Учебник, как и шапка, должен быть на голове. А. Радонежский
Родной язык -- жизнь, радость, воздух школы. Ушинский
Сельская школа получила к новому, 1912 году превосходный подарок. Это -- "Грамматика в упрощенном изложении для сельских училищ. Этимология, синтаксис и сочинение. Издал А. Радонежский". Знаете ли вы, чего стоит хороший народный учебник? Ему и цены нет!! Потому ли, что великие умы, пушкинского чекана, за составление учебников не берутся, а посредственные умы все запутывают, все любопытное и особенное в предмете изглаживают, обходят или извращают, -- но только хороших и отличных учебников почти у нас не существует. Разительный пример этого мне пришлось испытать в бытность учителем русского языка в 3-м классе гимназии: проходили синтаксис по Поливанову, и поверит ли читатель, что некоторых задаваемых уроков я сам, учитель, не понимал: таким путаным, измочаленным языком, периодами строк по 13 в каждом, составитель учебника излагал свои замечательные мысли о синтаксисе русского языка! Преподавать мне пришлось только один год, временно замещая умершего преподавателя, но я, несмотря на все усилия и приготовляясь сам дома к урокам, -- не мог ничего понять в этом предмете, который должен был объяснять ученикам! Так как, однако, занятия шли по министерской "программе" и ее надо было во что бы то ни стало "выполнить" к концу года, то и учитель и ученики вместе зубрили какую-то кашу, не разбирая в ней, говоря образно, ни "подлежащего", ни "сказуемого". Это было в 1893 году, и впечатление муки и бессмыслицы сохранилось до сего времени.
Может быть, этому полному отсутствию простых и ясных учебников нужно приписать то, что поистине несчастное наше министерство просвещения до 1897 года вовсе не вводило русской грамматики в программу сельской школы! Об этом мы узнаем из предисловия к "Грамматике" г. Радонежского, члена ученого комитета министерства просвещения, и, следовательно, этот невероятный факт есть полная действительность, не пугающаяся дневного света! Но и в 1897 году министерство предписало проходить вместо девяти частей речи русского языка только шесть!! Именно, исключены наречие, союз и междометие, и от русских деревенских мальчиков скрыты министерством "ура", "увы" и "ах". Эти известия, поразительные, как из Персии, передаю добрым читателям всей России. Г. Радонежский указывает еще, что в усилиях как-нибудь поучить крестьянских ребят грамотно писать министерство ввело в учебники какографию: ученик читает и видит напечатанною невероятную фразу: клеп сол еж, а прафту режь, которую должен поправить в надлежащую: "хлеб-соль ешь, а правду режь". Но кто знает рассеянность и шаловливость детей, догадается, что лишь 1/3 их исполнит предписание министерства зачеркнуть ложные буквы в чудовищной фразе и вставить на их место верные, а 2/3 мальчуганов, не сделав никаких поправок, так и запомнят изумительную министерскую каллиграфию, столь яркую и достопамятную!
Г. Радонежский, друг детства теперешних даже пятидесятилетних стариков, по "Родине" которого мы все учились в начале семидесятых годов прошлого века, составил полную грамматику для двухклассных училищ, сделав это с той простотою и твердостью определений, с той сжатой краткостью объяснений и, наконец, наглядностью всего текста, которая почему-то была в благодатные старые годы и почти исчезла в наше время. Почему, -- трудно сказать: язык книг, журналов, газет пал, и в этом всеобщем падении участвуют и учебники. Старые учебники, вот именно 60 -- 70-х годов, нагляднее, проще и усвоимее теперешних. Это могло бы послужить предметом сравнивания, изучения и целого учено-литературного исследования. Ему здесь не место. Мы только обращаем внимание учено-педагогического мира на замечательно-нужную книжку, и нам хочется поздравить деревенских ребят со школьным гостинцем, который их вразумит и облегчит.
Впервые опубликовано: "Новое время". 1911. 29 дек. No 12858.