Розанов Василий Васильевич
Не дожидаясь большой беды

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Розанов В. В. Собрание сочинений. Юдаизм. -- Статьи и очерки 1898--1901 гг.
   М.: Республика; СПб.: Росток, 2009.
   

НЕ ДОЖИДАЯСЬ БОЛЬШОЙ БЕДЫ

   У нас есть Общество спасания на водах погибающих, гордое здание которого всякий может видеть на Садовой улице. Здесь для прохожих начертаны крупными буквами и цифрами числа спасенных за последние годы. Общество это высоко благодетельно, и, конечно, симпатии к нему населения стоят в уровень с его человеколюбивою деятельностью. Поэтому всякий шаг вперед этого общества живо приветствовался бы всеми. Недавнее несчастие с пароходом "Великая Княгиня Ольга" в Евпатории дает нам повод указать на одну новую возможную функцию в деятельности поименованного общества.
   Факты спасания на водах, записываемые обществом в свой актив, являются исключительно делом случая, делом благоприятного стечения обстоятельств. Там подали тонущему лодку, там бросили круг, и случайно этот круг или лодка принадлежали обществу. Здесь нет предвидения. Да и возможно ли предвидеть на необозримом протяжении русских рек и морского берега те точки, куда упадет человек или где, купаясь, он начнет тонуть? Но вот обстоятельство, где общество может предвидеть: это -- крушение морского судна, пожар на нем, столкновение с другим.
   Всем памятно, что во время крушения "Владимира", столкнувшегося с "Колумбией", при совершенно тихом состоянии моря, лодки оказалось невозможным спустить, а плавательные пояса негде было найти. Как большое административное учреждение, с известными привилегиями филантропических учреждений, Общество спасания на водах могло бы взять в свое ведение постоянный контроль спасательных средств на судах, отправляющихся из русских портов. На всяком уходящем судне член общества мог бы испытывать беспрепятственную и быструю спускаемость катеров и число спасательных кругов, равное числу платных на пароходе мест. Наконец, во время крушения, подобного крушению "Владимира", не хуже всякого круга служит деревянная доска, и верхняя палуба могла бы быть покрыта недлинными досками, многочисленными, образующими второй пол, которые, свободно лежа, всплывали бы наверх воды с погружением парохода в воду, давая помощь каждому, не умеющему плавать.
   Крушения бывают чрезвычайно редки. Вследствие этого команда парохода так же мало готовится к нему, как и прислуга железнодорожного поезда, которая спит или дремлет ночью, а не стоит над тормозом. Все это понятно и до известной степени простительно. Вот почему дополнительный надзор агентов Общества спасания на водах, сводящийся, в сущности, к напоминанию людям, обремененным трудом и заботами по нагрузке и приему пассажиров, о спасательных средствах, был бы в высшей степени полезен.
   В сущности, гибель человека в море при крушении судна есть нелепость; ничего подобного не должно быть, так как мимо данной точки гибели через час, через три часа, через шесть часов пройдет какое-нибудь делающее тут же прямой или обратный рейс судно. Особенно около наших берегов, где, в сущности, одно только каботажное плавание, ничего подобного не должно происходить и может не происходить. Дать человеку шесть часов продержаться на воде -- это в средствах современной техники. Плавательный пояс, доска, бычачий пузырь -- вот эти грошовые средства. Но их чуть ли не запирают под замки, чуть ли не складывают в дальний чулан и, словом, они парадно числятся, но реально отсутствуют в данную минуту и в данном месте. Между тем паника исключает способность искать. Самая паника наступает оттого, что не видят средств спасения. Знай все перед отходом парохода, или по отходе его укажи всем капитан, где и что спасет; будь это спасение для каждого обеспечено безусловно -- и даже во время пожара и столкновения люди не потеряли бы головы, у капитана была бы сохранена возможность распоряжаться, а это еще увеличивало бы шансы спасения.
   

КОММЕНТАРИИ

   НВ. 1901. 31 июля. No 9125. Б.п.
   ...во время крушения "Владимира", столкнувшегося с "Колумбией" -- 1 ноября 1894 г. вблизи Одессы пароход "Владимир" столкнулся с итальянским пароходом "Колумбия". Погибло свыше 200 человек.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru