Розанов В. В. Собрание сочинений. Юдаизм. -- Статьи и очерки 1898--1901 гг.
М.: Республика; СПб.: Росток, 2009.
О ПОМОЩИ ВНЕЗАПНО ЗАБОЛЕВШИМ
Судебное разбирательство в Смоленске между врачом Коврейном и купцом Зайченковым поднимает старый вопрос: можно ли во всякую минуту не только позвать, но потребовать доктора? Обязан ли доктор во всякую минуту поехать к больному? Вот два вопроса, о которых нет мнения доказанного, неколебимого, обеими сторонами признанного. На почве этого спора возникают не только неприятности, взаимное раздражение, но нередко и судебные разбирательства. Больной или его близкие чувствуют свое право потребовать врача; это -- право естественное, и без которого всякий чувствовал бы себя в благоустроенном государстве не лучше, чем в диком лесу. Но, с другой стороны, врач, который не может же 24 часа работать, чувствует и свое право на отдых. Нам представляется, что здесь право больного -- первоначальное, безотлагательнее. Надо только желать и даже требовать, чтобы это право не вело к злоупотреблениям. Насморк лечить ночью незачем, но нельзя отказывать в помощи стоящим на краю смертельной опасности. Сюда подходят случаи болезни, наступающие подобно ушибу, подобно несчастию в дороге, падению из окна и проч. Такие болезни бурно пугают родных пациента и здесь своевременная помощь, помощь не завтра, а именно сейчас может действительно спасти жизнь иногда неоценимо дорогого человека. Здесь право больного так кричит о себе, что против него нельзя возражать.
Это, нам думается, должно бы быть всеми признано законодательно, в обычае и притом обеими сторонами -- врачами и публикой. Но затем и врачи -- люди, и, конечно, болеющая публика должна и к ним отнестись деликатно, т. е. должна, высказав свое право, предоставить врачам наилучший способ ответить на это право. Нам кажется, что об этом способе нисколько не думалось до сих пор. В Петербурге на каждой улице живет 6-7 врачей: семь дней недели они могут поочередно дежурить, а на дверях ближайшей аптеки может быть вывешен адрес очередного дежурного врача днем и ночью, в последнем случае освещенный, т. е. помещаемый близ аптечного ночного фонаря. Дело в том, что ночью при внезапной болезни является всегда растерянность родных больного: кого звать, куда бежать, где живет хотя бы приблизительно возможный врач, который поедет. Минута эта чрезвычайно тяжелая и растерянному человеку прямо должен быть брошен адрес и имя. Эти, так сказать, обязательные дежурства на дому будут легче и удобнее для докторов, нежели дежурства вне дома, с обязательною вне дома ночевкою. Последние бесплодно надрывают силы врача, ибо многие ночи проходят без всяких казусов и представляют собою ожидание пациента без
больного пациента. По трудности для врача и по напрасной трате сил они избегаются или выполняются неохотно. А вполне практично придумать такой способ, который, будучи удобен для больного, был бы не обременителен и для врача. Зато такой "седьмой" врач в районе обеспечивал бы спокойный сон или научные занятия для остальных шести. Вообще нужно заметить, для всех больных аптека должна бы быть первым местом помощи. Она всегда открыта; она всем известна, как каланча. Это почти проходное, совершенно публичное место. Поэтому и ночные дежурства врачей, где они уже заведены, должны бы быть заведены при аптеках: это кабинет-спальня, где ночует очередной районный врач. При таких аптеках около фонаря вполне возможно выставить два слова: "дежурный врач" или просто "врач", как теперь выставляется на фонарях нумер дома. Что близость тут же аптеки обеспечивает скорость подания помощи, -- об этом нечего и говорить. Врач, спросив, чем захворал больной, может захватить с собою и приблизительное лекарство. Таковы, например, случаи отравы.
Наконец, есть еще способ непременного подания помощи: это -- чтобы хороший гонорар за визит между 12 часами ночи и 7 утра был обеспечен городским, например думским, правилом. Если обеспечить гонорар в десять рублей за ночной визит, то это сильно улучшит положение. Иногда врач не отвечает на ночной звонок, потому что он не извозная кляча, чтобы тащиться, встав с постели, за рубль. Поэтому бедняк, в какой бы душевной муке не находился при внезапной ночной болезни у него в семье, уже робеет поехать к врачу; между тем именно для этих несчастных случаев, подобных отраве, ушибу, надо спешить с помощью и к бедняку. Пусть он даст рубль или 50 коп., за него девять рублей доплатит город, доплатит приход, доплатит благотворительное общество. Кто-нибудь доплатит, чтобы людям не было страшно жить, как в лесу, как в пустыне, в страхе и унынии. У нас есть общество спасания на водах погибающих, но ведь и внезапная болезнь ночью, вроде кровотечений, отравы, ушиба, судорог -- тоже "погибель".