое домашнее дело у него в руках горело. Снохи (жены "умных" братьев) дурака любили, никогда его не били, когда нужно ласкали, потому что знали, что дурак им во всем подмога; но братья с дураком не знались, из-за него с женами ругались и каждый день им твердили, чтобы они его даром не кормили. Братьям не было приметно, что дурак работал на их жен безответно. Дурак каждый день бабам воду носил; а на это у него едва хватало сил: воды приходилось таскать не мало. Вот раз снохи тащат дурака с печи, просят, чтобы он, жалеючи их плечи, еще раз сходил за водой. "Ты парень молодой, -- говорят они, -- и сила у тебя что у быка; вот нако коромысло и ведерки, подвяжи свои опорки и беги скорей на реку"... Ну, тут, пошедши, -- и поймал он "щуку", по повеленью которой все делалось дураку, и он стал сильным и счастливым...
Так сказывается в сказке о нем.
Кроме некоторой философии, несомненно вложенной в "дурака", в происхождении его сыграла роль и некоторая конкретность. В слишком многих домах у русских все доброе и крепкое принадлежит действительно "дураку", т. е. "придурковатому" сыну в ряду многих детей, придурковатому "брату" среди способных братьев, но которые благодаря своей "талантливости", во-первых, ничего не делают, а, во-вторых, доходят до разных "художеств", приводящих их даже в тюрьму. Эти "талантливые натуры", очевидно, развалили бы весь дом, -- развалили и растащили, -- если бы не "дурак", которому "художества" и проступки и на ум не приходят, который только ест и работает, -- ну, положим, как лошадь или корова (если случится быть "дуре-сестрице", что случается). Но ведь и в дому крестьянском лошадь явно полезнее пьющего человека, озорного человека, лентяя-человека. Лошадь безответно работает -- вот как именно "дурак"; а "дурак" работает, как лошадь, и в сущности спасает весь дом, спасает и кормит, спасает и строит. В элементарной жизни, какова русская старая и русская деревенская до сих пор жизнь, "дурак" и все множество действительных "дураков" играют огромную строительную и огромную охранительную роль... И можно сказать, чуть-чуть преувеличив, что деревня только и живет "стариками и дураками" среди склонной "закучивать" молодежи и умников... Книга Родионова "Наше преступление" есть вся до некоторой степени вздох по исчезающему "дураке Иване" в деревне, который матери повинуется, Богу молится, дрова рубит, избу поправляет, живет и никого "при своей глупости" не обижает... Еще можно заметить отдаленно, что в практической работе на земле правительство русское, государство русское, цари русские всегда построяли мысль свою и волю свою на "дураке" или даже в дружелюбии с "работящим дураком", все возлагая на его покорность и терпение, всего надеясь от его работы и тихости и щедро его награждая полновесною заботою и любовью. Вечное "подожди" говорило оно "дураку" деревни и в конце концов освободило от крепостной зависимости благочестивого "дурака", -- и оттого и сказка очень умно и очень хитро приводит "дурака" непременно "во дворец", спасать "царскую дочку от чудовища", и тут-то "дурака" постигает счастье и торжество. Поговорка "служи, казак! -- атаманом будешь" -- являет собою и вариант сказки о "дураке", и завет русского народа самому себе.