|
Скачать FB2 |
| |
Василий Васильевич Розанов
Юдаизм
(Епископ Порфирий Успенский: "Из странствований по Востоку").
Sine ira et studio1.
Пойдем, друг мой, навстречу Невесте
И да приветствуем ее в лице
Субботы...
Гимн "Субботе".
Ради чертогов, которые разрушены,
Ради храма, который разорен,
Ради стен, которые разбиты,
Ради величия нашего погибшего,
Ради великих мужей, павших здесь,
Ради драгоценных предметов наших,
Ради священников наших, сожженных здесь и согрешивших,
Ради царей наших, пренебрегших это святилище --
Мы сидим здесь и плачем.
Плач у стены Иерусалимской.
I
II
III
IV
V
VI
Рис. 2. "Медное море" Соломонова храма по реставрации Пэна ("Solomon's Temple and Capitol", 1886 г.).
VII
VIII
IX
X
XI
XII
XIII
XIV
XV
XVI
XVII
XVIII
Навсегда останется непроницаемою тайною, как же субъективно, в мировых странствованиях души, отражается рождающий ее акт, называемый нами столь кратко (и всегда небрежно)? Как отражается на этой душе повторяющийся (после зачатия) этот акт, который, по крайней мере, в материнской его стороне не может зародившеюся душою не ощущаться? Одно можно сказать, что он отражается в душе этой необыкновенным волнением, сотрясением: но таким, где она как бы обнимается волнами бытия, ее могущественнейшими и от нее независимыми; волнами бытия космическими и для нее, этой души, непонятными. Не можем обойти здесь вниманием частое упоминание Библии: "кровь -- душа животного", "ее -- не ешь". Хорошо. В акте, о котором говорим мы, который так редок у животных до человека, и у всех их не повторяется в беременности, -- в этом акте кровь (="душа") с величайшей энергией не просто притекает, а прихлынивает волной, к утробе, несущей младенца, -- и как это на нем отражается?? Если кровь = душа, то ясно, что и отражается "потоками духа", "стремнинами духа", как бы из-за завесы видимыми. Каждая кровинка (кровяной шарик) мерцает "крылышком"; для нас там -- "артерия", для него (младенца) -- "сказка, поэзия, история", которой отрывки только потом он помнит. Заметим: все первобытные эпохи -- тверды, но уж как-то очень не гениальны. Все -- Фабии, целая вереница Фабиев, день, род. Нет -- индивидуума, лица, великого лица, святыни истории. Умеренность и спокойствие животных едва ли не присуще бывает этим gentibus. Под конец истории "нравы, конечно, распущеннее" (Иловайский). Мера животного сменяется порывами человека. И десять месяцев покоя женщины сменяются радостями, волнениями, притоками нежности и ласк, глубокими слушаемыми словами и их заканчивающими объятиями. Словом, простенькая сказка о "белом бычке", для Фабия V века до Р. X., носимого в чреве матери, -- сменяется обширной и узорчатой поэмой, как эпопея "Войны и мира" или "Анны Карениной", для сыновей Корнелии -- Кая и Тиберия (Гракхов). Уже до рождения они выслушали другую музыку. Корнелия, умная гречанка (по образованию), так же нежно и робко любимая мужем, как Гончарова была любима Пушкиным, -- конечно, проводила дни в замужестве не однообразно, как древняя патрицианка-работница, и не как современные нам вегетарианцы. Тайн алькова никто не знает. Но несомненно, чем далее идет история, тем они далее отходят от modus-а animalium "простоты и ясности" коров. И "личность" -- пробуждается. Личность -- в смысле обладания большим количеством врожденных, "вдохновенных" идей. Большие "потоки духа", стремнины духовности созерцаются еще до рождения человеком; или, как Моисей это перелагает: большие потоки "крови", приливы крови объемлют изумленное, встревоженное, но и сладко томимое существо готового родиться. "Фабии" и "Фабии", все только "Фабии", одни "Фабии" -- разлагаются в узор Гракхов, Сципионов, Катонов, Цезарей. История быстро горит и быстро движется. Пока -- не разрывается все, "идет прахом", но уже на земле лежат, на землю принесены, "сведены" все домирные идеи, которые никогда не умрут, а вечно будут странствовать на земле.
XIX
XX
-----
|