Розанов В. В. Собрание сочинений. Литературные изгнанники. Книга вторая
М.: Республика; СПб.: Росток, 2010.
ПРОФ. И. А. СИКОРСКИЙ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВОСПИТАНИЯ
Речь, произнесенная в торжественном заседании второго съезда отечественных психиатров в Киеве. Издание второе, дополненное. Киев. 1906.
Речь, кроме блестящего изложения, имеет и богатое внутреннее содержание. Подробнее она останавливается на 1) дошкольном периоде, 2) средней школе, 3) высшем воспитании. Особенно значущи страницы, посвященные среднему образованию, этой черной ране всей нашей училищной системы, которая не умеет закрыться, несмотря ни на какие усилия. Автор отмечает ряд последствий упадка чувств, никак (страшно подумать!!) не развиваемого школой и подавляемого зубрячкой:
Мы отметим лишь три важнейших последствия упадка чувства; они состоят:
1) в упадке идеализма и идеальных стремлений общества;
2) в упадке воспитательного воздействия старших поколений на младшие --отцов на детей;
3) в нарастании количества преступлений и самоубийств.
"Упадок чувства" иллюстрируется страницами богатой у нас художественно-психологической литературы и подтверждается заключением 12 московских профессоров, отметивших глубокую невосприимчивость и умственную апатию молодых слушателей, поступающих из гимназий в университет.
Отмечая врожденную слабость воли, энергии у славян и особенно у русских, автор говорит, что наша школа обязана поставить себе задачею внести поправку к этому историческому дефекту. Между тем, пренебрегши чувством, средняя наша школа напрягла все усилия к тому, чтобы подавить в учениках всякую энергию и личное начало, приучая их к тупой покорности.
Самый устав гимназий является чудовищным документом, показывающим, как глубоко было педагогическое непонимание у его составителя, гр. Д. А. Толстого! В Уставе (ст.ст. 1465, 1487, 1505, 1547) не высказано никаких педагогических принципов и оснований, а в конкретных статьях всему педагогическому персоналу придано извращенное назначение; так:
Попечитель округа является простым администратором.
Директор гимназии состоит ее начальником.
Преподаватели низведены в учителей.
Воспитанники обращены в учеников.
Воспитателям даны функции надзора.
Параллельно Толстому проф. Сикорский проводит светлую личность Пирогова, занимавшего должность попечителя киевского учебного округа при вступлении в должность министра Толстого, который немедленно его и устранил, "оклеветав его перед Государем" (собственные слова Пирогова). Пирогова и его знаменитую книгу "Вопросы жизни" проф. Сикорский приравнивает к трудам и деятельности Амоса Коменского. Он приводит отзыв ученика его, проф. Вальтера:
Великий анатом, великий врач оставляет медицинскую кафедру, и, о чудо -- анатом, хирурги испытатель материи в природе человека делается поборником его духовного начала! Он требует признания и развития достоинства человека; в знаменитой книге "Вопросы жизни" он кладет руку на больное место в воспитании русской молодежи, но кладет ее как врач -- для исцеления ран.
А другой профессор того же Киевского университета, H.X.Бунге, потом министр финансов и председатель Комитата министров,-- так очерчивает его педагогическо-административную деятельность:
Главная тайна влияния Пирогова заключалась в том, что он всю свою жизнь отдал на служение науки и нравственному авторитету и проводил этот принцип в деле воспитания. Всю свою великую власть над людьми Пирогов основывал на внутреннем убеждении и которое он старался вызвать в человеке. Его следует поэтому назвать основателем и представителем нравственного принципа в деле воспитания.
Какие отзывы, то учеников, то зрителей и государственных людей! Сколько любви в них и уважения! О Толстом -- ни одного доброго отзыва, не считая отзывов Каткова, который, похваляя министра, похвалял, в сущности, себя.