Розанов В. В. Собрание сочинений. Юдаизм. -- Статьи и очерки 1898--1901 гг.
М.: Республика; СПб.: Росток, 2009.
ОБ ЭКЗАМЕНАХ В ЖЕНСКИХ ГИМНАЗИЯХ
Если крайняя и суровая нужда может иногда заставить нас сделать экстренное усилие, за которое позднее придется расплачиваться годами, то решительно неблагоразумно совершать такое экстренное усилие без критической нужды. Мы говорим об экзаменах, этой лихорадке занятий, ненормальном нервном возбуждении, о знаниях, усваиваемых в эти дни только на один час, так как и самая обстановка их усвоения исключает всякую возможность прочности и длительности запоминания. В мужских гимназиях в оправдание экзаменов еще можно сделать ссылку на неотлагательность нужды, на краткость времени и на итог сведений, без которых юноша абсолютно не может быть принят в состав слушателей университетских лекций. Здесь может быть указана критическая нужда, ради которой совершается экстренное усилие. Но если от мужских гимназий перейти к женским, то совершенное отсутствие в них экстренной нужды прежде всего вытекает из той особенности, что девяносто процентов оканчивающих в них курс девушек ни к чему специальному не готовятся, никуда дальше гимназии не идут и обыкновенно переходят непосредственно со скамейки в семью, т. е. в собственную, новую семейную жизнь.
Чрезвычайно невелик процент девушек, избирающих другой путь и имеющих другую судьбу, и во всяком случае норма гимназии должна быть приспособлена к норме того, что ожидает после гимназии громадное большинство девушек. С первого же взгляда очевидно, что спокойствие занятий и их постоянство здесь предпочтительнее всему другому. Самая задача воспитания и обучения девушек такова, что собственно она может быть разработана в программном смысле и выполняться в действительности гораздо лучше, нежели в мужских гимназиях. Здесь качество есть единственное мерило, и следовательно весь темп учения должен быть согласован не с вопросом "сколько", а с вопросом "как". Все здесь должно быть пластично; все может развивать, потому что ни с чем не нужно торопиться; чтению должно быть отведено гораздо более места, чем механическому зубрению; и очень много места может быть отведено изустным беседам наставников и воспитателей с воспитанницами. Вот школа, где преподавание, наприм., Закона Божия может быть поставлено идеально хорошо, ибо здесь уже до очевидности не нужен "Закон Божий выученный", но и нужен, а главное -- вполне возможен Закон Божий, как ряд бесед, группирующихся около читаемого Евангелия. Но и относительно всех других предметов можно сказать, что раз качественное будет поставлено впереди количественного, учебник может быть только книгою, по которой припоминается и репетируется усвоенное через живое и личное преподавание учителя в классе. Экзамен здесь совершенно излишен -- именно временный подъем темпа учения, как возбуждение, как нарушение спокойствия, между тем как спокойствие есть уже само по себе программа в воспитании девушки. Далее -- здоровье и весеннее время года, употребляемое на это горячечное ученье. Некоторый надлом здоровья, конечно недопустимый и для юношей, все-таки у них может быть восстановлен в течение четырех лет университетского курса, где занятия не так обременительны, как в гимназии. Этого-то срока поправления здоровья нет у большинства девушек, и анемичные, с головокружениями, с плохо развитою грудною клеткою и разными педагогическими "искривлениями", плодом согнутости над книгою -- они переходят к весьма трудным испытаниям дальнейшего своего здоровья. Если этот переход отзывается недугами и немощью даже на немногих, это все-таки должно быть избегнуто, но заявления медиков слишком свидетельствуют, что головокружение, малокровие и нервность есть почти общий недуг, а не недомогание оканчивающих курс гимназисток. И главное, это вовсе не связано ни с какою необходимостью. Девушка окончила курс: и единственный вопрос, с каким на нее устремлен взор родителей, общества, целой страны, состоит в том -- здорова ли она, нравственна ли, умна ли и развита серьезным и спокойным развитием.