Розанов В. В. Собрание сочинений. Юдаизм. -- Статьи и очерки 1898--1901 гг.
М.: Республика; СПб.: Росток, 2009.
ЛЮДИ ВСЕГДА ЛЮДИ
В некоторый части нашей печати обсуждается вопрос о положении преподавателей древних языков, которые с преобразованием гимназий останутся без занятий и без обеспечения в жизни. Не забудем, что это люди с семьями, с детьми, с определенными, давно сложившимися привычками жизни, очень скромной, но обеспеченной; что это люди образованные и иногда хорошо образованные; что они и начали учиться известным предметам, определили свою специальность ввиду того, что государство высоко ценило эту специальность и призывало их к ней, как к труднейшей и лучшей, какая может быть избрана молодым учащимся человеком. Можно вполне сказать, что государство их сотворило, а наше государство не из тех, которое вчерашних сыновей сегодня сделало бы пасынками. Вот почему нам думается, что в суждении о них и их возможной судьбе нет достаточной внимательности и серьезности. "Судьба этих нескольких сот человек представляется делом более чем второстепенным, -- пишут, например, "Русские Ведомости" и добавляют даже: "Конечно". Не поручить ли им инспекторат народных школ? -- спрашивают себя другие, и торопятся ответить: -- нет, они слишком косны, чтобы их можно было допустить к народной школе. Их тычут то в акциз, то еще куда-то. Все это прежде всего не отвечает достоинству людей, во-первых, просвещенных и, во-вторых, потрудившихся на пользу государства. Судьба их составляет и должна составлять предмет самого деликатного отношения правительства.
Реформа -- реформою, но и человек -- человеком. Нужно предоставить им места без ущерба в содержании, и в ведомствах, требующих от чиновников общего солидного образования, которым они вполне обладают. Прежде всего в самом министерстве народного просвещения найдется множество подобных служб. Далее, из бывших преподавателей древних языков почему не выйти внимательным воспитателям? А таковые нужны везде.