Розанов Василий Васильевич
Сочинения Юрия Феодоровича Самарина. Том четвертый

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


В.В. Розанов

Сочинения Юрия Феодоровича Самарина. Том четвертый

Москва, 1911. Стр. LVI + 558

   Сочинения Ю.Ф. Самарина издаются с тою роскошью и дешевизною, как это присуще и возможно только для фамильных и "памятных" изданий. Издание едва ли найдет толпу шумных читателей, но оно будет необходимостью во всякой серьезной библиотеке, для всякого государственного человека, для тех многочисленных и государственных и общественных деятелей, которые отдают жизнь и силы крестьянскому делу. Четвертый том посвящен именно последнему. Содержание его не литературное, а государственно-устроительное. В нем помещены "Труды по составлению проекта положения о крестьянах в редакционных комиссиях", обнимающие время с 3 июня 1859 г. по 10 октября 1860 г.; и немногие статьи, написанные Юр. Фед. в аксаковском "Дне", в связи с тем же вопросом. Книге предпослано обширное предисловие Ю.Ф. Самарина, которому принадлежит и самое издание, и его редакция. Ю.Ф. Самарин принадлежит к высшему типу наших государственников, тех государственников, не прислушавшись к голосу которых и не послушав совета их, пришлось чрез полвека отступать перед кричащей толпой и перед людьми, враждебными уже самому государству, самому, наконец, порядку и всякой правильной гражданственности. К худу или к добру, но все вообще славянофилы, не исключая и Самарина, были люди, так сказать, "комнатного характера". Между тем некоторая доля истории делается "на свежем воздухе", и чем дальше, тем больше. От этого своего характера славянофилы не получили шумного признания и даже никогда не были очень распространены и общеизвестны. Но -- каждому свое. И вольное, и невольное уединение и непризнанность сохранили за ними то целомудрие пера и ту чистоту и прямоту духа, мысли, всех суждений, которых остается в печати все меньше й меньше, и плоды этого духа, их сочинения, потеряв в распространенности, приобрели в вечности. Так, IV том "Соч. Ю.Ф. Самарина" читается и сейчас с интересом. Читатель, даже не специалист, уходит в крестьянский мир, не только в одно его хозяйство, а и в его дух. "Мы -- ваши, а земля -- наша" -- эта аксиома крестьянского мировоззрения режет и сейчас ухо и давит недоумением ум, как и тогда, 50 лет назад. "Нам воли не надо ("мы -- ваши"), и крепость нас не тяготит: а тяжело, когда есть нечего, когда хлеба мало". Освобождение крестьян, как известно, основывалось совершенно на противоположном: им давалась свобода, зато часть прежде владеемой (фактически) земли -- отходила к помещику. Оказалось, что крестьяне были в полном от этого недоумении и не верили даже, что это было "Царево решение". "За землю" они ничего не хотели работать помещикам и ничего же и платить им: считая землю извечно своею. Но соглашались, взамен всей земли, остаться "барскими", "в неволе". Споры, на этой почве, Юр. Ф. со своим братом Дим. Федор., который в качестве мирового посредника проводил "на земле" реформу (в Самарской губ.), в высшей степени любопытны. Но мы не можем входить в подробности, отсылая читателей к самой книге.
   
   Впервые опубликовано: Новое время. 1911. 30 сентября. No 12770.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru