В "Русск. Мысли" г. Валерий Брюсов напечатал первоначальную редакцию вступления к "Медному Всаднику", отметив ее варианты сравнительно с общеизвестным текстом.
Всем памятны, например, те стихи, которыми "Вступление" начинается теперь:
На берегу пустынных волн
Стоял Он...
Из печатаемой нами редакции видно, что это смелое "Он" поставлено Пушкиным совершенно сознательно: первоначально он назвал своего героя по имени:
Стоял, задумавшись глубоко,
Великий Петр...
Заметим, что в рукописи эти стихи читаются еще в иной редакции:
Однажды, близ пустынных волн,
Стоял, глубокой думы полн,
Великий муж...
Далее характерны два стиха, при обработке повести откинутых и замененных другими:
Отсель стеречь мы будем шведа,
И наши пушки заторчат...
Интересно также, что знаменитое сравнение двух столиц с "новою царицей" и "порфироносною вдовой" пришло к Пушкину не сразу: раньше у него Москва поникала "пред младшим братом". Наконец, не лишены значения и более мелкие разночтения: "всемирны флаги" вместо "все флаги", "незнаемые воды" вместо "неведомые воды", "вечный ропот о гранит" вместо "береговой гранит", "бури зимних вечеров" вместо "прозрачный сумрак" и т.д.
Знать самый процесс творчества у Пушкина чрезвычайно интересно, а для нынешних скороспелых гениев и очень поучительно.
Впервые опубликовано: Новое Время. 1910. 4 июня. No 12294.