Розанов В. В. Собрание сочинений. Юдаизм. -- Статьи и очерки 1898--1901 гг.
М.: Республика; СПб.: Росток, 2009.
О РЕПЕТИТОРСТВЕ УЧИТЕЛЕЙ
Ходатайство одного из попечителей учебных округов возбудило общий вопрос в министерстве народного просвещения о том, возможно ли сохранить за учителями средних учебных заведений право в некоторых случаях репетировать на дому своих собственных учеников. Факт подобного репетирования вообще существует; право на это, как нам известно, было в некоторых особенных случаях даваемо попечителями учебных округов по частным ходатайствам директоров и инспекторов гимназий, по преимуществу в маленьких городах. Но принципиально вопрос о репетиторстве учителей никогда не поднимался.
Трудность его состоит в том, что в некоторых редких случаях подобное репетирование является не только нужным, но прямо спасительным для ученика, а с другой стороны, на почве принципиально допущенного репетиторства возможно такое развитие злоупотреблений, о котором, по вреду их для учащихся, страшно подумать. Случай необходимости в сущности один, -- именно, когда в маленьком уездном городе, где имеется всего одно среднее учебное заведение, приходится поддержать слабого ученика, но не какого-нибудь низшего класса, а именно последнего, выпускного. Ученику остается только один год до окончания курса; но его знания по курсу таковы, что приблизительно в середине учебного года становится совершенно ясно, что он кончить курса не может. Сам он поправиться не в силах. Взять ему репетитора неоткуда: он в последнем классе. Единственный возможный репетитор есть преподаватель гимназии. Когда нечем спасаться -- спасаются, чем есть. Репетирование преподавателя гимназии является необходимостью, а с необходимостью не борются. Но и здесь, нам кажется, есть средство избежать злоупотреблений. Гимназии в маленьких городах, вследствие отсутствия так называемых параллельных классов, содержимых на специальные средства каждого порознь учебного заведения, вообще не лишены этих средств. Нельзя ли было бы вот эти специальные средства, в небольшой их части, и употребить в пользу учащихся: чтобы учителя гимназии репетировали учеников последнего выпускного класса в небольших уездных городах за совершенно равномерную и небольшую плату, получаемую ими из специальных средств гимназии, и без всяких денежных расходов собственно учеников на этот предмет. Избавляя учителей от всяких нареканий, это было бы и чрезвычайно важной и серьезной помощью недостаточным ученикам, нуждающимся в репетиторе не менее состоятельных и более счастливых товарищей, да повлияло бы несомненно и на общие успехи выпусков, сделав их более ровными и подняв общую цифру выпускаемых. Ученики всех остальных классов, средних и низших, могут быть репетируемы учениками последнего выпускного класса, или вообще учениками которого-нибудь старейшего, чем собственный, класса. О репетировании здесь учителей не может быть и речи. Мы знаем, что подобное репетирование существует, но оно должно быть формально и принципиально запрещено. Злоупотребления, если бы они произошли, были бы слишком неуловимы и вредоносны, и в этом случае пусть уж лучше жена Цезаря будет вовсе удалена от самой возможности злоупотреблений. Нам кажется, что так можно было бы достаточно удовлетворительно организовать репетиторство в наших гимназиях, хотя, вообще говоря, репетиторство само по себе есть аномалия.