Розанов Василий Васильевич
С. Григоровский. О разводе

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


В.В. Розанов

С. Григоровский. О разводе

Причины и последствия развода и брачное судопроизводство. Историко-юридические очерки. СПб., 1911

   Не все в России знают, но всем в России пора узнать, что в авторе настоящей книги, наполненной с виду сухими страницами на формальные темы, -- русская семья имеет долголетнего и преданного друга себе, 25 лет практически трудящегося для нее и чье имя не должно быть забыто в истории русской семьи. Незаметно и постоянно он двигал вперед, путем участия в комиссиях, сложную, запутанную, застарелую и малоподвижную брачно-законодательную и брачно-административную область в России, в то же время служебно содействуя развязыванию тысяч тех ужасных петель, которые нежны, как паутина, крепки, как железо, -- и мучительны, а, наконец, иногда бывают и смертельны, для живых людей, в эти петли попавшихся, как и настоящая паутина зоологического царства для мух, в нее запутывающихся... Григоровский стоял 25 лет в узле, где решаются бракоразводные дела в России, -- в том отделе синодальной канцелярии, где все это "ведается". Место это -- легендарное по черствости, педантизму, в былое время по мздоимству и с заскорузлостью и злоупотреблениями которого ничего не могли сделать даже императоры. "Каноны -- и шабаш", "Церковь -- и все замолчите"; и ничего с этим аргументом не могли сделать, в двух исторически известных случаях, государи Николай I и Александр II. Все были ссылки "на каноны", якобы "ученые ссылки"... На самом деле под всем лежало личное злоупотребление и корыстолюбие, и именно история-то это и обнаружила: достаточно было появиться на этом самом "пеклом" месте человеку с дружбою к семье, с заботою о семье, с доверием к ее собственным нравственным силам, -- и вся картина изменилась. То, что прежде казалось "нельзя затронуть", стало "можно затронуть", чего нельзя было "и обсуждать, понеже каноны" -- стало "возможно обсуждать -- хотя и каноны". "Нерасторгаемость брака", мертвая, ужасная, механическая, гробовая, незаметно и чуть-чуть, крошечными, но уверенными шажками стала преобразовываться в наступившую теперь "расторгаемость"... Ей-ей: тут лежит одна истина подо всем, притом, казалось бы, для кого-кого оспоримая, а уж никак не для "духовного мира": "Человек не животное! В человеке есть душа!" И только! Только всего!.. Достаточно было признать это, чтобы поверить, что человек сам будет стараться устроить себе гнездо, самое для него дорогое, ежедневное, -- как можно чище, светлее, уютнее, спокойнее, удобнее, прочнее... "Интерес" человечества, жажда им "покоя" есть совершенно достаточное обеспечение устойчивости семьи: и об этом нечего мелочно и скрупулезно заботиться ни государству, ни церкви, а только нужно этому не мешать. Едва вызрела эта мысль, одна эта мысль, единственная, как в сущности все уже совершилось в сфере развода, все и до конца: остались механика, делопроизводство, борьба с задержками, препятствиями, но борьба в русле реки, течение и направление которой дано. С.П. Григоровскому принадлежит историческая заслуга, что, будучи чиновником, "дельцом", он явился с молодой душою на эту застарелую, испорченную почву, явился с нравственною совестью туда, где никогда совести не было, встал с верою на точку, где царствовал скептицизм и поистине вольтеровская улыбка. Улыбка над "семьею", над "господами супругами, хотящими разводиться и которым подспудно хочется только поразвратничать"... Вот этот "Вольтер" и создал весь знаменитый бракоразводный процесс: с "волчьими ямами", "колючими проволоками", "заграждениями"... -- "Хотите разводиться? Пожалуйста, -- можно. На основании XIX главы апостола Матфея о прелюбодеянии как единой причине развода. Вот вы на площади, перед всем народом, и проделайте прелюбодеяние, и чтобы это записано было в протокол свидетелями". Все "по форме" в "формальном суде"... Но как никакая пытка не могла принудить людей к такому бесстыдству, то и создались сами собою, а отчасти подсказаны были, "обходцы", на оплату которых уходили состояния и на устроение которых тратились годы и даже десятилетия... Пока разорятся, состареются и умрут.
   Однако начать побеждать дело, сложившееся веками, можно было только "крошечными шагами"... 25 лет таких "шагов", но все в этом добром и благородном направлении, и составляли "службу" С.П. Григоровского; а письменным плодом этой "службы" является настоящая книга, на которую с благодарностью должны посмотреть все русские семьи. Нельзя не вспомнить при появлении этой книги о доблестном и малопонятом государственном муже -- К.П. Победоносцеве. Строгий судитель нравов, он был фанатическим противником развода и отправляемым в провинцию секретарям духовных консисторий давал устную инструкцию: "Какие разводы? Разводов никаких не должно быть. И не давайте". Из-за исполнения этой инструкции и погиб секретарь полтавской духовной консистории, -- памятное дело об убийстве которого волновало всю Россию. Таков был взгляд Победоносцева как плод "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет": и что бы ему стоило одним дуновеньем сдуть молоденького чиновничка синодальной канцелярии, который в таком нервном и вместе идейном деле держался диаметрально противоположных убеждений, а главное, -- и практически готов был действовать противно взглядам всемогущего обер-прокурора. Но Победоносцев был русский, а не немец: т.е. не резонер, тупица и упрямство; он понял, что за это дело взялся человек с идеалистическими взглядами, с идеальным уважением к семье. И (вероятно, ворча под нос) -- дал ему делать дело не как "начальство хотело", а как тот сам находил нужным. Но, повторяем: одним дуновением он мог бы сдуть человека. И что он этого не сделал и как бы в старости сам переменился во взглядах, показывает, что в этом старце тоже жила молодая душа, хотя и огорченная "расстройством века сего". Хочется, чтобы история семьи связалась положительно и благодарно и с именем Победоносцева.
   В книге, которую мы указываем, читатель найдет "последнее слово" всего, что относится до предмета, указанного в ее заглавии. Здесь он найдет также и страницы о "раздельном сожительстве" супругов, этом суррогате развода, когда он недостижим, пока он недостижим.
   
   Впервые опубликовано: Новое время. 1911. 30 октября. No 12800.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru