Розанов В. В. Собрание сочинений. Юдаизм. -- Статьи и очерки 1898--1901 гг.
М.: Республика; СПб.: Росток, 2009.
НРАВСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА БОЖИЯ В ШКОЛАХ
При усилиях поставить в реформируемой теперь школе преподавание всех предметов на другие и лучшие основания, чем на каких оно стояло до сих пор, нельзя не обратить особенного внимания на Закон Божий. Та же сухая программа и здесь, как на уроках алгебры или немецкого языка; та же ответственность преподавателя и ученика к экзамену; тот же наскоро составленный и сжатый до последней степени учебник; то же унылое "от сих до сих" на завтра; и имена праотцев, патриархов, пророков, святых, запоминаемые с таким же чувством, как реки Австралии или плоскогория Азии. Между тем кто же станет спорить, что задачи преподавания здесь совершенно другие; что Евангелие или Ветхий Завет, и наконец история христианства -- не "сухой материал", практически необходимый для путешественника, торговца и для читателя газет. "Практично необходимое" в Законе Божием именно -- воздействие на душу ученика; воздействие на его воображение живых фигур мучеников, апостолов, пророков, картина событий истории, самой потрясающей и, наконец, размышление над нравственными законами, над заповеданиями совести человеческой, какие оставил миру и человеку Христос. Где это все? В пожелании -- это у каждого; в осуществлении -- ни у кого. Нет ничего печальнее тех длинных славянских текстов, которые, полуразумея их, выучивают на память ученики гимназий; тех сложнохитрых умозрительных построений, которые возникли как плод ученой работы над вопросами веры, и эту ученую работу распутывают, с усилиями и напрасно, отроческие наивные и беззаботные головы. Память обременена, а совесть не просвещена. Да, совесть, ибо, конечно, суть Закона Божия и его миссия на земле -- будить и просвещать разбуженную совесть. Добавим, что разбор единичных встречающихся или возможных случаев из жизни, поступков в жизни, при свете евангельском -- вот прекрасная как бы хрестоматия, которая может и составляться и изучаться на беседах пастыря с учениками. Что мы наблюдаем сейчас? Безверие и обрывки богословских знаний. Лучше дайте веры и дайте ее хотя бы в ущерб богословских умозрительных построений, при уменьшенном фактическом материале. Кто же не знает, что из духовных наших академий выходят пастыри не более ревностные в вере, а часто и более слабые, чем поступающие в священство прямо из семинарий. Вот огромное наблюдение, которое может нас разочаровать в благом действии обширных программ по Закону Божию. Совершенно очевидно, что качества воздействия есть единственная сторона, которая здесь что-нибудь значит. Контингент наших законоучителей-священников таков, что можно без опасения доверить им преподавание с меньшею требовательностью относительно программ экзаменов и прочих принадлежностей усердной и ускоренной зубрячки. И мы думаем, что через это выиграют не только дети, выиграет прежде всего церковь, Россия в смысле оживления в ней веры. И теперь школьные воспоминания, какие есть в той части их, которая касается Закона Божия, всегда сосредоточиваются около личности "батюшки". Никто не пишет: "Как мы славно учили катехизис -- до сих пор помню", но многие записали: "Какой светлый и хороший был у нас законоучитель: его речи и объяснения я до сих пор помню". На этом и нужно основать все, пустив в рост все доброе, и обстригая -- безразличное в смысле действия на душу.