Розанов В. В. Собрание сочинений. Юдаизм. -- Статьи и очерки 1898--1901 гг.
М.: Республика; СПб.: Росток, 2009.
ИОАНН ГУС
Печатаемая у нас заметка г. Валентина Горлова об Иоанне Гусе должна быть рассматриваема, как вопрос очень важный, но и очень деликатный. Вопросы церкви и вопросы политики должны мешаться очень осторожно. Конечно, с политической точки зрения канонизация Иоанна Гуса православною церковью обещала бы дать очень многое, сразу же перекидывая широкий прочный и народный мост между Россией и Чехиею, русскими и чехами. Приятно было бы в календаре наших святых читать имя великого мученика и героя Чехии. Но это историческое, культурное и бытовое пожелание может встретить неодолимые канонические препятствия. Дело в том, что мы можем поклоняться как святому действительному святому, а относительно Иоанна Гуса мы знаем, что он отделился от католицизма, но насколько он в то же время сделался православным -- это определить очень трудно. Мысли его были в брожении до конца, и если это брожение и направлялось в сторону слияния с православием, то таковое направление еще нельзя считать за слияние. Мы только намечаем некоторые соображения, которые должны быть приняты во внимание в этом сложном и деликатном вопросе, но которому нельзя отказать в большом значении и интересе. Требуются специальные биографические и догматические исследования, которые, может быть, и появятся, чтобы превратить "биографию" Гуса в "Житие св. Иоанна Пражского". Вопрос стоит, чтобы над ним поработать. Правда, Иоанн Гус шел в направлении, действительно сближающемся с православием: он был в этом отношении и особенно в отвержении папского авторитета как бы предтечею теперешних старокатоликов, тоже ищущих сближения с православием. Единство крови славянской тоже много говорит. Ко всему этому присоединяется и аргумент, пожалуй, самый веский у автора предложения: что по пути сожженного Иоанна, который действительно был мучеником, перейдет в лоно православия множество католиков, тысячи и десятки тысяч. Вспомним Ядвигу и Ягайло: чтобы привести в католичество языческую Литву, она отдала руку князю-язычнику. Но католики делали компромиссы, на которые православие не решалось. Заметим, что есть разные степени канонизации: "святой", "преподобный" и, наконец, еще "блаженный". Это последнее наименование церковь наша прилагает к одному великому учителю западной церкви, со многими явно неправославными мнениями, к "блаженному Августину", по имени которого называется католический "Августинский орден". Иоанн Гус был действительно мученик и действительно великой правды и сердца человек, а слиться с православием он не мог, может быть недостаточно зная его, да и занятый специально обличениями католического неправомыслия.
КОММЕНТАРИИ
НВ. 1901. 24 нояб. No 9241. Б.п.
Печальная у нас заметка г. Валентина Горлова -- речь идет о статье В. Горлова "Православие у западных славян", опубликованной в этом же номере газеты.