Розанов Василий Васильевич
Памятка о Ключевском

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


В.В. Розанов

Памятка о Ключевском

   О В.О. Ключевском долго еще будут думать, писать... Несомненно, что наука "русской истории" и кафедра русской истории сейчас находятся под сильнейшим давлением его личности, его письма, его речи, его манеры говорить и судить... Он как-то оконкретил фигуру "русского историка"; и как теперь, так и еще долго потом не будут представлять "русского историка" в ином виде, чем Василий Осипович; или будут усиливаться повторить его в себе, желать увидеть его повторение на кафедре...
   Это -- сильнейшее влияние личности. Ключевский был ярко выраженная личность: это -- первое, что о нем следует запомнить. Нельзя забыть его жестов, его фигуры, его голоса, его манер выйти, войти, говорить с собеседником. Например, я ни разу не видал, чтобы он стоял "прямо, как палка", -- обычное положение нормального человека; чтобы, слушая, он был "невозмутим, как сонный пруд вечером", -- тоже обычная поза слушающего человека; или чтобы говоря, -- он "выпячивал грудь", -- тоже довольно обычно. В сравнениях я немножко преувеличиваю, чтобы оттенить свою мысль. В.О. Ключевский незабываем, между прочим, потому, что в самых частых положениях человека, в обычных положениях ученого -- слушание, своя речь, момент собственного размышления или наблюдения толпы -- он нисколько не походил ни на какого обыкновенного человека.
   Он весь был гибок, подвижен, необыкновенно жив. Живость, величайшая живость -- вот качество, которое первым в нем бросалось в глаза. "Этот человек не умеет спать", -- хотелось сказать о нем. Или -- "он спит, вероятно, беспокойно" и постоянно "видит сны". Сумма того, о чем я говорю, свидетельствует о крайнем переполнении его жизнью, жизненностью.
   Это и есть талант. Ключевский был в высшей степени талантливый человек: не профессор, не ученый, но именно -- человек. Из удивительного, на редкость "талантливого человека" и вырос замечательный профессор, ученый. Но это -- "приложилось", пришло потом... Если бы судьба выкинула его на совершенно другое поприще, если бы школьным учением и средой рождения и воспитания он был выброшен, например, в администрацию -- и там он заставил бы "кипеть под собою дело"... Он не мог бы заснуть. Не дал бы заснуть.
   Богатая и яркая личность, -- и именно русская. В нем не было ничего схематического, общечеловеческого. Можно представить англичанина, француза и немца в таком теле, в такой фигуре, с такими манерами, как С.М. Соловьев, П.Г. Виноградов... Уже как Тихонравов -- такие "немцы не бывают"; а как Ключевский -- совершенно не бывают, окончательно!
   Как со словами "жид" (без порицания), "немчура", "французик" мы соединяем что-то типичное-типичное, колоритное-колоритное, "что однажды Господь Бог вырезал, и на все времена", -- так "москвич" и даже вот именно "москвич, пришедший из Троице-Сергиева Посада", был точно вырезан навеки в "Ключевском". Ничего "схематического", никакой "отвлеченности"... Как писали после его кончины, -- больше всего к нему привязались, почему-то, питомцы московского Училища живописи и ваяния. Не университета и не духовной академии (где его тоже очень любили), но вот эти будущие художники. Уверен, что в этой очевидной странности сыграл свою роль глазок начинающих "ваятелей" и "живописцев"... Они заприметили, как не могли в университете и в академии, -- беспримерно "изваянную Господом Богом фигурку", -- "фигурность" которой перелилась и в дух, в слово, в ум, в лекции... И отдались ей с восторгом...
   Продолжу наблюдения, сравнения.
   Между "Россией" и "Западом" та главная разница, что весь Запад "родился в столице", а Россия "родилась в уезде"; и даже, пожалуй, "где-то под сосенкой". Так это отсвечивает в мелочах и важном. Параллельно этой "национальной особенности" Ключевского нельзя представить, чтобы он родился в Пензе "на главной улице". Непременно -- "в переулочке". Не знаю, но почему-то мне не кажется, чтобы он когда-нибудь получил "золотую медаль". Вообще в нем была поразительная "невыставочность". Известно, мы "выставок" не умеем устраивать; и "монументы" у нас тоже выходят нелепые. Не ко двору... Так и Ключевский долго-долго "терся" где-то в Троице-Сергиевой лавре; до середины своего возраста... И только к концу жизни, без усилия, без старания, без соперничества, -- решительно "затенил" собою историков до него.
   
   Впервые опубликовано: Новое Время. 1911. 20 мая.  12638.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru